Диагностику речи школьников проводят, чтобы выявить возрастную норму или найти дефекты и помочь ребёнку. В неё входит всестороннее обследование и оценка особенностей развития ребёнка с помощью специально подобранных и разработанных методик. Обычно этим занимается логопед.
Сейчас в интернете есть много методик по диагностике речевого и психофизического развития школьников. Однако родителю важно понимать, что, кроме очевидных результатов при прохождении того или иного задания, логопеды обращают внимание и на другие нюансы. Например, тонус мышц речевого аппарата, проявления диспраксии, слабое ориентирование в пространстве и на плоскости.
Диспраксия — это детская неуклюжесть, нарушение произвольных движений.
Какие нарушения обычно встречаются у школьников
Все типичные нарушения можно разделить на две группы по возрасту — у младших и у средних и старших школьников.
Начальная школа
Если у ребёнка нарушены произношение звуков и формирование словаря, это приводит:
- к недостаточному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова и успешного овладения грамотой;
- трудностям с письмом, чтением, инструкциями, учебными понятиями, терминами;
- сложностям в формулировке мыслей.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у таких детей снижается уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания. Детям сложно понимать и запоминать многоступенчатые инструкции, что выражается в том числе в виде пропусков некоторых элементов, замены последовательности предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов и картинок.
<<Форма демодоступа>>
Речевые нарушения тесно связаны со многими сторонами психического развития. Поэтому у ребёнка могут быть специфические особенности мышления, например отставание в наглядно-образной сфере мышления, овладении операциями анализа, синтеза, сравнения без специального обучения.
У ребёнка может возникнуть нарушение процесса овладения письмом — дисграфия, если есть нарушения хотя бы в одной из функций:
- слуховом распознавании звуков;
- правильном произношении;
- звуковом анализе и синтезе;
- лексико-грамматической стороне речи;
- зрительном анализе и синтезе;
- пространственных представлениях.
<<Перелинковка>>
Наличие такого типа нарушения автоматически влечёт дислексию — трудности и в овладении чтением. При чтении у детей наиболее типичны следующие ошибки:
- трудности слияния звуков в слоги и слова;
- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих — шипящих, твёрдых — мягких, звонких — глухих);
- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);
- искажение слоговой структуры слов;
- слишком медленный темп чтения;
- нарушения понимания прочитанного.
Чтобы писать грамотно, необходимо:
- различать и правильно произносить все звуки родного языка;
- владеть навыками звукового анализа и синтеза, морфологическим анализом слова, грамматическими нормами языка;
- различать сходные по написанию буквы;
- иметь систематизированный осмысленный словарный запас.
<<Перелинковка2>>
Несколько советов родителям:
• Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько этапов.
• Не заставляйте детей переписывать несколько раз домашние задания — это не только нанесёт вред их здоровью, но и поселит неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
• Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех.
• И помните, что ваша правильная и грамотная речь — лучший «учитель».
Средняя и старшая школа
Особенности лексики при речевых нарушениях у детей среднего и старшего школьного звена — бедность словарного запаса, неумение использовать в практической речи навыки словообразования и построения развёрнутых предложений. Например:
- неточное понимание значения слова «табун». Ребёнок скажет, что это место, где пасутся лошади;
- смешение слов по звуковому сходству: «крона» (дерева) заменяется словом «кромка» (льда).
Ошибки грамматического строя встречаются в словообразовании: например, образование прилагательного от существительного «слива» —– «сливный», «сливной» или «сливочный»; употреблении глаголов и их грамматических форм, использовании предлогов, падежном управлении. Например, «мама вернулась с магазина».
Ребёнок нарушает порядок слов в сложных предложениях, пропускает члены предложения, повторяет слова и обрывает мысли.
Детям бывает сложно определить замысел, выстроить логическую последовательность, подобрать лексические средства. Есть затруднения при формулировании выводов, обобщений, доказательств. Пересказ обычно дословный, предложения примитивны, смысловых частей текста нет.
Все вышеперечисленные трудности сказываются на усвоении школьной программы по русскому языку. Но страдают и другие стороны учебной деятельности: ребёнок не понимает условий задач, учебных терминов, не умеет работать с текстом. Из-за этого — низкий уровень слухового внимания и памяти, недостаточная сформированность саморегуляции и самоконтроля, быстрая утомляемость и истощаемость.
<<Форма семейного образования>>
Когда нужно обращаться за помощью
Невнятная речь
С возрастом у ребёнка мысль начинает работать быстрее, чем речь. Школьник либо думает, когда говорит, — тогда в речи может слышаться «каша», либо теряет мысль, пока говорит. Не всегда этот процесс удаётся гармонизировать до начала обучения в школе, а это влияет на грамотность и дальнейшее обучение в целом.
Дисграфия
За устную и письменную речь отвечают разные зоны головного мозга. До первого класса трудности с письмом могут остаться незамеченными. Как правило, учителя начальной школы вовремя замечают тревожные звоночки и советуют посетить логопеда, но родителям тоже стоит быть внимательными.
Обратите внимание, зеркалит ли ребёнок буквы и цифры при написании, в ту ли сторону выписывает крючочки у букв, пишет ли внутри строки, или буквы постоянно «уползают» то вверх, то вниз. При письме происходит ли перестановка слогов в словах, замена звуков (б–п, г–к и других), добавление лишних букв в словах или, наоборот, их пропуск.
Дизорфография
Иногда школьные учителя не замечают проявления дисграфических ошибок, думая, что это может быть связано с ленью. Родители предполагают, что ребёнку просто нужно больше времени на адаптацию к школе. Со временем количество ошибок действительно уменьшается за счёт развития фонематического слуха. Но без должной коррекции нарушение не исчезает, а перерастает в новую проблему — дизорфографию. Обычно проявляется уже в 3–4 классах, когда ребёнок пишет с ошибками, не понимает орфограмм при знании всех необходимых правил, не может подобрать проверочное слово. В случаях серьёзного нарушения необходима не только помощь логопеда, но и подключение невролога.
Дислексия
Трудности с чтением наиболее часто возникают у леворуких детей. Их не нужно переучивать. Эта особенность связана со специфическим строением головного мозга и может передаваться по наследству. Обычно дислексия проявляется в следующем: ребёнок начинает читать слово не с первой буквы, не замечает, «проглатывает» окончания или заменяет их, пропускает предлоги и союзы, переставляет слоги местами.
Важно не путать сложности чтения. Есть связанные с бедностью словарного запаса, когда ребёнок просто «спотыкается» на каждом новом слове или читает механически, не понимая смысла прочитанного. А есть логопедическое нарушение, когда трудности возникают при чтении простого небольшого текста или даже раньше, на этапе чтения слогов и первых слов.
В случае дислексии репетитор по русскому языку помочь ребёнку не сможет — понадобится квалифицированная помощь логопеда.