Как заставить шляпы думать за нас

Мы часто встречаемся с рекомендацией тренировать критическое мышление и прививать его детям. Овладеть этим навыком поможет метод шести шляп, понятный даже ребёнку дошкольного возраста. В статье мы расскажем о том, как простая ролевая игра может научить ставить правильные вопросы, придумывать оригинальные идеи и решения и корректно вести споры.

«Шесть шляп мышления», или «Шесть думающих шляп», — это увлекательная и полезная методика организации мыслей, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно в 1985 году. Он считал, что естественная хаотичность человеческого сознания препятствует продуктивности мышления. Задача метода шести шляп — помочь людям упорядочить мысли и научиться рассматривать ситуации с нескольких сторон.

С помощью этого метода вы сможете принимать наиболее оптимальные решения даже в самых непростых ситуациях: нужен ли ребёнку репетитор? Стоит ли начать учить ещё один язык? Какие предметы следует сдавать на ЕГЭ? 

В сфере бизнеса для ответов на сложные вопросы сотрудники часто прибегают к мозговому штурму, а метод шести шляп — как раз одна из его разновидностей. «Шляпы» научат детей и взрослых выявлять скрытые преимущества и находить неочевидные недостатки обсуждаемого предмета, включать в процесс принятия решения не только эмоции или сухую логику, но и всё многообразие мыслительных способностей человека. 

Представим, что родителям и ребёнку необходимо принять довольно сложное решение — например выбрать университет для поступления. 

Отец. Я думаю, тебе стоит выбрать БЮГУ. Конечно, придётся тратить три часа в день на дорогу, но зато ты будешь получать стипендию!

Мать. Настаиваю на БХФТИ! Я готова оплатить образование в вузе, до которого идти пешком всего 15 минут. Сэкономленное на дороге время можно потратить на учёбу!

Отец. Может быть, лучше выбрать ТГОУ? Там и общежитие дадут, и платить не надо…

Мать. А чего тебе самому хочется? Я одобрю любой твой выбор. 

Ребёнок. Честно говоря, я боюсь, что после трёх часов в дороге у меня не останется сил на домашнее задание, а в общаге я вряд ли смогу фокусироваться на учёбе, в то же время мне очень не хочется тратить ваши деньги на оплату обучения…

Отец. Да уж, непростой вопрос… Может быть, за нас подумают шляпы?

Мать. Дорогой, у нас тут серьёзный разговор, а ты опять со своими шутками! 

Давайте же узнаем о том, почему предложение отца — не шутка, а здравая мысль!

Ролевой брейншторм

Может показаться, что само название методики намекает на необходимость присутствия шести членов дискуссии. Но на самом деле «Шесть шляп мышления» будут одинаково полезны как для сорока человек, так и для одного. Главное ­— соблюдать порядок выступления: в один момент времени должна «высказываться» только одна шляпа. 

Итак, нам потребуются шесть шляп разных цветов: синяя, белая, красная, чёрная, жёлтая и зелёная. Скорее всего, под рукой их не окажется, поэтому можно взять цветные карточки или написать на шести листах бумаги буквы С, Б, К, Ч, Ж, З. Шляпы — это всего лишь образы, метафоры функций их обладателей. 

     • Синяя шляпа отвечает за управление: обладатель синей шляпы становится ведущим, модератором дискуссии. Он не высказывает оценочных суждений, не спорит с обладателями шляп других цветов, но ставит задачу, регламентирует диалог и подводит конструктивные итоги.
     Белая шляпа наделяет своего хозяина аналитическим мышлением: приводится сухая статистика и выявляются верифицируемые факты.
     • Красная шляпа позволяет дать выход эмоциям: переживаниям и опасениям, восторгу и радости. 
     Чёрная шляпа выполняет критическую функцию, приводит аргументы против, перечисляя всевозможные «а если», выявляя противоречия и ставя под сомнения различные умозаключения. 
     Жёлтая шляпа олицетворяет оптимизм и приводит аргументы за. 
     Зелёная шляпа отвечает за креативность: предлагает нестандартные идеи и решения. 

Последовательность дискуссии может быть свободной: начинает и заканчивает  обсуждение всегда синяя шляпа, но в промежутке шляпы могут чередоваться любым желаемым образом. Де Боно рекомендует как можно чаще давать слово красной шляпе, чтобы эмоции всегда имели выход. 

Строгая привязка шляп к конкретным людям опциональна. Чаще всего синяя шляпа остаётся на одной голове на протяжении всей дискуссии. Её надевает, например, классный руководитель или начальник отдела, но постоянство этой привязки может нарушаться, если этого требует ситуация. Также можно вручить одну шляпу группе из нескольких человек или давать по очереди каждую из шляп одному человеку, чтобы он сразу высказал весь спектр своих соображений. 

<<Форма демодоступа>>

Как это выглядит на практике

Чтобы продемонстрировать работу метода на практике, вернёмся к проблеме выбора университета.  

Мать в синей шляпе. Нам нужно выбрать один из трёх вузов для поступления: БЮГУ, БХФТИ или ТГОУ. Начинает белая шляпа.  

Отец в белой шляпе. В БЮГУ будут платить стипендию, но добираться до него очень долго. Находится БХФТИ недалеко, но за обучение придётся платить. В ТГОУ не требуют оплаты обучения и дают общежитие рядом с университетом.  

Мать в синей шляпе. Теперь говорит красная шляпа. 

Ребёнок в красной шляпе. Я боюсь, что если мне придётся ездить в БЮГУ, то сил на домашние задание у меня не останется. Поступление в БХФТИ вызовет у меня чувство неловкости из-за того, что родителям придётся тратить деньги на моё обучение; мне будет казаться, что я недостаточно хорошо сдал ЕГЭ, не оправдал вложений в репетиторов, разочаровал маму и папу. 

Поступать в ТГОУ я не хочу: боюсь, что жизнь в общежитии помешает мне фокусироваться на учёбе, я буду много отвлекаться, меня никто не будет контролировать, как это делали в школе родители.  

Мать в синей шляпе. Теперь говорит чёрная шляпа. 

Отец надевает чёрную шляпу. Я считаю, что эмоции красной шляпы вызваны страхом, она не хочет брать на себя ответственность, боится стать взрослой: когда я был в возрасте красной шляпы, то уже жил в общежитии, которое располагалось в двух часах езды от университета!

Мать в синей шляпе. Может быть, выскажется жёлтая шляпа?

Ребёнок надевает жёлтую шляпу. Действительно, жизнь в общежитии даёт возможность стать самостоятельнее. В долгой дороге до БЮГУ тоже можно найти плюсы: время езды на электричке и метро можно потратить на чтение учебников. БХФТИ же даёт возможность устроиться на работу, что также поможет мне повзрослеть.  

Отец. Хочу надеть красную шляпу!

Мать в синей шляпе. Хорошо. 

Отец надевает красную шляпу. Работать во время учёбы — ужасно! После работы у тебя точно не останется сил и времени на образование! 

Ребёнок хватает белую шляпу. Позволь уточнить, разве ты сам не работал в университетские годы?

Мать в синей шляпе. Соблюдаем порядок дискуссии! Сними белую шляпу. Дорогой, а ты бы и правда мог ответить на вопрос ребёнка. 

Отец, опуская глаза. Работал. 

Мать в синей шляпе. Зелёная шляпа хочет что-нибудь сказать? 

Сын надевает зелёную шляпу. Я устроюсь на полставки в лабораторию БХФТИ! Так я буду зарабатывать деньги, становиться взрослее и получать полезный опыт, тесно связанный с моим образованием!

Мать в синей шляпе. У красной шляпы есть возражения?

Отец в красной шляпе. Стоит признаться, я об этом не подумал! Мне очень нравится эта идея. 

Мать в синей шляпе. Решено! Поступаем в БХФТИ! 

<<Форма аттестации>>

Итоги

Методика «Шесть шляп мышления» полезна практически в любой ситуации: будь то принятие решения, обучение или обсуждение творческого вопроса — дискуссия десятиклассников об убийстве Раскольниковым старухи-процентщицы, разработка отделом стратегического развития нового бизнес-плана, выбор тематики экскурсии для детсадовской группы.

Наконец, оговоримся, что метод шести шляп вариативен: есть задачи, решение которых требует абстрагирования от эмоций, — в таком случае мы можем обойтись без красной шляпы. Если нам нужно больше идей вне зависимости от их качества, то нет необходимости в чёрной шляпе. Главный принцип метода — упорядоченность диалога, поэтому единственная необходимая в любых условиях шляпа — синяя. 

Иллюстрация: Sofia Ayuso / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован