Как использовать карты мыслей в учёбе

Майндмэпинг помогает разбирать сложные темы, делать проекты, готовиться к экзаменам и решать множество других ежедневных задач школьников. О том, как это работает, пойдёт речь в нашей статье.

  • 20.10.2018
  • Время чтения:

    5 минут

Что это такое

Карта мыслей — это способ фиксации процесса мышления, наиболее похожий на то, как рождаются и развиваются мысли в нашем мозгу.

Синонимичные термины: диаграмма связей, ментальная карта, интеллект-карта, ассоциативная карта, майндмэп, mind map.

Наше мышление не линейно, а радиантно. Одна мысль порождает ряд других, любую идею можно развивать практически бесконечно во все стороны. Ключевая идея порождает несколько основных крупных идей, каждая из которых, в свою очередь, развивается, конкретизируется в виде ещё более мелких идей. Любая более мелкая мысль связана с какой-то более глобальной. И всё это можно визуализировать.

Как составить

Составление карты мыслей можно разделить на несколько этапов.

  1. Мозговой штурм. Он направлен на поиск предмета размышления — базовой темы. Это то, что обычно располагается в центре карты. Также можно начать формирование карты с правого верхнего угла и двигаться по часовой стрелке. Кому как удобнее.
  2. Наполнение. Когда главная мысль сформулирована, нужно выделить относящиеся к ней ключевые темы. Они должны иметь короткие названия и формировать иерархию карты. Если категории слишком абстрактны, прикрепите к ним изображения. Это создаст ассоциации и позволит быстро распределять идеи. Второй уровень тем — это место, где начинают формироваться идеи. Темы второго уровня тоже должны состоять из одного-двух слов. Но если карта довольно простая (не более трёх уровней), второй уровень может быть представлен предложениями или заметками.
  3. Конкретизация. Третий и последующие уровни — это конкретизация идей. Здесь уже можно задействовать описательные фразы, заметки и выноски. На этом этапе можно прочерчивать связи между элементами карты. Например, можно связывать различные идеи, заметки и выноски на разных уровнях. Так карта становится более логичной.

Где составлять

Карты мыслей можно составлять на бумаге или в мобильных приложениях. В отличие от скетчноутинга, работать от руки не слишком удобно. Обычно в процессе наполнения и детализации майндмэпа ветки много раз перемещаются и изменяются. Приложения позволяют делать это буквально в один-два клика.

Вот лишь несколько приложений для работы с интеллект-картами:

  • Bubble.us,
  • Coogle,
  • FreeMind,
  • iMindMap,
  • MindManager,
  • Mindomo,
  • Popplet,
  • Scapple,
  • SpiderScribe,
  • XMind.

Как использовать в учёбе

С помощью майндмэпов удобно обрабатывать и структурировать информацию, полученную на уроках. Это эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе.

Майндмэпы помогают собирать все материалы по определенной теме на одной информационной панели: можно окинуть всё одним взглядом и увидеть общее либо сфокусироваться на деталях.

Интеллект-карты используют на разных ступенях обучения. При помощи них можно конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.

Примеры

Интеллект-карта по литературе
Интеллект-карта по истории

Учащиеся Домашней школы Фоксфорда часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и английскому языку.

Я очень люблю интеллект-карты — они отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). Благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.  

                                           Ольга Зуева, заведующая кафедрой английского языка Домашней школы Фоксфорда

Приведём пример, как с помощью карты мыслей можно изучать новые иностранные слова.

Мозговой штурм. Сформулируем и запишем в центре главную тему. Например, магазин.

  1. Наполнение. Выпишем подтемы, отделы магазина: продукты, одежда, обувь, канцелярия и так далее. На втором уровне разделим каждую подтему на более мелкую. Одежда → женская, мужская, детская, и так по всем подтемам.
  2. Конкретизация. Напишем слова, относящиеся к каждой теме второго уровня. Например, мужская одежда — это рубашка, брюки, пиджак, галстук.
  3. Мозговой штурм. Сформулируем и запишем в центре главную тему. Например, магазин.

С помощью интеллект-карты можно зафиксировать порядка ста слов одной темы. При этом они будут запоминаться уже при составлении карты, а благодаря чёткой структуре лексику будет легко повторять.

Важные вопросы об онлайн-обучении

Какие нюансы нужно учесть, находясь на дистанционном обучении? Оставьте заявку, и наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по вопросам удалённого обучения.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.
Возраст

Бесплатный курс

Спешите получить бесплатный базовый курс от Фоксфорд!

Хочу

Бесплатный курс