Официального перечня знаний и умений будущего первоклассника нет, а федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» запрещает школам устраивать приём на конкурсной основе. Мы подготовили перечень того, чему обучают в дошкольном детстве, а значит, при поступлении в школу ребёнку нужно это знать и уметь.
Необходимые знания и навыки будущего первоклассника
Знания по математике:
- счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
- сложение и вычитание в пределах десяти;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
- копирование образца, например, продолжать узор;
- понимание количества: «один — много»;
- базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед.
Знания по азбуке и письму:
- все буквы;
- звуки: хотя бы понимать разницу между гласными и согласными;
- обобщения;
- образование прилагательных от существительных (например, стекло — стеклянный).
Знания по окружающему миру:
- явления природы,
- времена года,
- месяцы,
- дни недели.
Знания о себе и семье:
- фамилии, имена, отчества своё и родителей;
- страна, город, улица, дом и квартира проживания;
- свои возраст и дата рождения.
<<Перелинковка2>>
Когда ребёнок овладел необходимыми знаниями, родителям стоит начать готовиться к школьному этапу.
<<Форма демодоступа>>
Шаг 1. Выберите форму обучения
Юрист «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» Екатерина Кулакова подготовила в рамках марафона гид по формам обучения в России.
Все вопросы образования в нашей стране регулирует «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». Статья 17 говорит, что получить образование можно в образовательном учреждении и за его пределами. В организации ребёнок может учиться в трёх формах: очной, заочной и очно-заочной. Отличие заключается в количестве времени, которое ребёнок проводит в школе с учителем.

Очная форма включает все виды занятий в прямом взаимодействии учителя и ребёнка. При заочной форме обучения школьник получает задания от учителя, но изучает информацию сам и приходит в класс только на плановые аттестации и мероприятия. В очно-заочной форме только часть занятий происходит при взаимодействии учителя и ребёнка, остальные знания ученик осваивает сам. Ответственность за образование в этом случае несёт школа.
Вне учреждения ребёнок может осваивать школьную программу с помощью семейной формы с 1 по 9 классы или с помощью самообразования в 10 и 11 классах. В обоих случаях ответственность за качество знаний несут родители — они выбирают формат обучения.
<<Блок перелинковки>>
Шаг 2. Оборудуйте место для учёбы
Чтобы ребёнку было удобно заниматься, а его осанка и зрение всегда были в порядке, важно правильно организовать рабочее место. Советами, каким должно быть рабочее место, поделились мануальный терапевт Дмитрий Ефимов и врач-офтальмолог Надежда Силакова:
- Чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник во время работы за компьютером, необходимо подобрать стол и стул, которые будут «расти» вместе с ребёнком.
- Как вариант, в качестве стула можно использовать фитбол, в этом случае при сидении задействуются мышцы-стабилизаторы, ребёнок держит спину ровно, а позвоночник не перегружается.
- Когда ребёнок сидит за компьютером, его стопы обязательно должны стоять на полу, а руки — свободно лежать на клавиатуре. Учитывайте это при подборе мебели для рабочего места.
- Расположение компьютера должно быть таким, чтобы взгляд ребёнка был по центру монитора или чуть выше. Освещение в комнате должно быть хорошим, нельзя заниматься в темноте.

Эти простые советы помогут вам оборудовать рабочее место ребёнка так, чтобы он мог комфортно работать и сохранил своё здоровье.
Шаг 3. Обучите ребёнка принципам тайм-менеджмента
Управление временем — важный для ребёнка навык, который поможет ему больше успевать и будет очень полезен в будущем. Чтобы подготовка к школе прошла успешно, советы родителям по управлению временем дала спикер марафона Ольга Карачинова, блогер и тренер по тайм-менеджменту:
- Составьте расписание занятий. Определитесь, как часто ребёнок будет заниматься: или по чуть-чуть каждый день, или интенсивнее, но дней на учёбу будет меньше. В расписании важно учитывать баланс — чтобы ребёнок не только отдавал ресурсы (учился), но и восполнял их. В расписании должны быть перерывы на «дела-батарейки», которые наполняют ребёнка энергией и эмоциями, например, погонять мяч, поиграть с друзьями или порисовать. Учитывайте это при подготовке к школе.
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
«У ребёнка должно быть понимание, что у него есть личное время, которое он может уделить только своим делам».
- Продумайте план на неделю, включив в него не более трёх образовательных областей, которыми вы будете заниматься в течение недели. Полезен будет план на день, в который нужно включить и дела ребёнка, и дела родителей, особенно если вы активно занимаетесь его учёбой.
Совет психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:
«Старайтесь проговаривать с ребёнком с вечера план задач на следующий день, не откладывайте это на утро».
- Важно помнить, что любой график или план — это не догма, и лучше не расписывать все дела поминутно. Старайтесь делать график гибким, и в зависимости от ситуации корректируйте список дел и время на их выполнение.
- Родителям, которые помогают ребёнку в обучении, необходимо не забывать о себе и тоже включить в свой график «дела-батарейки», чтобы находиться в ресурсе. В таком состоянии можно дать ребёнку гораздо больше.
Шаг 4. Сделайте обучение интересным и индивидуальным
Важно учитывать, что сейчас на первое место выходят таланты человека, и в будущем многие работодатели будут оценивать именно индивидуальные способности работников и их soft skills. Об этом в рамках марафона мы поговорили с Ириной Фомичёвой, руководителем учебного отдела «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»:
Индивидуальный подход в образовании позволяет раскрыть особенности ребёнка и сделать обучение действительно интересным и полезным для него. Например, в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» ребята проходят диагностику, которая позволяет выявить сильные стороны ребёнка и выяснить, какие у него склонности.
На основе результатов теста тьютор помогает ребёнку выбрать индивидуальный образовательный маршрут: математический, гуманитарный, естественно-научный, технологический, физико-математический или социально-гуманитарный. Ребята, которые учатся по индивидуальному образовательному маршруту, вместе с базовыми курсами могут выбрать до пяти дополнительных.
Кроме того, в нашей онлайн-школе есть углублённые и олимпиадные курсы, а также нацеленные на развитие soft skills: эмоционального интеллекта, навыков коммуникации, критического мышления, умения вести переговоры.
Когда ребёнок может двигаться в индивидуальном направлении и развивать свои данные, учёба из обязаловки превращается в приключение.

<<Форма бесплатного курса>>
Шаг 5. Воспользуйтесь лайфхаками хоумскулеров
На марафоне «Учимся вместе! Учим с любовью!» своим опытом делились не только эксперты, но и мамы детей, которые получают знания на семейном обучении. Лейла Сазонтова, автор книги «Жизнь без школы», рассказала, на какие моменты в обучении ребёнка она обращает внимание, и поделилась советами с родителями.
По мнению Лейлы, самое главное, что должен сделать родитель — научить ребёнка учиться: чтобы он привык получать, фильтровать и применять информацию. Человек, который умеет это, из всего получит пользу.
Чтобы сформировать у ребёнка это желание, важно отталкиваться от его интересов. Лейла рассказала о том, что её сын долго интересовался астрономией, и она старалась строить обучение вокруг этого предмета. Однажды в планетарии мальчик подружился с лектором. Тот рассказал ему, что для полёта на МКС недостаточно только знания астрономии: нужно ещё быть в хорошей форме и как минимум знать английский язык. Так у ребёнка появился стимул изучать другие предметы и заниматься спортом. Да и сама астрономия подталкивала к тому, чтобы изучать биологию, химию и физику.
Ещё важно показать ребёнку, что получить информацию он может разными способами — из книг, видео, подкастов, на лекциях и онлайн-уроках, общаясь с тьютором или наставником.

Шаг 6. Подберите задания и игры для подготовки к школе
Например, вы можете воспользоваться нашей подборкой.
Задание на внимание «Найди и обведи»
Дайте ребёнку вырезку из газеты с текстом и задание найти букву, например, «а». Задание можно усложнять, например, искать «а», которая стоит только после звонкой согласной.
Задание на память «Пары слов»
Составьте не более десяти пар слов. Например, кукла — платье, футбол — мяч, осень — дождь. Повторите все пары, а затем называйте только первое слово. Задача ребёнка — вспомнить второе.
Задание на мышление «Кто лишний»
Игра может быть с картинками или со словами. Например, подберите четыре картинки: заяц, волк, лиса, кот. Ваша задача — спросить, кто лишний и почему. Задача ребёнка — аргументированно ответить.
Задание на развитие речи «Я всё знаю»
Назовите ребёнку предмет и попросите его описать. Например, стул. Если ребёнок сомневается, задавайте наводящие вопросы про цвет, материал, расположение в пространстве, детали, группу предметов и предназначение.
Задание на мелкую моторику «Раздели»
Высыпьте в одну чашку крупу: гречневую и пшённую. Предложите ребёнку разделите её.
До начала нового учебного года постарайтесь решить все самые важные вопросы, а если хотите подтянуть знания за прошлый год, вы можете воспользоваться нашим абонементом.