Когда начинать говорить с ребёнком о времени
Каждый ребёнок учится новому в зависимости от индивидуальных способностей и интереса. Кто-то начинает интересоваться, как устроено время, уже в три года, кто-то — ближе к семи. Важно познакомить ребёнка с абстрактными понятиями, когда он сам проявит активность.
Можно разделить подготовку к разговору на несколько этапов:
- Примерно в 3–5 лет дети устанавливают взаимосвязь между постоянно повторяющимися событиями и соответствующими показателями времени. Например, ребёнок осознаёт, что утром он просыпается и идёт в детский сад, а вечером возвращается домой и ему читают книжку перед сном в кровати.
- Малыш накапливает больше опыта и может соотносить некоторые явления с определёнными показателями времени: например, утром светло, а ночью темно.
- Ребёнок начинает вести отсчёт времени от себя и концентрируется вокруг собственного «я». В период активного знакомства с восприятием времени дети часто задают вопросы: «А что я делал, когда был маленьким?», «Как я говорил, когда был маленьким?».
- Малышу становится интересно, как время влияет на других людей, он стремится познать его с разных сторон, и тогда можно услышать вопросы: «Когда ты была маленькой, ты ходила в детский сад?», «А когда ты умрёшь, каким я буду?». Тогда же ребёнок начинает понимать, что существует прошлое, настоящее и будущее.
Когда ребёнок активно задаёт вопросы о временных периодах, взрослому стоит начать разговаривать о течении времени как о понятии — рассказывать, что это и как устроено. Очень важно учить малыша выстраивать логические последовательности: что было сначала, а что потом; что было раньше, а что произойдёт в будущем.
Самое популярное искажение времени в детском восприятии
Понятие времени абстрактно. Дети начинают знакомиться с ним раньше, чем учатся считать или пользоваться часами, поэтому дошкольники оценивают длительность занятий в зависимости от характера деятельности в данный отрезок времени.
Например, если действия вызывают положительные эмоции, то и время пролетает быстро, возникает желание продлить этот приятный момент. Если ребёнку скучно и неинтересно, то время для него тянется и кажется более длительным.
<<Форма демодоступа>>
Как подступиться к изучению времени
Чувство времени помогает планировать день и помнить последовательность событий прошлого и будущего. Чтобы ребёнок мог выработать такое чувство, важно познакомить его с устройством часов — циферблатом и стрелками. Включите взаимодействие с часами в его день: рассказывайте, что, когда большая стрелка будет на определённом месте, вы начнёте собираться на прогулку, а когда маленькая дойдёт до некоторой отметки, будет обед.
Благодаря подобным организационным комментариям ребёнок сможет осознавать длительность временных промежутков, а также научится самоорганизованности, концентрации внимания, ответственности, дисциплине.
Если взрослые будут грамотно объяснять детям понятие времени, это поможет избежать большинства конфликтов, возникающих, когда ребёнок не хочет вовремя заканчивать игру, просмотр мультфильма или уходить домой с прогулки. Правильные представления о времени также положительно влияют на общее умственное развитие ребёнка, это один из показателей готовности к школе.
Что дошкольник должен знать о времени
Малыш понимает, что такое «сегодня», «завтра» и «вчера», если эти дни связаны с чем-то значимым для него. Ребёнку важно объяснить, что у времени есть некоторые особенности:
- необратимость: нельзя вернуть момент, который прошёл. Мы всегда движемся из прошлого через настоящее в будущее, поменять эти этапы местами нельзя;
- течение: время не одномоментно, ничто не происходит только здесь и сейчас. Время движется, но это нельзя увидеть. Любое событие имеет начало и конец;
- у времени нет наглядной формы: его нельзя потрогать, увидеть или услышать.
Попросите ребёнка вести календарь и самостоятельно наблюдать, как меняются предметы и ситуации, чтобы ему было проще понять течение времени. В календаре можно отмечать дни рождения близких, праздники и погоду или составлять режим дня. Рядом с указанием дел нарисуйте картинки циферблата, чтобы ребёнок учился соотносить планы с указанным временем.
Игры для изучения времени
Если ребёнок уже понимает, как устроено время, и умеет считать до 60, научите его определять время по часам с циферблатом. Конечно, мы чаще узнаём время по цифровым часам, например на смартфоне. Но часы с циферблатом наглядно объяснят ребёнку, как устроены сутки.
Чтобы освоить тему, используйте разные игры:
- засекайте с ребёнком время по часам со стрелкой и потом считайте, сколько минут ушло на переодевание, еду или уборку игрушек;
- чтобы изучить понятия «половина» и «четверть», нарисуйте циферблаты часов на листе бумаги, покажите ребёнку, как можно сложить его в два и в четыре раза. Приложите получившиеся кусочки к настоящему циферблату;
- на игровых детских часах со стрелками предложите устанавливать время, которое вы будете называть;
- поменяйтесь местами: теперь ребёнок называет время, вы устанавливаете стрелки на часах, а он определяет, правильно ли выполнено задание.
<<Форма аттестации>>
Почему привычку ценить время нужно начать прививать в дошкольном возрасте
Чтобы малыш вырос организованным взрослым, следует сформировать у него определённые привычки, и это касается не только правильного питания, занятий спортом, вежливости, но и понимания ценности времени. Научите ребёнка правильно распоряжаться временем, соблюдать режим дня и быть пунктуальным. В современном мире это критически важные навыки.
Объясните, что нужно заботиться и о часах труда, и о качественном отдыхе, который предполагает смену деятельности. Ошибочно считать, что, пока дети маленькие, они могут только бегать и играть, а научатся распоряжаться своим временем, когда станут постарше.
Если к 10–12 годам у ребёнка не сформируется навык ценить время, то его место могут занять привычка бездельничать, неконтролируемая тяга к компьютерным играм и прокрастинации.
Лучший учитель для ребёнка — пример окружающих взрослых. Добавляя в свою жизнь полезные привычки, вы привьёте важные навыки тайм-менеджмента и своему ребёнку.