ТРИЗ-педагогика: как воспитать ребёнка изобретателем

Рассказываем о педагогической системе, развивающей смекалку и креативное мышление.

За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.

<<Блок автора>>

Как появилась ТРИЗ

Изначально Альтшуллер разрабатывал методику для инженеров, чтобы помочь им решать технические задачи.

С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения. 

Теория получила признание в СССР, а затем и во всём мире. В 1989 году основана Международная ассоциация ТРИЗ. С тех пор метод используют такие компании, как IBM, Intel, Samsung, Boeing, Toyota, General Electric и NASA. Но в нашей стране во время перестройки ТРИЗ-педагогика практически перестала использоваться.

С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.

Принципы ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели. 

Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения: 

  1. Давать ученику право выбора везде, где это возможно.
  2. Сталкивать ученика с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
  3. Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.  
  4. Постоянно отслеживать интерес учеников и понимание ими материала.
  5. Стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах. 

<<Форма демодоступа>>

Как решать задачи в ТРИЗ

Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.

Поиск решения задачи начинается с выбора ресурса. Для решения изобретательских задач важно использовать ресурсы, которые уже есть в условии, поскольку идеальное решение ничего не добавляет извне. В ТРИЗ ресурсы делятся на следующие категории:

  • материально-вещественные (вещества, предметы, деньги, товары, приборы и так далее);
  • информационные (носители информации и способы её распространения);
  • человеческие (непосредственно люди, мотивация, зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, стереотипическое мышление);
  • время;
  • пространство;
  • энергия (тепловая, электромагнитная, электрическая, атомная и так далее);
  • прочие ресурсы (культура, история).

Пример: Контейнеровоз не может проехать под мостом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под мостом.

Важно не только определить ресурсы, но и понять, что с ними делать. Использование ТРИЗ предполагает следующие принципы:

  • Принцип объединения — соединение однородных объектов или операций, размещение одного объекта внутри другого.

Пример: Швейцарский нож может заменить десятки инструментов, а занимает места столько же, сколько обычный складной нож.   

  • Принцип дробления — если сложно работать с цельным объектом, его можно разделить на независимые части или сделать разборным.

Пример: Разделение мебельной стенки на отдельные модули упрощает транспортировку и позволяет комбинировать мебель разными способами. 

  • Принцип динамичности — если с объектом невозможно работать или этому мешает среда, в которой он находится, нужно изменить объект или среду. 

Пример: Чтобы пользователи «ВКонтакте» проводили на сайте больше времени, разработчики создали алгоритм, позволяющий персонализировать выдачу новостей. 

  • Принцип опережения — заранее сделать действие, которое будет невозможно осуществить потом.

Пример: Дети часто проглатывают детали конструктора «Лего», поэтому производитель добавляет в пластмассу сульфат бария, хорошо видный в рентгеновском излучении. 

  • Принцип посредничества — если с объектом невозможно работать напрямую, можно использовать другой объект.

Пример: Губернатор Новочебоксарска в 1994 году перед выборами устроил лотерею, где номера выигрышных билетов совпадали с номерами избирательных участков и его номером в списке. Это позволило увеличить явку вдвое, а расходы на лотерею были в три раза ниже, чем обычно тратится на предвыборную кампанию.  

  • Принцип «наоборот» — если сложно сделать действие, можно попробовать противоположное. 

Пример: Если корабль получил пробоину, и часть трюма заполняется водой, нужно заполнить водой противоположную часть трюма. Корабль осядет, но не будет крениться и останется на плаву.  

  • Принцип обращения вреда на пользу — найти полезное применение вредному свойству объекта. Убрать один вредный фактор сложением с другими или усилить его настолько, чтобы он перестал быть вредным.  

Пример: Вместо того, чтобы распиливать упавшую поперёк дороги секвойю, администрация Калифорнийского национального парка решила прорубить в ней тоннель, который стал местной достопримечательностью. 

  • Принцип копирования — если невозможно произвести действие с объектом, используют его копию.

Пример: Чтобы снизить количество аварий, на проблемных участках трасс ставят картонные копии сотрудников и машин ГИБДД. Водители на большой скорости принимают их за настоящих и действует осмотрительней. 

  • Принцип согласования и рассогласования — чтобы было проще произвести необходимые действия с объектом, его можно согласовать (или рассогласовать) с окружающей средой или ожиданиями и стереотипами людей. 

Пример: Поскольку постояльцы немецких отелей часто воруют вещи, на всех предметах печатается логотип гостиницы, который потом служит рекламой, а такие предметы часто переходят другим людям.  

Пример решения задачи методом ТРИЗ

Источник: freepik.com / @r3dmax

Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.

1. Формулируем противоречие и цель задачи 

Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их. 

Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода. 

2. Исследуем ресурсы

Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами. 

Ресурсы: провода и любопытство лис.

3. Выбираем принцип решения

Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.

Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.

4. Анализируем решение

Единого верного ответа в ТРИЗ нет, как и единого верного метода. Чтобы понять, что больше подходит, нужно пробовать: творить, воображать, представлять, анализировать… В этом и состоит задача ТРИЗ.
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»   

Теперь нужно ответить на вопросы: 

  • Насколько сложно и дорого осуществить идею?
  • Задействованы ли исходные ресурсы?
  • Возможны ли нежелательные эффекты?

Способы обучения ТРИЗ

Чтобы заниматься с ребёнком по ТРИЗ, необязательно иметь специальное образование. Достаточно понимать принципы системы и подходить к задачам творчески, допуская любые варианты решения.

Любую бытовую проблему можно превратить в ТРИЗ-задачу, например:

  • Как измерить рост человека без линейки?
  • Как приготовить пирог, не имея сахара?
  • Чем забить гвоздь, если нет молотка?

С помощью принципа противоречий можно развить смекалку и научиться видеть в проблемах новые возможности. Область применения ТРИЗ неограничена, а находить занимательные задачи и решать их можно где угодно. 

Для начала нужно найти единомышленников, которые готовы развивать своё творческое и критическое мышление. Вместе устраивать мозговые штурмы. Читать не только специальную литературу по этой теме, но и художественную. В ней можно найти много примеров решения ситуаций по ТРИЗ.
Очень важно находить решения и ежедневно внедрять их в жизнь. Ведь ТРИЗ — это практическое изобретательство. Всё, что можно придумать с помощью ТРИЗ, должно работать здесь и сейчас. 
Ирина Миронова, наставник восьмого класса школы «Домашней школы Фоксфорда»
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован