Проектное обучение: что это такое и методы применения

Взрослая жизнь — это череда проектов. Каждый день мы формулируем себе цели, реализуем их, анализируем результат и собираем обратную связь. Это касается всего: от планирования семейного бюджета до ремонта в квартире, не говоря уже о работе. Любой человек, устроившись на работу, быстро приходит к выводу, что опыт гораздо полезнее теоретических знаний, полученных о профессии. На основании этой истины и возникла концепция проектного обучения.

Образование — не подготовка к жизни. Образование — это сама жизнь. 
                                                                  Джон Дьюи, американский педагог и философ 

Проектное обучение — это получение знаний через прикладные задачи. Вместо абстрактных, оторванных от реальности заданий из учебников школьники создают собственные проекты, работа над которыми требует определённых знаний и навыков и не подразумевает единственно верного решения. 

Основная задача такого обучения — научить ребёнка думать, задавать правильные вопросы и находить собственные ответы, пользоваться своими знаниями и всевозможными источниками информации, сотрудничать с другими учениками и оценивать результаты труда. 

Приведём пример: учитель поделил класс на группы и предложил каждой построить модель моста, достаточно прочную, чтобы по ней проехал игрушечный самосвал, гружённый кубиками. Задача может показаться детской забавой, однако не стоит спешить с выводами. Ведь чтобы осуществить этот проект, детям потребуется: 

  • составить план действий;
  • распределить роли в группе — кто и чем будет заниматься;
  • изучить разные конструкции мостов и выбрать подходящую;
  • создать эскиз;
  • определиться с выбором стройматериалов и рассчитать их количество;
  • построить мост;
  • провести испытания и при необходимости внести коррективы в конструкцию;
  • презентовать проект публике и рассказать о его достоинствах.

На каждом этапе ученикам придётся столкнуться с проблемами, решая которые они будут искать информацию, применять логику, критическое и дизайнерское мышление, использовать воображение, чертить, считать, работать руками, проявлять терпение и усидчивость, а на финальной стадии ещё и задействовать ораторские качества. 

Такой опыт самостоятельной работы уникален — его не получить на лекциях или при решении типовых задач. Работая над проектом, ученики узнают свои сильные и слабые стороны и постепенно вырабатывают уникальные методы решения проблем, которые потом могут использовать в других контекстах. 

<<Форма демодоступа>>

Преимущества проектного обучения

  • Связь с реальной жизнью. Проектное обучение прямо отвечает на вопрос, возникающий у многих в процессе учёбы: «Как это пригодится в жизни?» Вместо отвлечённых знаний ученики получают опыт решения конкретных проблем.
  • Комплексный подход. В процессе работы над проектом ученики проводят исследования, собирают информацию из разнообразных источников и привлекают уже имеющиеся у них знания и навыки. 
  • Развитие мышления. Разрабатывая план проекта, школьники развивают логику, умение критически мыслить и отстаивать свою точку зрения.
  • Ориентация на ученика. Цель проектного обучения — не научить ребёнка решать задачи, которые удобно проверять учителям, а заинтересовать изучаемой темой так, чтобы ему самому захотелось углубиться в неё.
  • Мотивация. Проектное обучение задействует естественное желание ребёнка проявить себя. Когда у учеников есть возможность сделать что-то «по-настоящему», им интересно довести дело до конца и сделать лучше других. 
  • Самовыражение. Проектная работа не ограничивает ученика в выборе решения, правильных ответов тоже нет — главное, чтобы результат соответствовал поставленной цели. Так что проект оставляет большое пространство для творчества. И конечно, особого внимания заслуживает работа, выполненная не просто хорошо, но и оригинально, изящно и эффектно. Это стимулирует детей использовать фантазию и находить нестандартные решения.  
  • Мультипредметность. Работа над проектом включает информацию из разных учебных дисциплин. Например, чтобы написать путеводитель по центру Санкт-Петербурга, школьникам понадобятся знание географии, истории, русского языка и литературы.
  • Результативность. Проектное обучение даёт ученикам возможность не только приобрести ценные навыки, но и создать что-то действительно полезное. Например, дети могут разработать рекламную брошюру для школы, создать дизайн для школьного сайта или сделать табуретку — главное, в итоге получится конкретный, ощутимый результат. 
  • Коммуникативность. Совместная работа над проектом поможет сплотить коллектив, научить ребят работать в команде, разделять обязанности, выполнять роли лидеров и исполнителей и прислушиваться друг к другу.
  • Интерес. Проектное обучение должно быть увлекательным и весёлым — это один из секретов его эффективности. 

Как это работает

В зависимости от специфики проекта работу можно вести в одиночку, в парах, в небольших группах, а в некоторых случаях и всем классом. Срок выполнения проекта тоже может быть разным — от нескольких дней до целого учебного периода: четверти, триместра, семестра или даже всего года.

Ученикам предлагают решить проблему, примерив на себя роль исследователя, инженера, предпринимателя, политика или даже какой-нибудь исторической личности. Например, в качестве члена международной организации по защите окружающей среды разработать комплекс мер по защите экологии на ближайшие 20 лет. 

Учитель должен предоставить ребятам вводную информацию, отвечать на вопросы, советовать ресурсы и при необходимости ненавязчиво подсказывать возможные направления мысли, однако всю работу учащиеся должны выполнить самостоятельно. 

План работы над проектом, с точки зрения учителя, выглядит так:

  1. Определить проблему, актуальную для учеников.
  2. Объяснить им суть проблемы и как она касается лично их.
  3. Организовать работу так, чтобы знание предмета привело к решению проблемы. При этом обучение должно быть средством осуществления проекта, а не конечной целью. 
  4. Позволить ученикам самостоятельно выбрать способ решения и составить план работы. 
  5. Поощрять сотрудничество учеников, оригинальность мышления, отмечать хорошие идеи.
  6. Дать возможность ученикам представить результат своей работы перед классом. 

Этот же алгоритм можно применять в проектном обучении на дому. 

<<Форма семейного образования>>

Проблемы проектного обучения

Цикл работы над проектом — от подготовки информационной базы до претворения в жизнь результатов исследования — требует много времени. В условиях традиционной школы учителя часто не успевают охватить все темы в программе, так что организовать полноценную проектную деятельность будет трудно. 

С другой стороны, проектное обучение как раз может решить проблему нехватки времени. Ведь оно не подразумевает скурпулёзного изучения каждого параграфа — напротив, ученики сами углубляются в тему настолько, насколько это нужно им для решения поставленной задачи. 

Однако необходимо сделать поправку на реальность: далеко не каждый ученик готов к такой степени самостоятельности, и далеко не каждый учитель готов настолько отпустить контроль — и в этом заключается вторая проблема проектного обучения. 

Наконец, учителю критически важно найти баланс между теорией и практикой, ведь, если всю учёбу свести к работе с проектами, познания школьников будут слишком выборочными и неполными. 

Проектная деятельность в семейном обучении

Проектное обучение может идти параллельно с изучением теории — тогда проект может быть длительным и постоянно обогащаться за счёт основных предметов. Или, наоборот, вести за собой обучение — что нужно для проекта, то и изучаем. 

В любом случае на первых этапах важно, чтобы родитель был сильно вовлечён в работу ребёнка, помогал ему организовать процесс и убедился, что у него есть все необходимые ресурсы. Вы можете помочь ребёнку овладеть источниками, формулировать рабочие цели и давать обратную связь по результатам.

Смысл проектного обучения в том, чтобы использовать знания и навыки ученика в реальной жизни. Ищите идеи для проектов в быту и увлечениях ребёнка. Особенно здорово работать над проектом вместе не как ментор и ученик, а как команда, в которой родитель и ребёнок вкладываются на равных и вместе проводят исследования. Ведь на домашнем обучении возможностей для этого гораздо больше, чем в школе: можно организовать поездки, проводить опросы близких и друзей, посещать музеи и проходить обучающие курсы. А потом получить совместный творческий результат. 

Проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно. 

Иллюстрация: One Week Wonders / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован