• Главная
  • Блог
  • Функциональная грамотность — почему без неё не выжить в XXI веке

Функциональная грамотность — почему без неё не выжить в XXI веке

Рассказываем, чему на самом деле должны учить в школе.

Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации.
                                   Алексей Леонтьев, советский психолог, философ и педагог

Термин «функциональная грамотность» появился во второй половине XX века. Тогда под ним понимали минимальный набор навыков, позволяющих человеку существовать в социуме: чтение, письмо и счёт. Но с тех пор мир сильно изменился, и «минимальные системные требования» к людям заметно выросли. 

В нашу эпоху, которую некоторые философы и социологи уже называют постинформационной, уметь просто потреблять информацию мало. Необходимо критически оценивать её и фильтровать необъятный поток данных, который ежедневно обрушивается на нас со всех сторон. Недостаточно знать наизусть таблицу умножения: важно понимать математическую логику и использовать её в быту. Но и это далеко не всё.  

Школа морально устарела — вот одна из причин, по которой родители всё чаще выбирают семейное обучение. Многие программы ставят цель «научить детей учиться», но в отрыве от других компетенций это умение ничего не стоит. Настоящая задача образования — научить детей уметь. Способность пользоваться знаниями и есть функциональная грамотность.

Теперь расскажем, из чего она складывается и как школа должна помочь ученикам развивать её.  

<<Форма демодоступа>>

Читательская грамотность

Современных детей не нужно мотивировать учиться читать. Без данного умения невозможно полноценно пользоваться интернетом — это понятно каждому малышу. Но не все понимают, что читать — это гораздо больше, чем просто мысленно превращать символы текста в образы. 

Читать — значит понимать и чувствовать текст: его смысл, логику построения и эмоциональный посыл. Уметь рассуждать о прочитанном: пересказывать текст своими словами и делать выводы. Считывать смысл между строк: отличать главное от второстепенного, замечать отсылки, понимать иносказания и иронию. Живо представлять себе мир художественного произведения, выходящий за рамки написанного: его прошлое, будущее и альтернативные варианты развития событий.

Чтобы школьники не просто учились читать, а становились читателями, им должно быть понятно, как литература способна ответить на их собственные вопросы. Показать связь между жизнью и книгой — важнейшая задача педагога. Ранее мы рассказывали об учителе, мастерски справлявшимся с этим. Делимся вдохновляющим примером: 

<<Перелинковка>>

Математическая грамотность

Часто школьники, а порой и их родители, задаются вопросом: для чего современному человеку десять лет учить математику, если у каждого есть калькулятор в мобильном? 

Вопрос совсем не глупый. Можно ответить, что счёт в уме тренирует оперативную память и позволяет держать мозг в тонусе. Но существуют и другие способы сохранять остроту ума. 

Есть гораздо более важное объяснение: учиться считать нужно хотя бы для того, чтобы уметь пользоваться калькулятором. Если человек не знаком с логикой математических вычислений, он никогда не поймёт, почему бытовой калькулятор не способен решить простой пример «2 + 2 × 2», и не сможет объяснить, почему правильный ответ — «6», а не «8».

Чтобы необходимость изучения математики в школе не ставилась под сомнение, нужно прекратить считать абстрактные цифры. В быту полно вещей, ежедневно требующих от нас умения считать, например:

  • составить пропорцию ингредиентов для приготовления блюда по рецепту;
  • посчитать сдачу в магазине; 
  • проверить, нет ли ошибок в счёте на оплату коммунальных услуг;
  • рассчитать вес ручной клади, чтобы не платить за багаж в аэропорту.

Ученикам должно быть очевидно, что главное в математике не арифметические операции, а логика вычислений: что и с чем нужно складывать, что из чего вычитать, что на что умножать и делить. И вот на эти вопросы калькулятор ответа не даст.

Творческое мышление

Умение творчески мыслить нужно не только художникам, поэтам и прочим «гуманитариям». Оно необходимо каждому, чтобы видеть привычное в ином свете.  Превратить рутину в увлекательное занятие, найти эффективное решение сложной проблемы, создать нечто принципиально новое — для всего этого требуется определённая смелость и работа интеллекта в паре с воображением, то есть творческое мышление. Поэтому слово «креативность» часто можно встретить в вакансиях технической отрасли — инженеров, программистов, проектировщиков.  

Творческому мышлению не нужно учить: каждый ребёнок рождается с абсолютно свежим взглядом на мир, его сознание ещё не зашорено стереотипами и принятыми в обществе условностями. Поэтому задача школы — по крайней мере не убить это уникальное восприятие жизни. Поощрять ребёнка высказывать собственное мнение.

На практике этому помогает проектное обучение, ТРИЗ, сочинения на нетривиальные темы и любые задания, не подразумевающие единственно верного ответа. Больше советов по развитию творческого мышления здесь.

Критическое мышление

Современные подростки часто смотрят на жизнь с изрядной долей скепсиса. Тенденцию ставить под сомнение любые установки, ценности и идеалы можно считать признаком «трудного возраста», но на самом деле за этим стоит эволюционный механизм приспособления. Ведь нынешние дети растут в мире, где на любой вопрос в Сети есть бесконечное множество взаимоисключающих ответов, где компьютерную графику невозможно отличить от реальности и даже нельзя быть уверенным, что твой собеседник не только тот, за кого себя выдаёт, но и вообще существует на самом деле. 

Поэтому уже в школе необходимо учить детей отличать правду от подделки, то есть мыслить критически.

Развить критическое мышление помогут гуманитарные дисциплины: история, литература, обществознание. На примере исторических событий, социальных явлений и художественных произведений можно продемонстрировать школьникам, какими разными могут быть взгляды на одно и то же событие в зависимости от контекста и позиции наблюдателя. Вместе порассуждать о том, что такое абсолютная истина и всегда ли можно её найти. 

А ещё стоит учить детей разоблачать фейки прямо на уроке. Например, открыть любой популярный паблик с цитатами и предложить школьникам установить, действительно ли данное стихотворение принадлежит Бродскому и кто на самом деле автор цитаты — Джейсон Стэтхем или Лао-цзы? Конечно, можно просто загуглить ответ. Но поисковая выдача основана на популярных запросах пользователей, а значит, тоже может ошибаться.

<<Форма аттестации>> 

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Подробно об этом мы писали ранее

Почему этот навык категорически важен для современного человека? Например, потому что реклама и СМИ — а в наше время это почти синонимы — всеми способами пытаются вызвать у нас эмоциональный отклик, чтобы спровоцировать что-то купить, отвлечь от одного и переключить внимание на другое, сформировать позитивный или негативный образ чего бы то ни было. Человек с развитым эмоциональным интеллектом способен противостоять этому и отделять факты от навязываемых чувств. 

Обучать ребёнка работать с эмоциями важно с самого раннего возраста. Это поможет малышу справляться с истериками и лучше понимать других людей, а в будущем — не стать жертвой маркетинга и информационных войн, спасти себя от приступов тревоги и эмоционального выгорания. 

В «Домашней школе Фоксфорда» проводятся занятия по развитию эмоционального интеллекта для младших школьников. Но вводить такой курс в качестве самостоятельной школьной дисциплины необязательно. Большинство классических произведений из школьной программы очень психологичны, и чувствам героев в них уделяется огромное внимание. Книга может стать отличным учебником чувств, если педагог сможет уйти от шаблонов и раскрыть перед ребятами книгу как живую историю: дать им погрузиться в атмосферу, прожить перипетии сюжета вместе с героями и сделать собственные выводы. Можно задать классу такие вопросы:

— Какие чувства у тебя вызывает текст? Подумай, с помощью каких средств это реализовано?

— Какие эмоции вызвал у тебя поступок героя? Чем он руководствовался, когда совершил его? Как ты думаешь, что он чувствовал в этот момент? 

Гибкость ума

Многое из того, что было актуально ещё десятилетие назад, сегодня безнадёжно устарело, и речь не только о модных трендах и смартфонах. Каждый день меняется мир и общественные установки, а за ними — сам образ жизни и её ритм. 

Чтобы не оказаться за бортом прогресса, оставаться востребованным специалистом и просто «ловить волну», современному человеку необходимо быть открытым ко всему новому: не бояться менять подход к делу и саму сферу деятельности и быть готовым к тому, что завтра всё снова изменится. 

Нынешним школьникам просто некогда заниматься оторванной от жизни теорией и выучивать наизусть то, что никогда не пригодится — вместо этого им важно научиться мыслить широко и неординарно, привлекать к решению проблем весь арсенал знаний, отметать побочное, но не терять чуткости оставаться человечными. Если всему этому начнут учить в школе — можно будет перестать волноваться за наше будущее.   

Иллюстрация: Lightea / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован