С какого возраста можно
Для начала обратимся к нормативным документам, чтобы понять минимально допустимый возраст первоклашки. Открываем закон «Об образовании в Российской Федерации», статья 67:
«получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить приём детей в более раннем или более позднем возрасте».
То есть официально и без вопросов школа может зачислить ребёнка в шесть с половиной лет, но по заявлению родителей возраст может быть снижен.
Мотивы родителей
Основных причин, по которым родители отдают ребёнка в школу до семи лет, несколько.
Двое детей с небольшой разницей в возрасте
Когда в семье есть дети-погодки и старший идёт в первый класс, к нему «за компанию» добавляют и младшего. Так родителям проще забирать детей из школы, секций и контролировать домашку.
Ребёнок уже всё умеет
Родитель видит, что дошкольник овладел всеми навыками для начала учёбы, и не хочет, чтобы ребёнок терял время просто так.
Опираясь на собственный опыт
Взрослые вспоминают, что вообще-то и сами пошли в школу до семи лет и этот опыт был позитивным, во всяком случае спустя годы это воспринимается именно так.
Хороший учитель
Родители знают, что в этом году класс набирает сильный учитель, и во что бы то ни стало решают попасть в набор. Ведь неизвестно, каким там будет следующий педагог.
<<Форма демодоступа>>
Мнение экспертов
Специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования изучили вопрос ранней социализации детей.
Они провели исследование в 15 регионах России среди 60 тысяч детей в возрасте шести-семи лет. Учёные пришли к выводу, что первоклассники в возрасте шести с половиной лет сильнее устают и чаще болеют по сравнению с семилетними детьми.

С учёными солидарны и некоторые учителя общеобразовательных школ. Они характеризуют детей шести лет, оказавшихся в начальной школе, так:
- ещё не наигрались и продолжают играть на уроках;
- быстрее устают, их работоспособность ниже;
- сложно сосредоточиться;
- рука не готова к письму;
- плачут на уроках.
Важно понимать, что для первого класса недостаточно уметь писать и считать. Высокие интеллектуальные способности ребёнка часто сбивают родителей с толку, и им кажется, что малыш уже готов садиться за парту и находиться в коллективе.
Но для обучения в школе гораздо важнее эмоциональная и физиологическая зрелость.
Яркий пример последствий ранней социализации ребёнка — резонансный случай с поступлением девятилетней Алисы Тепляковой на психфак МГУ. Казалось бы, девочка сдала ЕГЭ, имеет хорошие знания наравне с сокурсниками: разбирается в линейной алгебре и матанализе, успешно сдала вступительные по биологии и информатике. Но поведение девочки сокурсники характеризуют как незрелое: ребёнок перебивает преподавателей, не обладает навыками простого общения, не отличает риторические вопросы от обычных.
«Она такая маленькая <…> В коридоре дымком играла, который в аппарате с антисептиком. Сунет ручки — он дымит, и у неё восторг <…> Поведение хромает, социализация слабенькая. Чувствуется, что ни в сад, ни в школу не ходила», — делятся впечатлениями об Алисе студенты МГУ.
Очевидно, что когда эмоционально и физически ребёнок не готов к серьёзному учебному процессу, то не имеет никакого значения уровень академических знаний.
Чем грозит учёба раньше времени
Психологи МГУ, которые наблюдают за феноменом Алисы Тепляковой, говорят, что её психика может не выдержать вузовских нагрузок.
Когда ребёнок откровенно мал для учёбы, то могут наблюдаться следующие физиологические нарушения: апатия, тотальная подавленность, соматические расстройства. Родители могут замечать, что ребёнок говорит во сне (если до школы этого не происходило), а качество сна ухудшилось. О неврозе могут говорить боли в животе по утрам, тошнота, головные боли. Причём эти симптомы проходят, если оставить ребёнка дома.
Тревожными сигналами также являются грызение ногтей, появление заикания и нарушения речи.
Как понять, что ещё рано
Специалисты предлагают следующий чек-лист, который поможет понять, что торопиться со школой не нужно:
- Часто болеет — восемь и более раз в году— и имеет хронические заболевания.
- У него есть неврологические особенности и/или логопедические сложности.
- Не умеет находить общий язык со сверстниками, долго привыкает к новому окружению, не проявляет инициативу.
- Не ходил в детский сад.
- Сложно переживает проигрыши и не справляется с критикой.
- Эмоциональный и тревожный.
Как понять, что всё в норме
В недавней статье мы рассказывали, как определить, что ребёнок готов к школе. Там используются практические методы и тесты, которые помогут узнать, подождать с первым классом или, напротив, не стоит засиживаться дома.
Когда ребёнок уже пошёл в школу, определить нормальное течение первых месяцев учёбы можно по таким признакам:
- Через полтора-два месяца первоклашка более-менее адаптируется к учебному процессу. Уже к октябрю-ноябрю ребёнок умеет правильно реагировать на общие формы обращения. Он понимает, что если учитель сказал: «Дети, открываем тетради», то это касается и его в том числе.
- Ребёнок смог наладить контакт со сверстниками и взрослыми. У него появились первые друзья и знакомые, он не стесняется обратиться к учителю, охраннику или повару.
- При нормальном течении учебного процесса первоклашка комфортно себя чувствует вне привычной домашней обстановки: ест со всеми в столовой, посещает школьный туалет.
Как подготовить ребёнка к школе
Если вы видите готовность малыша пойти в школу в шесть лет, то позаботьтесь о том, чтобы его адаптация в первом классе прошла мягко и быстро.
На уроках ребёнку предстоит непривычно долго сидеть в одной позе. Поэтому стоит заранее начать укреплять мышечный корсет. Утренняя зарядка, регулярные физические упражнения, прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде — всё это подготовит детские мышцы к сорока минутам за партой.
Начните приучать ребёнка к самообслуживанию. Убедитесь, что малыш умеет завязывать шнурки и застёгивать пуговицы. Учитель, конечно, сможет помочь ребёнку одеться, но рассчитывать на это не стоит: количество учеников в первых классах сейчас достигает 30 человек.
С навыками письма, чтения и счёта педагоги первых классов обычно говорят не торопиться: у них есть своя методика, которую они применяют уже в классе. Но в силах мамы и папы, например, подготовить руку к работе в тетрадях. Для этой задачи подойдут пазлы, пластилин, конструктор.
Побеседуйте с будущим первоклассником о том, как он будет выходить из проблемных ситуаций. Смоделируйте некоторые из них: что делать, если кто-то отобрал ручку, если не успел записать за учителем, если потерялась сменка, и расскажите, как стоит вести себя.