Проектное обучение: что это такое и методы применения
Взрослая жизнь — это череда проектов. Каждый день мы формулируем себе цели, реализуем их, анализируем результат и собираем обратную связь. Это касается всего: от планирования семейного бюджета до ремонта в квартире, не говоря уже о работе. Любой человек, устроившись на работу, быстро приходит к выводу, что опыт гораздо полезнее теоретических знаний, полученных о профессии. На основании этой истины и возникла концепция проектного обучения.
- 7.10.2024
- Время чтения:3 минуты
Образование — не подготовка к жизни. Образование — это сама жизнь.
Джон Дьюи, американский педагог и философ
Проектное обучение — это получение знаний через прикладные задачи. Вместо абстрактных, оторванных от реальности заданий из учебников школьники создают собственные проекты, работа над которыми требует определённых знаний и навыков и не подразумевает единственно верного решения.
Основная задача такого обучения — научить ребёнка думать, задавать правильные вопросы и находить собственные ответы, пользоваться своими знаниями и всевозможными источниками информации, сотрудничать с другими учениками и оценивать результаты труда.
Приведём пример: учитель поделил класс на группы и предложил каждой построить модель моста, достаточно прочную, чтобы по ней проехал игрушечный самосвал, гружённый кубиками. Задача может показаться детской забавой, однако не стоит спешить с выводами. Ведь чтобы осуществить этот проект, детям потребуется:
- составить план действий;
- распределить роли в группе — кто и чем будет заниматься;
- изучить разные конструкции мостов и выбрать подходящую;
- создать эскиз;
- определиться с выбором стройматериалов и рассчитать их количество;
- построить мост;
- провести испытания и при необходимости внести коррективы в конструкцию;
- презентовать проект публике и рассказать о его достоинствах.
На каждом этапе ученикам придётся столкнуться с проблемами, решая которые они будут искать информацию, применять логику, критическое и дизайнерское мышление, использовать воображение, чертить, считать, работать руками, проявлять терпение и усидчивость, а на финальной стадии ещё и задействовать ораторские качества.
Такой опыт самостоятельной работы уникален — его не получить на лекциях или при решении типовых задач. Работая над проектом, ученики узнают свои сильные и слабые стороны и постепенно вырабатывают уникальные методы решения проблем, которые потом могут использовать в других контекстах.
<<Форма демодоступа>>
Преимущества проектного обучения
- Связь с реальной жизнью. Проектное обучение прямо отвечает на вопрос, возникающий у многих в процессе учёбы: «Как это пригодится в жизни?» Вместо отвлечённых знаний ученики получают опыт решения конкретных проблем.
- Комплексный подход. В процессе работы над проектом ученики проводят исследования, собирают информацию из разнообразных источников и привлекают уже имеющиеся у них знания и навыки.
- Развитие мышления. Разрабатывая план проекта, школьники развивают логику, умение критически мыслить и отстаивать свою точку зрения.
- Ориентация на ученика. Цель проектного обучения — не научить ребёнка решать задачи, которые удобно проверять учителям, а заинтересовать изучаемой темой так, чтобы ему самому захотелось углубиться в неё.
- Мотивация. Проектное обучение задействует естественное желание ребёнка проявить себя. Когда у учеников есть возможность сделать что-то «по-настоящему», им интересно довести дело до конца и сделать лучше других.
- Самовыражение. Проектная работа не ограничивает ученика в выборе решения, правильных ответов тоже нет — главное, чтобы результат соответствовал поставленной цели. Так что проект оставляет большое пространство для творчества. И конечно, особого внимания заслуживает работа, выполненная не просто хорошо, но и оригинально, изящно и эффектно. Это стимулирует детей использовать фантазию и находить нестандартные решения.
- Мультипредметность. Работа над проектом включает информацию из разных учебных дисциплин. Например, чтобы написать путеводитель по центру Санкт-Петербурга, школьникам понадобятся знание географии, истории, русского языка и литературы.
- Результативность. Проектное обучение даёт ученикам возможность не только приобрести ценные навыки, но и создать что-то действительно полезное. Например, дети могут разработать рекламную брошюру для школы, создать дизайн для школьного сайта или сделать табуретку — главное, в итоге получится конкретный, ощутимый результат.
- Коммуникативность. Совместная работа над проектом поможет сплотить коллектив, научить ребят работать в команде, разделять обязанности, выполнять роли лидеров и исполнителей и прислушиваться друг к другу.
- Интерес. Проектное обучение должно быть увлекательным и весёлым — это один из секретов его эффективности.
Как это работает
В зависимости от специфики проекта работу можно вести в одиночку, в парах, в небольших группах, а в некоторых случаях и всем классом. Срок выполнения проекта тоже может быть разным — от нескольких дней до целого учебного периода: четверти, триместра, семестра или даже всего года.
Ученикам предлагают решить проблему, примерив на себя роль исследователя, инженера, предпринимателя, политика или даже какой-нибудь исторической личности. Например, в качестве члена международной организации по защите окружающей среды разработать комплекс мер по защите экологии на ближайшие 20 лет.
Учитель должен предоставить ребятам вводную информацию, отвечать на вопросы, советовать ресурсы и при необходимости ненавязчиво подсказывать возможные направления мысли, однако всю работу учащиеся должны выполнить самостоятельно.
План работы над проектом, с точки зрения учителя, выглядит так:
- Определить проблему, актуальную для учеников.
- Объяснить им суть проблемы и как она касается лично их.
- Организовать работу так, чтобы знание предмета привело к решению проблемы. При этом обучение должно быть средством осуществления проекта, а не конечной целью.
- Позволить ученикам самостоятельно выбрать способ решения и составить план работы.
- Поощрять сотрудничество учеников, оригинальность мышления, отмечать хорошие идеи.
- Дать возможность ученикам представить результат своей работы перед классом.
Этот же алгоритм можно применять в проектном обучении на дому.
<<Форма семейного образования>>
Проблемы проектного обучения
Цикл работы над проектом — от подготовки информационной базы до претворения в жизнь результатов исследования — требует много времени. В условиях традиционной школы учителя часто не успевают охватить все темы в программе, так что организовать полноценную проектную деятельность будет трудно.
С другой стороны, проектное обучение как раз может решить проблему нехватки времени. Ведь оно не подразумевает скурпулёзного изучения каждого параграфа — напротив, ученики сами углубляются в тему настолько, насколько это нужно им для решения поставленной задачи.
Однако необходимо сделать поправку на реальность: далеко не каждый ученик готов к такой степени самостоятельности, и далеко не каждый учитель готов настолько отпустить контроль — и в этом заключается вторая проблема проектного обучения.
Наконец, учителю критически важно найти баланс между теорией и практикой, ведь, если всю учёбу свести к работе с проектами, познания школьников будут слишком выборочными и неполными.
Проектная деятельность в семейном обучении
Проектное обучение может идти параллельно с изучением теории — тогда проект может быть длительным и постоянно обогащаться за счёт основных предметов. Или, наоборот, вести за собой обучение — что нужно для проекта, то и изучаем.
В любом случае на первых этапах важно, чтобы родитель был сильно вовлечён в работу ребёнка, помогал ему организовать процесс и убедился, что у него есть все необходимые ресурсы. Вы можете помочь ребёнку овладеть источниками, формулировать рабочие цели и давать обратную связь по результатам.
Смысл проектного обучения в том, чтобы использовать знания и навыки ученика в реальной жизни. Ищите идеи для проектов в быту и увлечениях ребёнка. Особенно здорово работать над проектом вместе не как ментор и ученик, а как команда, в которой родитель и ребёнок вкладываются на равных и вместе проводят исследования. Ведь на домашнем обучении возможностей для этого гораздо больше, чем в школе: можно организовать поездки, проводить опросы близких и друзей, посещать музеи и проходить обучающие курсы. А потом получить совместный творческий результат.
Проектное обучение — это шанс лучше узнать ребёнка, самого себя и окружающий мир, научить и научиться действовать в нём смело и последовательно.
Иллюстрация: One Week Wonders / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться