10 нескучных способов развить пространственное мышление
Визуально-пространственный интеллект (ВПИ) — один из типов интеллекта по теории Гарднера, он позволяет человеку воспринимать мир многомерным, воображать объёмные объекты и вращать их в уме, переносить их проекции на плоскость и, наоборот, представлять трёхмерный объект по его плоскому изображению.
Эта статья написана совместно с экспертами
Б
dasdasd
ез хорошо развитого визуально-пространственного интеллекта невозможно стать дизайнером, архитектором, иллюстратором или инженером, а также представителем любой прикладной профессии — от столяра до хирурга. Но тренировать его нужно всем: например, чтобы уметь ориентироваться на местности, понимать схемы сборки мебели, быстро и безопасно парковать автомобиль.
В современной школьной системе развитию этого типа интеллекта уделяют не слишком много внимания, особенно с тех пор, как из списка обязательных предметов исчезли ИЗО и черчение. Образовательные программы учат делать логические заключения, тренировать коммуникативные навыки и получать знания из текста, в то время как с графической информацией ребята сталкиваются редко, в основном на геометрии и географии. С счастью, есть много интересных способов компенсировать этот недостаток школьного образования — о них и пойдёт речь в этой статье.
Диагностика
Чтобы понять уровень развития визуально-пространственного интеллекта, специалисты используют фигуры Рея —Тейлора и Рея — Остеррица.
Иногда такой тест проводят на собеседовании перед школой, чтобы оценить степень готовности ребёнка пойти в 1-й класс. Тестируемого просят точно скопировать фигуру, не поворачивая лист с образцом. Примерно с пяти лет дети способны с этим справиться в той или иной степени.
Если при копировании изображения ребёнок искажает пропорции, теряет или отзеркаливает некоторые детали — это нормально. Но если он не в состоянии воспроизвести цельное изображение, значит визуально-пространственная функция мышления работает с нарушениями.
Помощь специалиста также требуется ребёнку, если он:
- Плохо ориентируется даже в хорошо знакомом пространстве: например, не может запомнить дорогу от дома до детского сада, а внутри помещения не может сам отыскать дверь в свою группу.
- Не умеет играть с конструктором: например, если детали не крепятся друг к другу в данном положении, он прилагает силу, а не пробует соединить их другим способом.
- Рисует заметно хуже сверстников, обучающихся по той же программе. Конечно, таланты к рисованию у всех разные, но если на рисунках ребёнка сложно распознать даже простые объекты — проблема, скорее всего, есть.
- Испытывает трудности при обучении письму: путает элементы букв, отзеркаливает их, пишет слова в обратную сторону.
- Часто путает понятия «право» и «лево».
Последние две проблемы очень характерны для левшей. На что важно обратить внимание, если ребёнок левша, мы подробно писали ранее.
Если что-то в поведении ребёнка вас настораживает, стоит как можно скорее обратиться к психологу. Специалист расскажет, как помочь ребёнку, и подберёт специальные развивающие упражнения.
Трудности с визуально-пространственным интеллектом лучше решать до поступления в школу, пока они не повлекли за собой проблемы с учёбой. Поэтому начнём с развивающих занятий для самых маленьких.
<<Форма демодоступа>>
Развитие пространственного мышления для малышей
Способность мысленно вращать предметы и ориентироваться в пространстве формируется у человека на пятом месяце жизни. Разумеется, только на зачаточном уровне — далее её необходимо развивать. В этом помогут младенческие игры-потешки про части тела. В первые месяцы жизни малыш просто будет получать удовольствие от ваших прикосновений и забавных стишков, а со временем запомнит расположение частей тела и научится показывать их самостоятельно.
К концу первого года жизни запускается интенсивное развитие наглядно-действенного мышления. Ребёнок учится перемещаться в пространстве, взаимодействовать с разными предметами, понимать их свойства: одни катаются, другие скользят, одни меняют форму при сжатии, другие разбиваются или рассыпаются. В это время важно позаботиться о том, чтобы малыш получил как можно больше опыта обращения с объектами разной формы, плотности, размера и текстуры.
Очень полезная и занимательная игрушка для этого возраста — сортер. Обычно это коробка с отверстиями разной формы и соответствующими предметами.
Ещё вариант — доска Сегена: дощечка с вкладышами разных форм, что-то вроде примитивного пазла.
Методом проб и ошибок ребёнок учится понимать соответствие деталей и отверстий и поворачивать элементы относительно друг друга, чтобы они совпали. Со временем у ребёнка разовьётся наглядно-образное мышление и он сможет сразу и безошибочно находить правильные положения. Позже это умение поможет мысленно разворачивать план местности или здания, чтобы понять, куда идти.
В период бурного развития речи, от года до трёх лет, важно познакомить ребёнка с названиями геометрических фигур (квадрат, куб, круг, сфера, шар), размерностей и форм (большой, маленький, круглый, угловатый, заострённый, тупой) и словами-направлениями (вперёд, назад, влево, вправо, вверху, внизу, внутри, снаружи, спереди, сзади, вдоль, поперёк, по диагонали, ближе, дальше). Запоминать эти названия проще всего в игровой форме. Например, игра в «Муху» поможет научиться понимать направления.
фывыаыва
Для ребят постарше есть более сложные и разнообразные способы развить пространственный интеллект — теперь поговорим о них.
Пазлы и мозаики
Сборка пазла — процесс, тренирующий внимательность, усидчивость и, конечно, пространственное мышление: нужно определить место фрагмента на картинке, а затем выбрать единственно верное положение для сцепления другими деталями.
Пазлы для самых маленьких состоят из четырёх-шести элементов. Но есть и гигантские полотнища, насчитывающие тысячи деталей. На их сборку уходят недели и даже месяцы, но оторваться очень трудно!
Некоторое время назад в продаже появились трёхмерные пазлы, ещё сильнее задействующие визуально-пространственный интеллект.
Есть много развивающих головоломок, использующих принципы мозаики: например, танграмы (наборы геометрических фигур, складывающиеся в картинки).
Картография
Есть города, но нет людей, есть моря, но нет воды, есть леса, но нет деревьев — что это? Это географическая карта — целый мир, помещённый на плоскость. Читать карты очень интересно: они содержат огромное количество информации, которую не охватить единым взглядом. Просто разглядывая карту, ребёнок получает представление о расстояниях и направлениях, узнаёт новые для себя понятия и систематизирует знания об окружающем мире, ведь карта позволяет будто бы возвыситься над ним. Люди, с детства увлекающиеся картами, никогда не страдают «топографическим кретинизмом».
Привить любовь к этому занятию нетрудно — попробуйте повесить большую подробную карту над кроватью ребёнка. Пусть это будет карта вашего региона, страны или карта мира: разглядывая её перед сном, ребёнок раз за разом будет открывать что-то новое.
Ребёнку с шести лет можно предлагать нарисовать собственную карту, например вашей квартиры, двора или дачного участка. Ребёнок сможет изучить знакомую территорию с точки зрения пространственных отношений: как расположены объекты относительно друг друга, на каком расстоянии.
Математика
Желательно, чтобы ребёнок получил начальные представления о геометрии до того, как этот предмет начнётся в школе. Познакомьте его с плоскими и трёхмерными фигурами, их особенностями и различиями, учите их названия, пробуйте рисовать их и складывать из бумаги.
Но геометрия — не единственная область математики, где абстрактные цифры переходят в раздел обозримого. Построение графиков и диаграмм позволяет по-настоящему увидеть числа. Для ребят с ведущим визуально-пространственным типом интеллекта это иногда лучший способ разобраться в сложной теме. Учите ребёнка строить графики на компьютере в Google Таблицах или MS Excel — позже это пригодится и в учёбе, и в работе.
Покажите ребёнку фракталы: пусть знает, что математика — это ещё и красиво.
Творчество
Совершенствуясь в рисовании, ребёнок учится понимать пропорции и перспективу, выстраивать композицию. Занятия лепкой учат создавать объёмные формы и проектировать их.
В наше время к этим классическим способам развития пространственного мышления у детей добавились новые увлекательные занятия: 3D-моделирование и рисование 3D-ручкой. Последнее можно смело назвать новым видом искусства, объединившим техники скульптуры и живописи.
Отдельно стоит отметить искусство оригами. С его помощью можно не только научить создавать из плоской бумаги объёмные фигуры, но и ориентироваться в пространстве по описанию. Начните с лёгкого: собирайте фигурку одновременно с ребёнком и показывайте на каждом этапе, что нужно сделать и что должно получиться. Все действия описывайте словами. Когда ребёнок освоится, усложните задачу: показывайте необходимые манипуляции не на своём примере, а на схеме, и опять же сопровождайте её словесным описанием. Через какое-то время ребёнок сможет собирать фигурки без наглядного пособия, по одним только словесным инструкциям, например: «Линия сгиба должна пройти от угла до середины противоположной стороны, отогнуть нужно назад». Практика показывает, что шестилетний ребёнок способен выйти на такой уровень за год занятий.
Развить пространственное мышление помогают не только изобразительные виды творчества, но и, например, танцы. Упорядоченное движение в пространстве учит понимать и контролировать пространство вокруг себя.
<<Форма семейного образования>>
Конструирование
Хороший конструктор не надоест никогда, ведь из него каждый день можно строить что-то новое — были бы детали и фантазия. Самым популярным конструктором на сегодняшний день остаётся «Лего» — он предоставляет неограниченные возможности для творчества, а работать с ним просто и увлекательно.
Детали рассчитаны на детей от трёх лет (для самых маленьких существует серия «Дупло»), но лучший возраст для начала знакомства с «Лего» — около шести лет: тогда у ребёнка уже достаточно развита и мелкая моторика, и фантазия. Начинать стоит с небольших наборов и постепенно переходить к более масштабным и сложным.
Но будьте осторожны: «Лего» вызывает зависимость! Объясняется она просто: дошкольник сам или с помощью родителей собирает по схеме сложную игрушку, а разбирать не хочет, потому что понимает, что ничего круче не соберёт. Тогда он просит у родителей купить ему другой набор, и всё повторяется. Чтобы этого не случилось, в начале лучше покупать не наборы для сборки чего-то конкретного, а стандартные блоки.
Играйте вместе с ребёнком — учите его не только собирать по инструкции, но и придумывать модели самому, дополнять их и перестраивать. Когда ребёнок почувствует вкус к воплощению собственных идей, пора покупать тематические наборы — их детали расширят возможности конструирования.
Настольные игры
Игровое поле — это одновременно и территория, и её карта. Большинство настолок так или иначе тренируют визуально-пространственный интеллект. Классический пример — шахматы: нужно запомнить, как ходят и атакуют разные фигуры, научиться анализировать ситуацию в каждый ход, и самое главное, научиться думать на несколько шагов вперёд — представлять положение фигур, не перемещая их.
Современные настольные игры тоже отлично развивают пространственное мышление. Например, «Каркассон», где нужно выстраивать из карточек города и дороги, ориентируясь на соседние клетки, «Колонизаторы», где нескольким игрокам необходимо распространить своё влияние на ограниченной территории, «Запретный остров», где играющие вынуждены прокладывать путь к спасению по постоянно изменяющейся карте. Игры различаются по сложности, динамике, стилистике, числу игроков — каждый может найти себе ту, в которую захочется играть снова и снова.
Компьютерные игры
В статье «Чему учат компьютерные игры» мы уже упоминали, как они помогают научиться ориентироваться. Заядлые игроки в сетевые стрелялки знают: выигрывает тот, кто досконально изучил игровую область на предмет тайников, способов забраться в тыл противника, укромных мест для засады и путей к экстренному отступлению.
Любые игры, в которых есть карта местности, учат «читать» её и соотносить плоское изображение с трёхмерным пространством. Старые RPG с «открытым миром» (такие, где игрок свободен в перемещениях) позволяли получить ценный опыт ориентирования на местности, поскольку задания в них звучали примерно так: «Иди по дороге на запад, перед деревом странной формы поверни на север и следуй в сторону горы с двумя вершинами. Когда окажешься у расколотого камня…» В современных играх оптимальный маршрут до цели показан на карте — не так аутентично, зато можно научиться пользоваться навигатором.
Другой вид игр, развивающих визуально-пространственный интеллект, — головоломки. Например, знакомый каждому «Тетрис» — очень простой и очень сложный одновременно. Или игра для мобильных устройств Monument Valley, которая ломает привычные представления о трёхмерном пространстве. Чтобы пройти её, нужно научиться использовать оптические иллюзии, «невозможные» фигуры и искажения перспективы. Отличная тренировка неординарного пространственного мышления!
Приключения на местности
Ничто так не учит чувствовать пространство и взаимодействовать с ним, как практика. Городские квесты, походы, спортивное ориентирование — всё это даёт полезнейший опыт и позволяет здорово провести время.
Игры с поиском клада — одно из самых увлекательных развлечений для дошкольников и младшеклассников: спрячьте сюрприз в укромном месте квартиры и раскидайте по дому записки с указаниями, как его найти, чтобы каждая подсказка намекала на расположение следующей. Предложите ребёнку нарисовать карту квартиры и отмечать на ней найденные подсказки или заранее обозначьте тайники на схеме и предложите ребёнку найти призы по ней.
Постепенно игровую область можно расширять до масштабов двора, квартала или целого парка. Если задействовать в игре дрон, радиус приключения можно увеличить до нескольких километров! Кстати, управление летающим объектом, постоянно меняющим направление, — очень серьёзная тренировка визуально-пространственного интеллекта.
Иллюстрация: Kate Pilko / Dribbble
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни