Система развивающего обучения Эльконина — Давыдова
Учебно-методический комплекс Эльконина — Давыдова долгое время был единственной развивающей программой, рекомендованной государством. Даже после исключения из ФГОС эта система остаётся любимой и востребованной в частных школах и на семейном образовании. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках.
- 2.9.2024
- Время чтения:10 минут
Авторы методики
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала разработка системы развивающего обучения.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича.
Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.
Цель и задачи системы Эльконина — Давыдова
Цель системы — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
- Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
- Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
- Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
- Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.
<<Форма демодоступа>>
Как проходит обучение по системе Эльконина — Давыдова
Особенность системы Эльконина — Давыдова заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предложить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.
Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.
По системе Эльконина — Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».
В системе Эльконина — Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.
Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.
Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучать их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.
По программе Эльконина — Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.
Плюсы и минусы обучения по Эльконину — Давыдову
Тестирования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину — Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.
Но существует и ряд недостатков:
- Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина — Давыдова на традиционную программу, например на «Школу России», трудно перестроиться.
- По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
- Система Эльконина — Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
- Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
- Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.
<<Форма семейного образования>>
Кому подходит обучение по Эльконину — Давыдову
Считается, что учиться по Эльконину — Давыдову может каждый.
На семейном обучении эта программа подойдёт родителям, готовым стать научными коллегами для своего ребёнка. Придётся много дискутировать и следить за тем, чтобы ученик получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.
Учебно-методический комплекс системы Эльконина — Давыдова
Учебникам в системе Эльконина — Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Эльконина — Давыдова выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Русский язык
- Букварь (1 класс). Авторы: Репкин В. В, Восторгова Е. В., Левин В. А., Некрасова Т. В.
- Букварь (1 класс). Автор: Тимченко Л. И.
- Букварь (1 класс). Авторы: Эльконин Д. Б., Цукерман Г. А., Обухова О. Л.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Репкин В. В., Восторгова Е. В.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Ломакович С. В., Тимченко Л. И.
Литературное чтение
- Литературное чтение (1–4 классы). Авторы: Матвеева Е. И.
Математика
- Математика (1–4 классы). Автор: Александрова Э. И.
- Математика (1–4 классы). Авторы: Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В.
Окружающий мир
- Окружающий мир (1–4 классы). Авторы: Чудинова Е. В., Букварева Е. Н.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться