«Обучение ведет за собой развитие»
Постулат системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова
Авторы системы развивающего обучения
Даниил Борисович Эльконин (1904–1984 гг.) — советский психолог и педагог, автор работ о психологических аспектах детских игр и их роли в обучении. Главным трудом его жизни стала разработка системы развивающего обучения.
Василий Васильевич Давыдов (1930–1998 гг.) — профессор, академик и вице-президент Российской академии образования. Ученик и сподвижник Эльконина, который развил и начал применять идеи Даниила Борисовича.
Теоретические работы Эльконина и экспериментальные исследования Давыдова привели к созданию программы для начальных классов, в которой учёба сочетается с развитием личности.

<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>
Цель и задачи системы Эльконина — Давыдова
Цель системы — научить детей самостоятельно ставить задачи, определять методы их решения и анализировать результат.
Для достижения этой цели ставится ряд задач:
- Учитель должен сплотить класс, а ученики должны коллективно формулировать цели и искать способы их достижения. Предполагается, что преподаватель не даёт готовых знаний, а лишь отвечает на вопросы, появившиеся у школьников в процессе обсуждения проблемы.
- Педагоги должны уделять внимание формированию и развитию у ребят самооценки и самоконтроля. Для этого используется система оценивания без фиксированных оценок.
- Педагогические методики должны меняться в соответствии с этапами психологического развития учащихся. Иными словами, программа должна «взрослеть» вместе со школьниками.
- Между учителем и учениками должны складываться партнёрские отношения. Взрослый и ребёнок — равноправные участники учебного процесса.
<<Форма демодоступа>>
Как проходит обучение по системе Эльконина — Давыдова
Ольга Свиридова, заместитель директора красноярской школы «КУГ № 1 — Универс» и специалист по методике Эльконина — Давыдова, рассказывает, как проходят занятия по системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова. Особенность этой системы заключается в том, что знания не даются детям в готовом виде. Обучение организовано так, чтобы школьники смогли самостоятельно поставить задачу, предложить способы её решения, а затем критически оценить то, что получилось. Основные формы деятельности на уроках — дискуссия и эксперимент.
Работа на уроках идёт в парах или небольших группах. Учитель ставит перед классом проблему и предлагает каждой группе найти решение. При этом он корректирует работу учеников наводящими вопросами.
По системе Эльконина — Давыдова неправильных ответов не существует. Любое предположение — «рабочая версия».
В системе Эльконина — Давыдова нет привычной системы оценок. В конце занятия ученикам предлагается оценить свои успехи. Ребята самостоятельно выбирают критерии оценивания для каждого типа заданий. Чаще всего ученики рисуют шкалу напротив каждого задания и отмечают на ней, насколько точно сформулирован ответ или насколько аккуратно оформлена работа.

Затем преподаватель тоже оценивает работу по выбранной шкале. Считается, что такой метод ученику позволяет понять, насколько хорошо он выполнил задание, а учителю — получить представление о самооценке ребёнка.
Ещё одна особенность программы — «ловушки», когда учитель намеренно ошибается, а ученики должны это заметить и поправить его. Это позволяет формировать у школьников критическое мышление, приучать их к мысли, что любое знание нуждается в проверке.
На уроках часто применяются дидактические, ролевые и другие игры. Обучение через игру помогает детям раскрыть творческие способности и использовать для решения проблем не только знания, но и фантазию.
По программе Эльконина — Давыдова домашние задания сведены к минимуму. Система предполагает, что знания ученики получают в ходе дискуссий в классе, а не за учебниками дома.
<<Форма методики>>
Чем развивающие обучение отличается от традиционного
Доктор психологических наук, профессор МГПУ и МГППУ, автор программы «Тропинки» Владимир Кудрявцев выделил пять отличий развивающего обучения от традиционного:
В традиционной школе обучение проходит по принципу «от простого к сложному»: как будто строится стена, кирпичик за кирпичиком, в надежде, что когда-нибудь сложится целостный дом. Развивающее обучение смело ведёт ребёнка к сути явления. Представьте, что вместо заучивания видов облаков, дети сразу начинают понимать, почему и как они образуются. Это выращивает теоретическое мышление — умение видеть за частным общий закон.
В традиционном подходе важно оттачивание конкретных навыков. Считается, что глубокие обобщения — ещё «не по возрасту». Развивающее обучение ставит во главу угла формирование настоящих понятий. И это не зазубривание определений, а понимание общего способа решения целого класса задач. Представьте, что ребёнок усвоил не просто формулу, а сам способ выводить подобные формулы для разных ситуаций, понимая их внутреннюю логику.
Кому-то на занятиях по системе развивающего обучениях темп обучения может показаться медленным. Кажется, что гораздо проще и быстрее заучить готовое правило, но на самом деле нужно подождать. Затраченное время на глубинное понимание основ окупается засчёт понимания системы и логики занятий и заданий. Им не нужно бесконечно «закреплять» тему десятками однотипных упражнений, а ошибки из-за механической зубрёжки сходят на нет. Просыпается способность учиться самостоятельно и освобождается драгоценное время на отдых и развлечения у детей, на поддержку, а не «натаскивание» — у учителей.
Традиционная школа говорит: «Знай (умей, делай) и понимай, что знаешь (умеешь, делаешь)». Развивающее обучение идет неизмеримо дальше: оно растит в детях рефлексивные способности (рефлексивный анализ, оценка и контроль). Это не просто «понимание материала», а понимание самого процесса своего познания.
В традиционной системе часто детей делят на «способных» и «отстающих». И парадокс в том, что тем, кому и так сложно, дают ещё меньше возможностей для настоящего интеллектуального роста. Их обучение сужается до бесконечного «натаскивания». Хотя именно они больше других нуждаются не в дрессировке, а в развитии мышления. Развивающее обучение Эльконина-Давыдова ставит во главу угла развитие каждого ребёнка в классе. Оно достигается через углубленную индивидуальную работу, диалог, дискуссии (в том числе групповые), где каждый голос важен, где нет «вечно отстающих», а есть дети на своём, уникальном пути понимания.
Плюсы и минусы обучения по Эльконину — Давыдову
Исследования показывают, что у детей, прошедших обучение по Эльконину — Давыдову, отлично развит кругозор, память, внимание, креативное мышление, навыки работы в команде и способности к самоанализу. Это, безусловно, преимущество системы.
Но существует и ряд недостатков:
- Новеньким детям бывает сложно влиться в учебный процесс. И наоборот, детям, сменившим систему Эльконина — Давыдова на традиционную программу, например на «Школу России», трудно перестроиться.
- По замыслу создателей системы, дети должны не зубрить правила, а понимать принципы. Поэтому обучение русскому начинается с основ языкознания, а курс математики — с теории происхождения чисел. Насколько актуальны эти знания в первом классе — спорный вопрос.
- Система Эльконина — Давыдова рассчитана только на начальные классы. Продолжать обучение в средней и старшей школе придётся по другим программам.
- Педагог должен не только владеть методическими приёмами системы, но и буквально мыслить её категориями. От его профессионализма зависит, насколько эффективным будет обучение.
- Отсутствие оценок, беспрекословного авторитета учителя и другие особенности системы вызывают недоумение у некоторых родителей.
<<Форма семейного образования>>
Кому подходит обучение по Эльконину — Давыдову
Считается, что учиться по Эльконину — Давыдову может каждый.
На семейном обучении эта программа подойдёт родителям, готовым стать научными коллегами для своего ребёнка. Придётся много дискутировать и следить за тем, чтобы ученик получал не «готовые знания», а находил ответы самостоятельно.
Учебно-методический комплекс системы Эльконина — Давыдова
Учебникам в системе Эльконина — Давыдова отводится далеко не главная роль. Большинство знаний ученики получают, взаимодействуя между собой и с преподавателями.
Учебно-методический комплекс (УМК) системы Эльконина — Давыдова выпускает издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний».
Русский язык
- Букварь (1 класс). Авторы: Репкин В. В, Восторгова Е. В., Левин В. А., Некрасова Т. В.
- Букварь (1 класс). Автор: Тимченко Л. И.
- Букварь (1 класс). Авторы: Эльконин Д. Б., Цукерман Г. А., Обухова О. Л.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Репкин В. В., Восторгова Е. В.
- Русский язык (1–4 классы). Авторы: Ломакович С. В., Тимченко Л. И.
Литературное чтение
- Литературное чтение (1–4 классы). Авторы: Матвеева Е. И.
Математика
- Математика (1–4 классы). Автор: Александрова Э. И.
- Математика (1–4 классы). Авторы: Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В.
Окружающий мир
- Окружающий мир (1–4 классы). Авторы: Чудинова Е. В., Букварева Е. Н.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни