Учимся учиться: как запоминать незапоминаемое

Оказывается, дудлинг не только снимает стресс, но и помогает лучше воспринимать материал на уроках.

Что такое дудлинг

Во время лекции, совещания или телефонного разговора мы часто берём ручку и начинаем что-нибудь чиркать на бумаге. Это не от скуки — так мозгу проще держать концентрацию и запоминать информацию.      


Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Те самые цветочки, линии и человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги.


Для такого рода рисунков ещё используют термин «грифонаж». История знает немало «любителей порисовать на полях» — Александр Пушкин, Сэмюэл Беккет, Томас Джефферсон, Рональд Рейган и другие. В наше время дудлинг стал самостоятельным художественным направлением.

Польза дудлинга

Американка Санни Браун (Sunni Brown) — ярая поклонница и популяризатор дудлинга, автор книг «Креативные каракули», «Дудлинг для творческих людей». Она считает, что дудлинг поразительным образом активирует работу мозга.  


Браун выделяет следующие плюсы иррационального рисунка.


  • Повышение концентрации внимания.
  • Улучшение запоминания и вспоминания информации.
  • Развитие творческого мышления.
  • Возможность увидеть общую картину проблемы.
  • Релаксация

Дудлинг и обучение

В 2009 году школа психологии Плимутского университета (Великобритания) провела исследование с участием 40 добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет.  

Испытуемым предложили прослушать аудиозапись «телефонного звонка от друга». Диктор монотонным голосом зачитывал монолог вымышленного приятеля, рассуждающего, кто сможет пойти на его вечеринку, а кто — нет, и почему.


Половина добровольцев должна была походу записи выписывать имена тех, кто пойдёт на вечеринку. Только имена, никаких рисунков. Другой половине выдали лист с квадратами и кружками и попросили заштриховывать фигуры во время прослушивания (скорость и аккуратность штриховки не важны).


После этого всех испытуемых попросили сначала назвать тех, кто пойдёт на вечеринку, а потом перечислить географические названия, упоминавшиеся в записи.


Результаты, опубликованные в журнале Applied Cognitive Psychology, оказались довольно неожиданными.


Люди, которых просили штриховать фигуры, были более точными! Экспериментальная группа запомнила на 29% больше информации, чем контрольная.


Учёные сделали вывод, что рисование бессознательных каракулей позволяет задействовать сеть пассивного режима работы мозга.


Профессор городского университета Нью-Йорка Джесси Принс утверждает, что с помощью каракулей легко вспомнить, о чём шла речь, когда вы их рисовали. Он сравнивает дудлы с открытками: смотришь на открытку, купленную в путешествии, и в голову сразу приходят детали той поездки.

Дудлинг vs конспекты

Удивительный эффект бессознательного рисования вовсе не означает, что вместо привычных конспектов следует чертить каракули.


Чтобы время на уроках проходило максимально эффективно, учёные советуют и конспектировать и рисовать дудлы. Например, записали определение, формулу или другой важный теоретический блок, а когда преподаватель начал приводить примеры, обратились в слух и начали бессознательно что-то чиркать на бумаге.


Постоянное напряжённое конспектирование отвлекает от того, что в данный момент рассказывает преподаватель, особенно если он даёт большой объём материала. Если же фиксировать обычным способом лишь основные моменты и переключаться на дудлы в процессе их объяснения, можно разобраться в вопросе гораздо лучше.

Подход «конспект + дудлинг» позволяет лучше воспринимать новую информацию и эффективнее её запоминать.

Когда ещё может выручить графонаж:


  • вы зашли в тупик при решении домашнего задания;
  • вы раздражаетесь, потому что задача по математике или физике никак не решается;  
  • не получается вспомнить термин или определение;
  • вы никак не можете приступить к творческому заданию по литературе.


Когда дудлинг не работает:


  • вы не уверены, что факты и формулы, которые приводит учитель, можно найти в других источниках (в этом случае лучше записывать дословно);
  • если нужно запоминать и изучать большое количество схем или графиков (здесь лучше применить скетчноутинг).

Как научиться дудлингу

В дудлинге нет правил. Узоры могут быть как абстрактными, так и сюжетными. Можно применять и комбинировать классические и правополушарные техники рисования. Вы свободны в выборе цвета, форм и размеров.


Но новичкам всё же можно дать несколько советов.


  • Заведите блокнот для творчества. Небольшой (А6 или А5), чтобы можно было брать его с собой.
  • Подберите канцелярские принадлежности, которыми вам удобно пользоваться: шариковая ручка, карандаш, фломастер и так далее.
  • Практикуйтесь! Достаточно 15–20 минут в день, чтобы дудлинг стал повседневной привычкой.
  • Если чистый лист бумаги вызывает ступор, используйте шаблоны. В Сети можно скачать дудл-раскраски, которые помогают «набить руку» и при этом сами выглядят как произведения искусства.


Бесплатная консультация

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.