Минусы
Вот что не нравится противникам домашки.
Лишняя нагрузка на ребёнка и родителей. В обычных школах в домашку часто входят новые темы, которые дети не успели пройти в классе. Поэтому дома приходится разбирать их самостоятельно или вместе с родителями. Те, кто недавно забрал документы из обычной школы и перешёл на онлайн-обучение, опасаются, что и в этом случае может сложиться аналогичная ситуация.
Увеличение времени за компьютером. Онлайн-обучение подразумевает, что ребёнок значительную часть дня проводит перед экраном: смотрит вебинары, переписывается в чате, подключается к конференциям. Если после всех уроков по расписанию ему нужно сделать домашку, время перед экраном вырастет. Разумное опасение родителей: не скажется ли это на зрении и осанке?
Плюсы
Но у домашки есть и преимущества.
Закрепление и отработка материала. С помощью заданий на дом можно повторить уже изученное на уроке и побольше попрактиковаться. Особенно полезно приступить к домашке не сразу после занятия, а через несколько часов. Тогда усвоенное на уроках точно не выветрится из головы, а плотно там осядет.
Контроль прогресса. Домашка помогает отслеживать успехи хоумскулера. По домашним заданиям чётко видно, что получилось, а над чем стоит поработать ещё, в отличие от классной работы, где правильный ответ может подсказать учитель или раньше озвучить одноклассник.
Навык самостоятельной работы. В системе Эльконина-Давыдова утверждается: грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника должна стираться. Домашка закладывает в ребёнке навык учиться не только во время классных занятий под руководством преподавателя, но и просто по жизни. Школьник учится систематизировать знания, находить информацию, проводить исследования и приходить к выводам.
Каким должно быть домашнее задание на онлайн-обучении
Разберёмся на примере «Домашней школы Фоксфорда».
Понятным. Ребёнок должен чётко знать, что от него требуется. Если задание непонятно, велика вероятность, что школьник начнёт прокрастинировать, оттягивать момент и фрустрировать. В «Фоксфорде» задания сформулированы максимально просто и чётко. А если задача совсем не поддаётся, можно пересмотреть урок в записи или открыть теоретические материалы, которые прилагаются к каждой порции домашки.
Игровым. Домашка в «Фоксфорде» интерактивная и построена в формате прохождения компьютерной игры. Решая задания, школьник перебирается с лёгкого уровня на более сложные и зарабатывает очки — XP. Оценок нет, а вместе с ними — страха ошибиться и получить неудовлетворительно.

Небольшим. Министерство образования (сейчас — Министерство просвещения) установило правила, сколько времени должна занимать домашка в день:
- 1 класс — домашки нет вообще;
- 2–3 классы — не более 1,5 часов;
- 4–5 классы — 2 часа;
- 6–8 классы — 2,5 часа;
- 9–11 — не более 3,5 часов.
Эти правила содержатся в санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях и в письме Министерства образования РФ от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12.
В «Домашней школе Фоксфорда» нагрузка ещё меньше. Объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Если ребёнок был внимателен на уроке, то домашнюю работу он сделает быстро. В среднем на неё уходит около 30–60 минут.
Большинство заданий — в формате интерактивного теста. Они проверяются компьютером автоматически. Есть также творческие задания, которые проверяют вручную методисты и преподаватели. Благодаря таким домашним работам ребёнок научится высказываться на разные темы, потренируется писать сочинения и попробует необычные методы решения математических задач.
Закрепляющим. Домашка не должна полностью состоять из новых и непривычных заданий. Наоборот, в хорошие задания входит то, что дети проходили на уроке. Если взять паузу после основных занятий, а потом сделать домашку, материал лучше уложится в голове. Об этом рассказывает ученица «Фоксфорда» Влада Кудинова в интервью.
Сразу после урока можно закрепить материал в тестовой домашке. Видишь, что усвоилось, а где остались пробелы. Если нужно, пересматриваешь урок ещё раз в записи.
<<Форма демодоступа>>
Как делать домашнее задание эффективнее
Вот несколько советов.
- Организуйте ребёнку удобное рабочее место. Высота стола должна быть комфортной для ребёнка, стул — регулируемым, чтобы он не ёрзал и мог сосредоточиться на заданиях. Ступни должны опираться на пол. Если они не достают до пола, добавьте подставку под ноги.
- Чтобы ребёнку было легче сосредоточиться на заданиях, важно соблюдать порядок и поддерживать на столе чистоту. Разбросанные вещи мешают концентрации.
- Лучше не приступать к домашке сразу после основных уроков. Пусть ребёнок возьмёт небольшой перерыв, а потом с помощью домашних заданий повторит и закрепит пройденный материал. За несколько часов что-то уже забудется, и будет вдвойне полезно восстановить информацию в голове, решая задания из домашки.
- Во время выполнения домашних заданий лучше отключить все уведомления, чтобы не отвлекаться на соцсети. Можно включить таймер: например, отвести 30 минут на первый подход, потом отдохнуть 10 и за следующие 30 доделать оставшуюся часть заданий.
- Чтобы проверить, полностью ли ребёнок усвоил материал, предложите ему объяснить тему вам или младшим братьям и сёстрам. Объяснение другим — лучший способ окончательно разобраться самому и разложить всё по полочкам.
- Если после уроков и выполнения домашки ребёнку по-прежнему не всё понятно, можно пересмотреть урок в записи или открыть теоретические конспекты, которые сопровождают каждую домашку.
Что в итоге
Домашка на онлайн-обучении полезна тем, что помогает закрепить и отработать материал. Задания в «Домашней школе Фоксфорда» построены так, что ребёнку не придётся тратить много времени. Интерактивный формат и очки опыта, XP, мотивируют ребёнка переходить на следующие уровни и напоминают любимые компьютерные игры. Родителям не придётся помогать ребёнку с заданиями: если что-то осталось непонятным, можно пересматривать урок в записи бесконечное число раз и сверяться с теоретическими материалами. За задания не ставят оценки, поэтому дети не боятся ошибаться и искать разные пути решения.