«Не хочу учиться!»: почему у детей возникают проблемы с мотивацией и что с этим делать

  • 16.10.2018
  • Время чтения:

    3 минуты

Для начала разберёмся, что такое мотивация.


Самое простое определение: мотивация — это побуждение к какому-либо действию. Соответственно, учебная мотивация — есть побуждение к обучению. Мотивированный ребёнок легко достигает образовательных целей.

Если капнуть немного глубже, мотивация является психофизиологическим процессом: при сочетании определённых факторов в гипоталамусе формируются гормоны, управляющие поведением человека. Малыш собрал пирамидку, испытал радость, захотел решить другую, более сложную, головоломку, и так по нарастающей.  

Виды мотивации


В зависимости от того, какие факторы формируют мотивацию, она бывает внешняя и внутренняя, положительная и отрицательная.


  • Пример положительной внешней мотивации: «Получишь “пятёрки” в четверти — куплю тебе смартфон».
  • Пример отрицательной внешней мотивации: «Не получишь “пятёрки” в четверти — не будешь больше играть в компьютерные игры».
  • Пример положительной внутренней мотивации: «Если я получу “пятёрки” в четверти, то стану лидером в классе».
  • Пример отрицательной внутренней мотивации: «Если я не получу “пятёрки” в четверти, меня накажут».


Психолог Альфи Кон, автор книги «Наказание наградой» и других бестселлеров о воспитании, считает, что ни положительная ни отрицательная внешняя мотивация не работают. Когда их применяют, ребёнок ищет не творческий способ решения проблемы, а самый короткий и безопасный (срабатывает инстинкт самосохранения). Он спрашивает себя: «Зачем рисковать и решать контрольную самому? Лучше списать у отличницы, так надёжнее». В итоге, происходит подмена целей: не учёба ради знаний, а учёба ради получения награды (или избежания наказания).


Отечественная исследовательница детской психологии, профессор Лидия Ильинична Божович выделяла два типа мотивов в учебной деятельности: познавательные («Я хочу знать как можно больше!») и социальные («Я должен много знать, чтобы родители мной гордились»).


Считается, что к окончанию начальной школы у детей должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация. По крайней мере, она должна быть ведущей в структуре мотивов ребёнка. На деле, лишь 10–15% детей имеют такую мотивацию.


Причины проблем с учебной мотивацией


В основе неверной мотивации к учёбе могут лежать различные аспекты. Вот несколько распространённых.


  1. Подмена интересов ребёнка своими собственными. Некоторые родители убеждены, что детям должно нравиться то, что нравилось в детстве им: «Как можно не понимать физику? Это был мой любимый предмет!».
  2. Завышенные требования без учёта объективных возможностей. Родители могут полагать, что школьник ленится, в то время как он просто не в состоянии написать сочинение за полчаса в силу своих ментальных особенностей.
  3. Отсутствие организации в жизни ребёнка. Без чёткого расписания, режима и обязательств, школьники занимаются только тем, что им интересно. Познавательные мотивы в широком понимании атрофируются.


Что делать?


Очевидно, что внешняя мотивация не работает. Читать нотации в духе «Ты учишься не для меня, а для себя» бессмысленно.


Подобрать ключик к внутренней мотивации ребёнка может помочь новый курс Фоксфорда, который так и называется — «Как помочь детям учиться». Программа предназначена для внимательных родителей, которые хотят повысить мотивацию детей и пробудить в них желание получать новые знания самостоятельно.


Курс даёт ответы на следующие вопросы:


  • Как построить образовательный процесс с учётом интересов и потребностей ребёнка?
  • Как научить ребёнка встречать трудности и находить выход из различных ситуаций?
  • Как помочь ребёнку справиться со страхами?
  • Как реагировать на агрессию?
  • Как поддержать уверенность в себе и здоровую самооценку?


Курс ведёт Виктория Шаманская, доктор психологии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта (EQ), автор проекта SKILLFOLIO и серии развивающих книг для детей.


Содержание курса: 3 онлайн-вебинара, 14 видеозанятий, 6 практикумов и финальный тест.


Записаться →

Бесплатная консультация

Гибкое расписание онлайн-школы «Фоксфорд» приучает детей к самостоятельности, а потрясающая подача материала преподавателями мотивирует на учёбу. Запишитесь на бесплатную консультацию!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.