Промокод скопирован

Взрослая жизнь — это череда проектов. Каждый день мы формулируем себе цели, реализуем их, анализируем результат и собираем обратную связь.

Проектное обучение: что это такое и методы применения

Взрослая жизнь — это череда проектов. Каждый день мы формулируем себе цели, реализуем их, анализируем результат и собираем обратную связь. Это касается всего: от планирования семейного бюджета до ремонта в квартире, не говоря уже о работе. Любой человек, устроившись на работу, быстро приходит к выводу, что опыт гораздо полезнее теоретических знаний, полученных о профессии. На основании этой истины и возникла концепция проектного обучения.

17.7.2025
10 минут
Автор статьи:
Никита Погодин
Поделиться:
Text Link
как учиться
#как учиться
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Что такое проектное обучение

Проектное обучение — это получение знаний через прикладные задачи.

Вместо абстрактных, оторванных от реальности заданий из учебников школьники создают собственные проекты, работа над которыми требует определённых знаний и навыков и не подразумевает единственно верного решения.

Цель проектного обучения

Основная задача проектного обучения — научить ребёнка думать, задавать правильные вопросы и находить собственные ответы, пользоваться своими знаниями и всевозможными источниками информации, сотрудничать с другими учениками и оценивать результаты труда.

<<Сноска | Модульное обучение на семейном образовании | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/modulnoe-obuchenie-na-semejnom-obrazovanii>>

Этапы проектного обучения

Разберём, как строится работа над учебным проектом на примере. Учитель поделил класс на группы и предложил каждой построить модель моста, достаточно прочную, чтобы по ней проехал игрушечный самосвал, гружённый кубиками. Задача может показаться детской забавой, однако не стоит спешить с выводами.

Чтобы осуществить этот проект, детям потребуется пройти следующие этапы: 

  • составить план действий;
  • распределить роли в группе — кто и чем будет заниматься;
  • изучить разные конструкции мостов и выбрать подходящую;
  • создать эскиз;
  • определиться с выбором стройматериалов и рассчитать их количество;
  • построить мост;
  • провести испытания и при необходимости внести коррективы в конструкцию;
  • презентовать проект публике и рассказать о его достоинствах.

На каждом этапе ученикам придётся столкнуться с проблемами, решая которые они будут искать информацию, применять логику, критическое и креативное мышление, использовать воображение, чертить, считать, работать руками, проявлять терпение и усидчивость, а на финальной стадии ещё и задействовать ораторские качества. 

Такой опыт самостоятельной работы уникален — его не получить на лекциях или при решении типовых задач. Работая над проектом, ученики узнают свои сильные и слабые стороны и постепенно вырабатывают уникальные методы решения проблем, которые потом могут использовать в других контекстах. 

<<Форма демодоступа>>

Принципы проектного метода обучения

  1. Ученики решают проблему, которая имеет практическое значение и осмысленную цель.
  2. Ученик сами выбирают направление, формулируют вопросы, выдвигают гипотезы, принимают решения. Это делает их активными участниками, а не пассивными исполнителями.
  3. Проектное обучение основано на исследовательской активности и реальном действии.
  4. Эффективная проектная деятельность выстраивается на командном взаимодействии.
  5. В проектном обучении ценится не только финальный продукт, но и путь, который прошёл ученик: как он планировал, какие трудности преодолевал, какие решения принимал.
  6. После завершения проекта важно осмыслить, что получилось, чему научились и что можно улучшить.
  7. Проектное обучение предполагает высокий уровень свободы в выборе темы, формата и методов, и сопровождается ответственностью за принятые решения.

<<Сноска | Как приучить ребёнка к дисциплине и самостоятельной учёбе | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/disciplina>>

Виды учебных проектов

Учебные проекты можно классифицировать по множеству критериев, Например, по цели, структуре, характеру взаимодействия и способу представления результата.

  1. По виду деятельности:
  • исследовательские, когда ученику необходимо найти ответ на проблемный вопрос;
  • информационные опираются на умение работать с источниками: искать, обрабатывать, структурировать информацию и делать собственные выводы;
  • практико-ориентированные проекты направлены на создание конкретного продукта, который может быть использован в жизни;
  • творческие проекты с акцентом на креативность, например, литературное произведение, видеоклип, выставка или спектакль.
  1. По числу участников:
  • индивидуальные, когда проект разрабатывается одним учащимся;
  • групповые, когда проект выполняется коллективом с распределением ролей.
  1. Уровень межпредметности:
  • монопредметные проекты строятся в рамках одной учебной дисциплины;
  • межпредметные интегрируют знания из разных областей.

<<Сноска | Методика Жохова: плюсы и минусы учёбы без дисциплины | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metodika-obucheniya-zhohova>>

Преимущества проектного обучения

  • Связь с реальной жизнью. Проектное обучение прямо отвечает на вопрос, возникающий у многих в процессе учёбы: «Как это пригодится в жизни?» Вместо отвлечённых знаний ученики получают опыт решения конкретных проблем.
  • Комплексный подход. В процессе работы над проектом ученики проводят исследования, собирают информацию из разнообразных источников и привлекают уже имеющиеся у них знания и навыки. 
  • Развитие мышления. Разрабатывая план проекта, школьники развивают логику, умение критически мыслить и отстаивать свою точку зрения.
  • Ориентация на ученика. Цель проектного обучения — не научить ребёнка решать задачи, которые удобно проверять учителям, а заинтересовать изучаемой темой так, чтобы ему самому захотелось углубиться в неё.
  • Мотивация. Проектное обучение задействует естественное желание ребёнка проявить себя. Когда у учеников есть возможность сделать что-то «по-настоящему», им интересно довести дело до конца и сделать лучше других. 
  • Самовыражение. Проектная работа не ограничивает ученика в выборе решения, правильных ответов тоже нет — главное, чтобы результат соответствовал поставленной цели. Так что проект оставляет большое пространство для творчества. И конечно, особого внимания заслуживает работа, выполненная не просто хорошо, но и оригинально, изящно и эффектно. Это стимулирует детей использовать фантазию и находить нестандартные решения.  
  • Мультипредметность. Работа над проектом включает информацию из разных учебных дисциплин. Например, чтобы написать путеводитель по центру Санкт-Петербурга, школьникам понадобятся знание географии, истории, русского языка и литературы.
  • Результативность. Проектное обучение даёт ученикам возможность не только приобрести ценные навыки, но и создать что-то действительно полезное. Например, дети могут разработать рекламную брошюру для школы, создать дизайн для школьного сайта или сделать табуретку — главное, в итоге получится конкретный, ощутимый результат. 
  • Коммуникативность. Совместная работа над проектом поможет сплотить коллектив, научить ребят работать в команде, разделять обязанности, выполнять роли лидеров и исполнителей и прислушиваться друг к другу.
  • Интерес. Проектное обучение должно быть увлекательным и весёлым — это один из секретов его эффективности. 

<<Форма методики>>

Технология проектного обучения

В зависимости от специфики проекта работу можно вести в одиночку, в парах, в небольших группах, а в некоторых случаях и всем классом. Срок выполнения проекта тоже может быть разным — от нескольких дней до целого учебного периода: четверти, триместра, семестра или даже всего года.

Ученикам предлагают решить проблему, примерив на себя роль исследователя, инженера, предпринимателя, политика или даже какой-нибудь исторической личности. Например, в качестве члена международной организации по защите окружающей среды разработать комплекс мер по защите экологии на ближайшие 20 лет. 

Учитель должен предоставить ребятам вводную информацию, отвечать на вопросы, советовать ресурсы и при необходимости ненавязчиво подсказывать возможные направления мысли, однако всю работу учащиеся должны выполнить самостоятельно. 

<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>

План работы над учебным проектом

План работы над проектом, с точки зрения учителя, выглядит так:

  1. Определить проблему, актуальную для учеников.
  2. Объяснить им суть проблемы и как она касается лично их.
  3. Организовать работу так, чтобы знание предмета привело к решению проблемы. При этом обучение должно быть средством осуществления проекта, а не конечной целью. 
  4. Позволить ученикам самостоятельно выбрать способ решения и составить план работы. 
  5. Поощрять сотрудничество учеников, оригинальность мышления, отмечать хорошие идеи.
  6. Дать возможность ученикам представить результат своей работы перед классом. 

Этот же алгоритм можно применять в проектном обучении на дому. 

<<Форма семейного образования>>

Проблемы проектного обучения

Цикл работы над проектом — от подготовки информационной базы до претворения в жизнь результатов исследования — требует много времени. В условиях традиционной школы учителя часто не успевают охватить все темы в программе, так что организовать полноценную проектную деятельность будет трудно. 

С другой стороны, проектное обучение как раз может решить проблему нехватки времени. Ведь оно не подразумевает скрупулёзного изучения каждого параграфа — напротив, ученики сами углубляются в тему настолько, насколько это нужно им для решения поставленной задачи. 

Однако необходимо сделать поправку на реальность: далеко не каждый ученик готов к такой степени самостоятельности, и далеко не каждый учитель готов настолько отпустить контроль — и в этом заключается вторая проблема проектного обучения. 

Наконец, учителю критически важно найти баланс между теорией и практикой, ведь если всю учёбу свести к работе с проектами, познания школьников будут слишком выборочными и неполными.

<<Сноска | Как всё успеть: основы тайм-менеджмента для хоумскулеров | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/time-management>>

Проектная деятельность в семейном обучении

Проектное обучение может идти параллельно с изучением теории — тогда проект может быть длительным и постоянно обогащаться за счёт основных предметов. Или, наоборот, вести за собой обучение — что нужно для проекта, то и изучаем. 

В любом случае на первых этапах важно, чтобы родитель был сильно вовлечён в работу ребёнка, помогал ему организовать процесс и убедился, что у него есть все необходимые ресурсы. Вы можете помочь ребёнку овладеть источниками, формулировать рабочие цели и давать обратную связь по результатам.

Смысл проектного обучения в том, чтобы использовать знания и навыки ученика в реальной жизни. Ищите идеи для проектов в быту и увлечениях ребёнка. Особенно здорово работать над проектом вместе не как ментор и ученик, а как команда, в которой родитель и ребёнок вкладываются на равных и вместе проводят исследования. Ведь на домашнем обучении возможностей для этого гораздо больше, чем в школе: можно организовать поездки, проводить опросы близких и друзей, посещать музеи и проходить обучающие курсы. А потом получить совместный творческий результат. 

Проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно. 

Иллюстрация: One Week Wonders / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей