«Английский — это стиль жизни» — интервью с преподавателем Алёной Утеевой
Алёна Сергеевна ведёт курс английского языка в 5–7 классах домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Из беседы вы узнаете, почему для постановки произношения нужно петь, как занятия английским превращаются в сеанс релакса и что делать, если язык — «не твоё».
- 5.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Как получилось, что вы выбрали профессию учителя?
Я поняла, что меня интересует английский и те возможности, которые он даёт. Сначала не думала идти в преподавание — сопровождала иностранные экипажи, работала в аэропорту и гостиницах.
Параллельно я помогала ребятам за символическую плату и поняла, что эмоциональная отдача здесь больше. Ощущения, когда получалось понятно объяснить или подобрать классный материал, не шли ни в какое сравнение с обычным разговором с иностранцем.
Преподавание развивает не только ученика, но и учителя. Нужно быть на одной волне с ребятами, следить за интересами и трендами. Я считаю себя творческим человеком, и мне нравится реализовываться именно в этом.
С ребятами какого возраста вам больше нравится работать?
В начале карьеры я устроилась в гимназию — и там меня назначили на все возможные классы, от подготовительной группы дошкольников и вплоть до одиннадцатиклассников. Это было сложно, но интересно.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» я веду занятия в 5–7 классах. Это уже не юные школьники, но и не выпускники. Такой отдельный этап взросления, где каждый ученик — личность. С подростками здорово! И уроки часто превращаются в сеанс релакса — обсуждаем много тем личного характера, например, учёбу, друзей, первую любовь. На английском, конечно. Ведь когда говоришь на иностранном языке, как будто играешь роль другого человека.
Как заинтересовать ученика и удержать его внимание онлайн?
Приёмов много. Например, я часто использую предметы из реальной жизни. Предположим, тема урока характер человека, тогда я приношу с собой сумку с вещами, которые меня характеризуют. Это может быть книга, кроссовки, блокнот с записями. Такой метод работы нагляднее и увлекательнее, чем список слов с переводом.
Где-то задействую движения и актёрское мастерство — незнакомое понятие можно продемонстрировать мимикой и жестами, а не переводить.
А ещё есть интерактивные игры — допустим, вместо изучаемого слова говорить teapot (по-английски чайник для заварки чая). Ученики должны догадаться по смыслу предложения и контексту, какое слово имеется в виду на самом деле.
Сложность дистанционного преподавания — не всегда получаешь моментальную обратную связь. Кто-то не активничает в чате, кто-то смотрит курс в записи, бывает трудно отслеживать, какие игры и форматы заходят детям. Поэтому здорово, если ученики реагируют, пишут сообщения и делятся впечатлениями об уроке. Фидбек — это важно.
<<Форма демодоступа>>
Как мотивировать ребёнка учить язык? Часто школьники говорят: «Это не моё! Не хочу и не буду»
Главное — не пытаться переубедить, вступить в спор и что-то доказать. Я стараюсь узнать, чем подросток интересуется. Многие ребята слушают музыку и называют любимых зарубежных исполнителей. Кто-то смотрит YouTube и рассказывает о блогерах.
Английский — это стиль жизни. Чтобы знать язык на высоком уровне, нужно внедрить его в повседневный быт.
Например, школьник интересуется политикой или историей — круг материалов к прочтению со знанием английского значительно расширится. Доступ к оригинальным источникам и альтернативным точкам зрения — это ценно. А кто не мечтает смотреть западных блогеров или понимать, о чём в песне поётся?
Чтобы сделать английский образом жизни, заведите правило пятнадцати минут — каждый день делайте что-то бытовое, но на английском. Например, посмотрите рецепт, как приготовить завтрак. Или прочитайте актуальную информацию о коронавирусе — изучите широко используемые слова вроде изоляции, карантина, блэкаута.
Правда ли, что английский — самый нелогичный язык?
Это миф. Однажды я общалась с носителем, который учил русский язык. Он недоумевал: «Зачем столько склонений? Если вы поздравляете человека, вы скажете “с днём рождения”. А если вы были на празднике, скажете “на дне рождения”. А если вернулись, то “с дня рождения”. Это же ужасно!».
У иностранцев кипит мозг от русского языка — а нам кажется, что всё нормально. Поэтому логичность — понятие относительное. В английском своя система, понятная носителям.
Какими достижениями учеников вы гордитесь?
У некоторых студентов кардинально изменилась жизнь. Многие теперь тоже преподают язык или учатся в университете на англоязычных программах.
Например, была ученица, с которой мы начали занятия в 4 классе. Тогда она ненавидела уроки и язык. Мы начали со скороговорок, играли в игры, читали книжки и делали проекты. И она увлеклась — в итоге поступила в международную академию, где вся учёба на английском.
Секрет успеха в том, чтобы научиться жить, используя язык. Постоянно слушать музыку, переписываться с иностранными друзьями, читать. Мои ученики так и делают.
Чем вы увлекаетесь, помимо английского?
Моя вторая страсть — танцы. Ещё люблю бегать — обязательно на природе, чтобы сменялись пейзажи. И пишу короткие рассказы на русском — зарисовки о жизни на бумаге.
Очень люблю читать книги — иногда читаю по две одновременно! Всем школьникам и взрослым рекомендую прочесть «Взгляд кролика» японского писателя Хайтани Кэндзиро. Очень человечная и жизненная книга про школу, где раскрываются обе стороны — и учителя, и ученика. А ещё люблю «Над пропастью во ржи» и «Маленького принца». Но до последнего сначала нужно дорасти.
Какие советы дадите будущим слушателям вашего курса?
Использовать лайфхаки, чтобы учиться эффективней. Например:
- Прибегать к ассоциациям. Если вы на уроке изучали Past Continuous, а после урока играли с котом, то оставьте предложение с прошедшим продолженным временем и запомните форму, ассоциируя её с питомцем.
- Вести конспекты. Рисуйте схемы, раскрашивайте цветными выделителями — так информация усваивается лучше.
- Заниматься регулярно. Не забрасывать домашки на 3 месяца, а потом думать, что сейчас за недельку наверстаете.
- Записывать свою речь на диктофон и переслушивать. Сначала будет внутреннее сопротивление, ужас от количества ошибок, но способ эффективный.
- Петь! Необязательно профессионально — подпевайте саундтрекам в фильмах или включайте караоке на YouTube. Полезно для дикции, беглости речи и постановки произношения.
- Вести дневники изучения иностранного языка. Записывайте схемы, ёмкие фразы, идиомы. На полях можно ставить знаки вопроса, если возникла трудность, и наглядно отслеживать прогресс.
И напоследок, что пожелаете ученикам и читателям?
Рискните делать «по-другому». Открывайте новые грани и возможности. Идите вперёд и пробуйте!
Или напишем на почту, если не получится дозвониться