Методические рекомендации Департамента образования города Москвы по вопросам семейного образования

Общие положения

На основании Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) и в целях создания вариативной образовательной среды, обеспечивающей благоприятные условия для обучения и развития ребёнка в соответствии с его интересами и способностями, общее образование может быть получено:

в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне учреждений, осуществляющих образовательную деятельность в формах семейного образования и самообразования.

В форме семейного образования могут осваиваться образовательные программы уровней начального общего, основного общего, среднего общего образования, в форме самообразования - среднего общего образования (далее - общеобразовательные программы).

Освоение общеобразовательных программ в формах семейного образования и самообразования осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, либо приказом Министерства образования Московской области от 02.08.2013 № 2958 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений в Московской области» в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Московской области.

Согласно части 5 статьи 63 Закона, при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения образования как семейного образования, либо обучающимся в форме самообразования, они информируют об этом выборе орган местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они проживают.

Обучение в формах семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в образовательной организации, реализующей общеобразовательные программы и имеющей государственную аккредитацию по основной общеобразовательной программе, согласно списку базовых образовательных организаций из числа подведомственных, ответственных за проведение промежуточной и итоговой аттестации вышеназванной категории обучающихся (далее - базовые образовательные организации);

Лица, получающие образование в формах семейного образования и самообразования, принятые в базовую образовательную организацию, на аттестационный период для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, являются экстернами.

Экстерны являются обучающимися и на период аттестации обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона, в том числе:

на бесплатное пользование учебной, научной базой, библиотечноинформационными ресурсами базовой образовательной организации;

на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе во всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятиях;

на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

на пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры, спорта базовой образовательной организации;

на иные академические права, предусмотренные Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, локальными нормативными актами.

Основаниями для возникновения образовательных отношений между экстерном и базовой образовательной организацией в соответствии с частью 1 статьи 53 Закона являются:

заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) итоговой аттестации в базовой образовательной организации;

личная медицинская карта ребёнка, проходящего промежуточную и (или) итоговую аттестацию, оформленная в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;

распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования, об организации промежуточной и (или) итоговой аттестации лица, получающего образование в формах семейного образования, либо самообразования в базовой образовательной организации;

документ, подтверждающий уровень освоения обучающимся программ общего образования;

приказ руководителя базовой образовательной организации о приёме экстерна для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации с указанием сроков и форм прохождения аттестации, в соответствии с локальным нормативным актом о порядке проведения итоговой и (или) промежуточной аттестации детей, осваивающих программы общего образования в формах семейного образования или самообразования.

Основаниями для завершения образовательных отношений между экстерном и базовой образовательной организацией является выписка из протокола заседания Педагогического совета образовательной организации с указанием результатов прохождения экстерном промежуточной аттестации для последующего занесения в личное дело результатов промежуточной аттестации по итогам освоения образовательной программы определённого уровня.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) общеобразовательной программы или непрохождение экстерном промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин на основании части 2 статьи 58 признаются академической задолженностью.

Экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего экстерна, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в формах семейного образования или самообразования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации.

Обучающиеся по общеобразовательным программам в формах семейного образования и самообразования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование по всем предметам учебного плана в образовательной организации из списка предложенных органом местного самоуправления муниципального образования Московской области, осуществляющего управление в сфере образования, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.

Ребёнок, получающий образование в семейной форме или в форме самообразования, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 44 Закона.

Порядок действий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Родители (законные представители) обучающегося при выборе освоения общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в формах семейного образования или самообразования, информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого они проживают.

При выборе обучающимся освоения общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в формах семейного образования или самообразования, родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в образовательную организацию с заявлением об исключении из контингента образовательной организации, в которой он ранее обучался или числился в контингенте при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя).

В заявлении родителями (законными представителями) ребёнка указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) ребёнка;

дата и место рождения ребёнка;

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

форма получения образования.

Родители (законные представители) детей при подаче заявления предъявляют также:

оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (законность представления прав ребёнка, а также оригинал справки о регистрации ребенка по месту жительства;

личное дело обучающегося, выданное образовательным учреждением, в котором он ранее обучался или числился в контингенте.

В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательных программ уровня основного общего образования в форме семейного образования предоставляется документ государственного образца об основном общем образовании, в форме самообразования или семейного образования на уровне среднего общего образования - документ государственного образца о среднем общем образовании.

Порядок действий базовой образовательной организации

Базовая образовательная организация осуществляет приём заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося об исключении из контингента образовательного учреждения в связи с выбором получения образования в формах семейного образования, либо приём заявления обучающего при выборе им получения образования в форме самообразования (если ранее обучающийся обучался или числился в контингенте).

Базовая образовательная организация осуществляет приём заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося по форме семейного образования, либо получающего образование в форме самообразования о проведении промежуточной и (или) итоговой аттестации (при выборе обучающимся образовательного учреждения для прохождения аттестации в установленном порядке).

После регистрации заявления родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося по форме семейного образования, либо получающему образование в форме самообразования выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления. Расписка заверяется подписью должностного лица образовательного учреждения, ответственного за приём документов, и печатью базовой образовательной организации.

Базовая образовательная организация:

разрабатывает локальный нормативный акт о порядке проведения итоговой и (или) промежуточной аттестации детей, осваивающих программы общего образования в формах семейного образования или самообразования;

издаёт приказ на проведение промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего образование в формах семейного образования или самообразования;

обеспечивает включение в Региональную базу ЕГЭ и ГИА-9 Московской области данных обучающихся, получающих образование в формах семейного образования или самообразования, и сдающих государственную итоговую аттестацию, в установленные сроки;

организует и проводит промежуточную аттестацию обучающихся, получающих образование в формах семейного образования и самообразования;

обеспечивает соблюдение академических прав экстернов на период сдачи ими промежуточной и (или) итоговой аттестации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение реализации основных общеобразовательных программ в формах семейного образования и самообразования в период прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в базовой образовательной организации осуществляется за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Московской области на очередной финансовый год на предоставление бюджетам муниципальных образований Московской области субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области (далее - субвенция) в соответствии с нормативами финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ, установленными законом Московской области о финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счёт средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год, состоящими из нормативов расходов стандартной стоимости педагогической услуги в муниципальных общеобразовательных организациях, применяемых для соответствующих организаций, являющихся базовыми образовательными организациями.

Финансовое обеспечение учебниками и учебными пособиями обучающихся в форме семейного образования и самообразования осуществляется за счёт и в пределах средств, предусматриваемых в бюджете Московской области на очередной финансовый год на предоставление бюджетам муниципальных образований Московской области субвенции в соответствии с нормативами финансового обеспечения реализации основных общеобразовательных программ за счёт средств бюджета Московской области, установленными законом Московской области о финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счёт средств бюджета Московской области на соответствующий финансовый год, состоящими из расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек.

Положение об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного  (самообразования) образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Щёлковского муниципального района


I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок получения общего образования в форме семейного образования (самообразования),предусмотренного ст. 17,34,44,58,63 Федерального закона от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) и

1.2. Получение общего образования в форме семейного (самообразования) образования представляет собой одну из форм освоения гражданином программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье. Право дать ребенку образование в  семье предоставляется всем родителям (законным представителям). Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях  в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

1.4. Обучающиеся в форме семейного образования, осваивающие общеобразовательные программы в очной форме в аккредитованных общеобразовательных учреждениях, имеют право пройти в этих учреждениях промежуточную и (или) государственную (итоговую) аттестацию по предметам, общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

1.5. Для получения общего образования в форме семейного образования в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования действует единый государственный образовательный стандарт.

1.6.При осуществлении образования в семье ответственность за освоение ребенком общеобразовательных программ несут родители (законные представители).

1.7. Деятельность общеобразовательного учреждения, обеспечивающего аттестацию обучающихся в форме семейного обучения, финансируется учредителем в соответствии с действующим законодательством.

II. Порядок получения общего образования в форме семейного образования

2.1.Зачисление в общеобразовательное учреждение на обучение в форме семейного образования производится по заявлению родителей (законных представителей). В приказе о зачислении в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования. Приказ хранится в личной карте обучающегося.

2.2.С родителями (законными представителями), подающими заявление  на обучение ребенка в семье, общеобразовательное учреждение заключает договор. При этом учащиеся остаются обучающимися данного учреждения со всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством и уставом данного общеобразовательного учреждения.

2.3.В договоре  прописываются права и обязанности сторон, порядок прохождения промежуточной и (или)  государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

2.4.По решению педагогического совета общеобразовательного учреждения при условии неосвоения обучающимся общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и с согласия родителей (законных представителей) обучающийся может быть переведен в класс компенсирующего обучения (при наличии) или оставлен на повторный курс обучения.

2.5.Срок подачи заявления в общеобразовательное учреждение для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трех месяцев до ее начала.

2.6. При зачислении в общеобразовательное учреждение  последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) учащихся, получающих образование  в семье  с настоящим Положением, уставом общеобразовательного учреждения, положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, программами учебных предметов  и другими локальными актами, регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения.

2.8.Обучающийся в форме семейного образования  имеет право: 
• получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);
• брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
• посещать лабораторные и практические занятия;
• принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

III. Аттестация обучающихся в форме семейного образования

3.1. Порядок, форма и сроки проведения промежуточной аттестации  обучающихся в форме семейного образования определяются  общеобразовательным учреждением и отражаются в  его уставе, договоре.

3.2.На каждого из обучающегося в семье заводится журнал учета успеваемости, где отражается  прохождение программного материала по всем предметам учебного плана, фиксируются домашние задания, оценивается текущая успеваемость с выставление оценок.

3.3. Государственная (итоговая) аттестация в форме семейного образования  проводится в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

3.4. Промежуточная аттестация в форме семейного образования  предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения.

3.5.Перевод обучающихся в форме семейного образования в последующий класс производится по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения по результатам промежуточной аттестации.

3.6. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестация обучающихся  в форме семейного образования  отражаются в протоколах экзаменов, которые подписываются всеми членами экзаменационной комиссии и утверждаются руководителем общеобразовательного учреждения. К протоколам прилагаются письменные материалы экзаменов.

3.7. Обучающимся в форме семейного образования, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об основном общем или среднем (полном) общем образовании.

3.8.Награждение выпускников XI (XII) классов, обучающихся в форме семейного образования, золотой и серебряной медалями « За особые успехи в учении» или Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном Положением о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «За особые успехи в учении», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2007 №1 «Об утверждении Положения о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей «За особые успехи в учении».

3.9. Обучающимся в семье,  не прошедшим государственную (итоговую) аттестации в форме семейного образования, выдается справка об обучении в установленном порядке.