«Английский — это стиль жизни» — интервью с преподавателем Алёной Утеевой

Алёна Сергеевна ведёт курс английского языка в 5–7 классах домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Из беседы вы узнаете, почему для постановки произношения нужно петь, как занятия английским превращаются в сеанс релакса и что делать, если язык — «не твоё».

  • 6.9.2020
  • Время чтения:

    3 минуты

Алёна Сергеевна Утеева

Эксперт ЕГЭ, участница ежегодных образовательных конференций IATEFL и Better Learning Conference Cambridge. Обладательница сертификатов Teacher Knowledge Test Cambridge, коуч-практик международной ассоциации ICTA

Как получилось, что вы выбрали профессию учителя?

Я поняла, что меня интересует английский и те возможности, которые он даёт. Сначала не думала идти в преподавание — сопровождала иностранные экипажи, работала в аэропорту и гостиницах.

Параллельно я помогала ребятам за символическую плату и поняла, что эмоциональная отдача здесь больше. Ощущения, когда получалось понятно объяснить или подобрать классный материал, не шли ни в какое сравнение с обычным разговором с иностранцем. 

Преподавание развивает не только ученика, но и учителя. Нужно быть на одной волне с ребятами, следить за интересами и трендами. Я считаю себя творческим человеком, и мне нравится реализовываться именно в этом. 

С ребятами какого возраста вам больше нравится работать?

В начале карьеры я устроилась в гимназию — и там меня назначили на все возможные классы, от подготовительной группы дошкольников и вплоть до одиннадцатиклассников. Это было сложно, но интересно. 

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» я веду занятия в 5–7 классах. Это уже не юные школьники, но и не выпускники. Такой отдельный этап взросления, где каждый ученик — личность. С подростками здорово! И уроки часто превращаются в сеанс релакса — обсуждаем много тем личного характера, например, учёбу, друзей, первую любовь. На английском, конечно. Ведь когда говоришь на иностранном языке, как будто играешь роль другого человека.  

Как заинтересовать ученика и удержать его внимание онлайн? 

Приёмов много. Например, я часто использую предметы из реальной жизни. Предположим, тема урока характер человека, тогда я приношу с собой сумку с вещами, которые меня характеризуют. Это может быть книга, кроссовки, блокнот с записями. Такой метод работы нагляднее и увлекательнее, чем список слов с переводом. 

Где-то задействую движения и актёрское мастерство — незнакомое понятие можно продемонстрировать мимикой и жестами, а не переводить. 

А ещё есть интерактивные игры — допустим, вместо изучаемого слова говорить teapot (по-английски чайник для заварки чая). Ученики должны догадаться по смыслу предложения и контексту, какое слово имеется в виду на самом деле.  

Сложность дистанционного преподавания — не всегда получаешь моментальную обратную связь. Кто-то не активничает в чате, кто-то смотрит курс в записи, бывает трудно отслеживать, какие игры и форматы заходят детям. Поэтому здорово, если ученики реагируют, пишут сообщения и делятся впечатлениями об уроке. Фидбек — это важно.  

Как мотивировать ребёнка учить язык? Часто школьники говорят: «Это не моё! Не хочу и не буду»  

Главное — не пытаться переубедить, вступить в спор и что-то доказать. Я стараюсь узнать, чем подросток интересуется. Многие ребята слушают музыку и называют любимых зарубежных исполнителей. Кто-то смотрит YouTube и рассказывает о блогерах.

Английский — это стиль жизни. Чтобы знать язык на высоком уровне, нужно внедрить его в повседневный быт. 

Например, школьник интересуется политикой или историей — круг материалов к прочтению со знанием английского значительно расширится. Доступ к оригинальным источникам и альтернативным точкам зрения — это ценно. А кто не мечтает смотреть западных блогеров или понимать, о чём в песне поётся? 

Чтобы сделать английский образом жизни, заведите правило пятнадцати минут — каждый день делайте что-то бытовое, но на английском. Например, посмотрите рецепт, как приготовить завтрак. Или прочитайте актуальную информацию о коронавирусе — изучите широко используемые слова вроде изоляции, карантина, блэкаута.  

Правда ли, что английский — самый нелогичный язык?

Это миф. Однажды я общалась с носителем, который учил русский язык. Он недоумевал: «Зачем столько склонений? Если вы поздравляете человека, вы скажете “с днём рождения”. А если вы были на празднике, скажете “на дне рождения”. А если вернулись, то “с дня рождения”. Это же ужасно!».

У иностранцев кипит мозг от русского языка — а нам кажется, что всё нормально. Поэтому логичность — понятие относительное. В английском своя система, понятная носителям. 

Какими достижениями учеников вы гордитесь?

У некоторых студентов кардинально изменилась жизнь. Многие теперь тоже преподают язык или учатся в университете на англоязычных программах. 

Например, была ученица, с которой мы начали занятия в 4 классе. Тогда она ненавидела уроки и язык. Мы начали со скороговорок, играли в игры, читали книжки и делали проекты. И она увлеклась — в итоге поступила в международную академию, где вся учёба на английском.

Секрет успеха в том, чтобы научиться жить, используя язык. Постоянно слушать музыку, переписываться с иностранными друзьями, читать. Мои ученики так и делают. 

Чем вы увлекаетесь, помимо английского?

Моя вторая страсть — танцы. Ещё люблю бегать — обязательно на природе, чтобы сменялись пейзажи. И пишу короткие рассказы на русском — зарисовки о жизни на бумаге.

Очень люблю читать книги — иногда читаю по две одновременно! Всем школьникам и взрослым рекомендую прочесть «Взгляд кролика» японского писателя Хайтани Кэндзиро. Очень человечная и жизненная книга про школу, где раскрываются обе стороны — и учителя, и ученика. А ещё люблю «Над пропастью во ржи» и «Маленького принца». Но до последнего сначала нужно дорасти. 

Какие советы дадите будущим слушателям вашего курса? 

Использовать лайфхаки, чтобы учиться эффективней. Например: 

  • Прибегать к ассоциациям. Если вы на уроке изучали Past Continuous, а после урока играли с котом, то оставьте предложение с прошедшим продолженным временем и запомните форму, ассоциируя её с питомцем. 
  • Вести конспекты. Рисуйте схемы, раскрашивайте цветными выделителями — так информация усваивается лучше. 
  • Заниматься регулярно. Не забрасывать домашки на 3 месяца, а потом думать, что сейчас за недельку наверстаете.
  • Записывать свою речь на диктофон и переслушивать. Сначала будет внутреннее сопротивление, ужас от количества ошибок, но способ эффективный. 
  • Петь! Необязательно профессионально — подпевайте саундтрекам в фильмах или включайте караоке на YouTube. Полезно для дикции, беглости речи и постановки произношения. 
  • Вести дневники изучения иностранного языка. Записывайте схемы, ёмкие фразы, идиомы. На полях можно ставить знаки вопроса, если возникла трудность, и наглядно отслеживать прогресс. 
Пример дневника изучения иностранного языка. Фотография из личного архива учеников Алёны Сергеевны

И напоследок, что пожелаете ученикам и читателям?

Рискните делать «по-другому». Открывайте новые грани и возможности. Идите вперёд и пробуйте!

Изучаем школьную программу с отличными преподавателями!

В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» работают преподаватели из МГУ, ВШЭ и других вузов, члены жюри олимпиад, эксперты ОГЭ и ЕГЭ. Оставьте свои контакты и получите бесплатную консультацию по обучению
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Бесплатное пробное обучение в онлайн-школе! Успейте попробовать!

Учиться

Демодоступ