Как мотивировать ребёнка учиться, если в школе полно навязанных знаний

Вместе с психологом разобрались, что ответить школьнику, который не понимает смысл некоторых предметов и поэтому не хочет ходить в школу, а родитель хочет донести ценность образования, а не воспользоваться фразой «Потому что я так сказала!»

  • 30
    .
    06
    .
    2022
  • Время чтения:

    3 минуты

Анастасия Митрофанова

Психолог, гештальт-терапевт. Знает всё о мотивации детей

Рано или поздно ребёнка посещает мысль: «Зачем мне квадратные уравнения, если я хочу быть певцом?» Вместо математики с музыкой можно подставить любые другие предметы, но суть останется прежней. Родители часто теряются, что же можно на это ответить.

Но такие вопросы закономерны для современных детей. Они с рождения находятся в информационном потоке и вынуждены разделять всю входящую информацию на нужную и ненужную. Зачастую детям, которые начинают изучать новые предметы, действительно неочевидно, как древние фамилии и законы физики смогут помочь им в жизни. 

Как начать разговор

Прежде чем отвечать на вопросы ребёнка, зачем ему, например, физика или химия, родителям стоит прояснить этот момент для себя. Возможно, это помогает прикидывать на глаз, за сколько секунд остынет маленький стаканчик с кофе, или знание угла преломления света позволяет выбрать оптимальный ракурс для фото.

Ответы должны быть максимально простыми и искренними, но в то же время ёмкими. Стоит проявить творчество и не стесняться привлекать примеры из жизни друзей, знакомых, известных личностей и даже рекламы, чтобы сделать картинку более красочной. 

Если ребёнок в очередной раз не хочет идти в школу, потому что там много ненужных знаний, то родители могут воспользоваться несколькими аргументами.

<<Перелинковка>>

Аргумент 1. Интерес может быть потерян из-за методики

Возможно, подростку неинтересны предметы, потому что их скучно преподают. И дело вовсе не в том, что ему не нужна в жизни химия, просто на уроке не показывают эксперименты и всё время заставляют писать уравнения.

Вне основных занятий ребёнок может проявить максимум творчества, чтобы изучить предмет под углом, который ему интересен. Например, проводить практические опыты, изучить взаимосвязь выбранной дисциплины с другими областями знаний, углубиться в чтение энциклопедий или записаться в кружок, посвящённый выбранному предмету.

Вместе с тем не стоит превращать свободное время ребёнка в бесконечную продлёнку. Вне занятий, если школьник не отстаёт по программе, можно вместе посетить экспозицию или посмотреть хорошую научно-популярную передачу для повышения интереса к учёбе. Например, серию передач Нила Деграсса Тайсона по физике или канал Nat Geo Wild по биологии.

Если же ребёнок отстаёт или просто заинтересован каким-то предметом, можно организовать обучение в рамках эклектичной методики, которую ​​можно считать компромиссом между полностью традиционным обучением и творческим подходом к системности в анскулинге. 

Аргумент 2. Школа не должна восприниматься только как набор предметов

Если ребёнок вообще не понимает, зачем ходить в школу, нужно сначала объяснить, как работает система. В образовании есть обязательные предметы, факультативные, а ещё интересная и разнообразная жизнь. В школе дети учатся многому «между строк». Например, при поступлении в 1-й класс ищут друзей и учатся коммуницировать, а ещё проходят все этапы социализации. При переходе в 5-й становятся самостоятельнее и избирательнее. В 11-м выбирают предметы для ЕГЭ, анализируют вузы и программы.

На переменах учатся решать конфликты, помогать друг другу с домашкой и саморефлексировать. На уроках — критически мыслить, работать в режиме многозадачности и принимать решения. Дома тренируют навыки тайм-менеджмента и приоритизации задач, проводят фактчекинги.

<<Форма демодоступа>>

Аргумент 3. Предметы учат не только конкретным знаниям, но и развивают кругозор 

Если кратко: все предметы нужны, чтобы стать более умным. Если более подробно: в современном мире важно иметь достаточно развитый мозг и обладать большим объёмом усвоенных знаний. Знания прокачивают нейронные связи. Мозг можно сравнить с мышцей: чем больше тренируешь, тем больше развивается.

Например:

  • алгебра и физика влияют на аналитическое мышление;
  • геометрия развивает пространственное мышление;
  • история и обществознание помогут всесторонне понять процессы, которые происходят в обществе и политике;
  • русский язык и литература учат грамотно и понятно излагать свои мысли;
  • английский и другие языки помогают общаться в путешествиях и узнавать о других культурах. 

Доступ к «Окей, Гугл» даёт ложное ощущение всемогущества. Кажется, что абсолютно всё необходимое можно найти в интернете. И даже если через пять или десять лет после школы часть формул и фактов будет сложно вспомнить, потеряется лишь неактуальная информация. Зато останутся прокачанные нейронные связи, которые помогут с лёгкостью освоить новую профессию и добиться в жизни высоких результатов.

Если после всех аргументов подростку всё ещё не важны академические успехи по всем гуманитарным или физико-математическим предметам, родители могут предложить выбрать один предмет в каждой области, по которому он сможет показывать высокие результаты. Остальные можно просто поддерживать «на плаву». 

Аргумент 4. Знания полезны не только в стенах школы, но и в быту

Не все темы из всех предметов пригодятся в жизни. Некоторые помогут развить кругозор и насмотренность. Но есть прикладные умения, которые будут полезны в обычной жизни.

Например, если родители хотят открыть карту ребёнку, пусть он сам разберётся с вопросом. В этом поможет:

  • математика, чтобы считать деньги и копить кешбэк;
  • литература и русский язык, чтобы систематизировать грамотный текст для заявления;
  • информатика, чтобы понимать, как пользоваться приложением банка.

Аргумент 5. Есть альтернативный вариант 

Ребёнок может выбрать семейное обучение для концентрации на том, что ему действительно необходимо. Если он понимает, что самому изучать предметы тяжело, есть вариант выбрать онлайн-школу.

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» время не тратится на контроль дисциплины, чтение нравоучений и замечания, граничащие с оскорблениями. На вебинарах учитель даёт нужную информацию и успевает отвечать на вопросы учеников, заданные в чате. Домашнее задание проверяется на платформе автоматически, а письменные задания смотрят методисты. У детей всегда есть возможность послушать объяснение учителя столько раз, сколько понадобится для того, чтобы вникнуть и разобраться. Можно пересматривать запись урока или отдельного фрагмента.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться