Чему учат компьютерные игры
Разбираемся, есть ли польза от видеоигр и в чём она заключается.
- 21.11.2024
- Время чтения:7 минут
Обычно родители задаются вопросом, чем полезны компьютерные игры. У детей же таких мыслей нет, потому что для них всё очевидно. Если отвечать кратко — это интересно, весело и занятно.
В 2007 году двенадцатилетний норвежский школьник Ханс Йорген Олсен прогуливался по лесу с младшей сестрёнкой. Внезапно им навстречу вышел лось, настроенный явно недружелюбно. Однако мальчик не растерялся: сначала он криками и жестами отвлёк зверя от сестры, а когда тот пошёл за ним, упал, притворившись мёртвым. Уловка сработала: сохатый обнюхал ребёнка и ушёл. Эту тактику Ханс почерпнул из игры World of Warcraft — там её знает каждый охотник.
Конечно, мальчишке повезло. И всё же будет несправедливо утверждать, будто видеоигры ничему не учат.
Развивают внимание
Нейробиологи из Женевского университета под руководством профессора Дафны Бавельер (Daphne Bavelier) провели исследование, сравнив когнитивные способности геймеров и людей, не играющих в видеоигры. Испытуемым предлагали следить за несколькими объектами на экране, хаотично движущимися среди себе подобных. Исследование показало, что любители компьютерных стрелялок делают это гораздо успешнее. Их мозг способен быстро переключаться между распределённым и сфокусированным вниманием, контролируя общую картину и каждый объект в отдельности. МРТ подтверждает эти выводы: у геймеров действительно более развиты зоны коры мозга, отвечающие за многозадачность и распределение внимания.
Американский психолог Изабелла Граник (Isabella Granic) отмечает, что у поклонников стрелялок и ролевых видеоигр (RPG) хорошо развивается навык ориентирования в пространстве. Согласно её исследованиям, передвигаясь по виртуальным мирам, геймеры учатся запоминать дорогу, находить ориентиры и пользоваться картой не хуже, чем люди, проходящие специальные тренировки на местности.
Формируют логическое мышление
Правильная комбинация символов открывает дверь, неправильная активирует ловушку. Призрака можно победить только зачарованным оружием, а стрелы совершенно бесполезны против оживших скелетов. Чтобы проторить себе путь во льду, нужно использовать огнемёт.
Любая хорошая игра содержит сотни логических задач, которые по мере прохождения становятся всё сложнее. Находить их решение — двойное удовольствие: наградой будут игровые бонусы и возможность почувствовать себя умным.
Говоря о логической составляющей игр, нельзя не упомянуть Minecraft — это виртуальный мир с неограниченными возможностями. Игрок начинает с конструирования примитивных орудий труда вроде ножа и лопаты, но постепенно, руководствуясь логикой и фантазией, получает возможность создавать целые миры с дворцами, городами, электропоездами и чем угодно ещё.
При помощи логических алгоритмов можно даже смоделировать компьютер внутри компьютера — энтузиасты создали в игре работающий жёсткий диск. Это, конечно, высший пилотаж, но научиться программировать на примере Minecraft может каждый ребёнок. Мы в «Фоксфорде» учим программировать на примере Minecraft учеников 3–7-х классов.
<<Форма демодоступа>>
Сближают людей
Многие люди представляют себе геймеров как нелюдимых чудаков, которые почти не выходят из дома и избегают общения. Этот стереотип давно не сходится с реальностью: все популярные онлайн-игры подразумевают активное взаимодействие игроков между собой.
Например, в большинстве ролевых онлайн-игр (RPG) почти невозможно достичь успеха в одиночку: игроки объединяются в команды, вместе придумывают стратегии прохождения, помогают друг другу, торгуют ресурсами и просто болтают в чатах. Причём общение выходит далеко за рамки игровых вопросов. Порой знакомства, начатые в виртуальном мире, продолжаются в реальности, перерастая в дружбу и даже любовь.
«Мы познакомились в онлайн-игре» — такой историей уже мало кого удивишь.
Расширяют кругозор
Многие игры на полном серьёзе можно рассматривать как источник информации. Самый яркий пример — серия глобальных стратегий Civilization, в которых нужно развивать страну с древнейших времён до недалёкого будущего. Пройдя этот путь вместе со своей державой, исследуя технологии и открывая земли, укрепляя позиции дипломатией и войной, просто невозможно не обогатиться знаниями по истории, географии и геополитике.
Но даже игры, которые не претендуют на «учёность», чему-то да учат — взять хоть историю из начала статьи. Вся прелесть состоит в том, что знания никто не навязывает: если человека с пытливым умом захватывает игра, он начинает интересоваться её механикой и деталями игрового мира. Это нередко приводит игрока на страницы интернет-энциклопедий.
Любая игра в жанре фэнтези способна много рассказать о мифологии, а симулятор танковых боёв — о машиностроении, баллистике и, конечно, военной истории. Было бы желание разбираться.
Добавляют мотивации
Компьютерные игры обладают удивительным свойством: игрок способен проявлять чудеса усидчивости и терпения, совершенствуя свои навыки, пробуя снова и снова, чтобы одолеть-таки финального босса и выйти на новый уровень сложности.
Методисты всего мира вздыхают: «Вот если бы школьники учились с таким же рвением!..»
За последние десятилетия предпринималось много попыток совместить игру с образованием. Этот процесс назвали геймификацией. Правда, большой популярности обучающие игры не снискали — скорее всего, именно потому, что были нарочито обучающими.
К счастью, работники сферы образования наконец признали, что и обычные игры могут положительно влиять на подростков. Например, научить работать в команде, развивать стратегическое, лоческое и креативное мышление, моторные навыки и скорость реакции. Поэтому в 2019 году Министерство просвещения РФ постановило внедрить компьютерные игры в школы и колледжи в качестве средства обучения в течение ближайших пяти лет.
Сотрудники Института развития интернета даже предложили ввести в школьную программу занятия по Minecraft, Dota 2, Hearthstone, FIFA и World of Tanks, но эту инициативу в Минпросвете отвергли. Зато разрешили школам открывать такие факультативы на своё усмотрение.
Приносят удовольствие
Расслабиться после уроков, почувствовать себя хозяином ситуации, развлечься в компании любимых персонажей — всё это можно рассматривать как пользу компьютерных игр для детей. Ребёнку, да и взрослому, нельзя пренебрегать развлечениями и хобби — это отмечают психологи.
Видеоигры не хуже приключенческих книг или сериалов. Тем более что сюжеты игр бывают не менее проработанными и захватывающими. В этом смысле игры даже интереснее, ведь игрок принимает непосредственное участие в сюжете, даже может влиять на него.
Часто игры допускают разные варианты прохождения и несколько концовок — в зависимости от действий игрока.
Резюме
Компьютерные игры приносят пользу человеку, только когда он играет осознанно и рефлексирует над результатом. Если бездумно рубиться часами напролёт, это не улучшит ни внимание, ни коммуникативные навыки, ни интеллект. Более того, если игра будет отнимать слишком много времени, все эти навыки со временем могут пострадать. Пропадёт даже удовольствие, сменившись игровой зависимостью.
И всё же, если ребёнок увлечён компьютерными играми, не нужно его ругать. Лучше постараться научить его играть осознанно. Обсудить, что привлекает его в той или иной игре, и поиграть вместе. Показать, как делают это взрослые, — со вкусом, увлечённо и в действительно свободное время. Ваши отношения от этого только выиграют.
Изображение на обложке: Maria Kulinskaya / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться