Синдром отличника
Дети любознательны от природы. Дошкольникам всё интересно, всё хочется попробовать. Ситуация меняется, когда ребёнок идёт в школу и знакомится с «Её величеством» оценкой.
Школьные оценки разрушают мотивацию, поскольку поощряют не за усилия, а за результат. Получил «пятёрку» — молодец, «двойку» — плохой.
Постепенно ребёнок начинает мыслить и действовать только в рамках пятибалльной шкалы. За задание будет отметка? Тогда сделает. А если нет, то найдёт дела поважнее. И зачем стараться по математике, если взрослые говорят, что он гуманитарий, а учитель выше «тройки» никогда не ставит?
Работа на оценку превращает отстающих учеников в списывальщиков, а у тех, кому учёба даётся легко, порождает синдром отличника.
Синдром отличника — это стремление достигать исключительно превосходных результатов ради похвалы и одобрения окружающих.
Казалось бы, что плохого, когда прилежная девочка или мальчик старается получать только «пятёрки»? Психолог «Домашней школы Фоксфорда» видит в этом несколько опасностей и советует избавляться от синдрома отличника.
«Ребёнком с синдромом отличника движет страх огорчить значимых для него взрослых. Он усердно учится не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы избежать нареканий. Проблема такой мотивации в том, что она ограничена по времени. Сегодня выучил и получил “пятёрку”, а завтра забыл. Потому что цели уяснить материал не было, было желание заработать отметку. Но самое плохое, когда этот ложный перфекционизм переносится во взрослую жизнь. Это одна из причин, почему школьные отличники часто не успешны в карьере и отношениях. Они не побороли свои страхи, не научились адаптироваться к обстоятельствам и воспринимать ошибки как точки роста».
<<Форма демодоступа>>
Геймификация обучения
Геймификация — это использование игровых элементов в неигровых процессах. Например, в образовании.
В игре материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. А высокая мотивация, в свою очередь, позволяет осваивать даже сложный материал и поддерживать продолжительный интерес к учёбе.
Геймификацию чаще всего внедряют образовательные интернет-платформы. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают не оценки, а очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Каждое задание имеет уровень сложности: от лёгкого до олимпиадного. Чем труднее и чем меньше подсказок истратил при решении, тем больше XP получишь.
«Домашние задания направлены не на проверку, а на получение знаний. Именно поэтому там есть подсказки и именно поэтому они не должны оцениваться. Если ученик не знает, как подступиться к задаче, он может взять подсказку, которая, возможно, покажет ему один из путей к решению. При этом он не боится допустить ошибку, ведь любое его действие, направленное на решение задачи, приведёт не к снижению оценки, а к получению нового опыта. И если выбранный путь привёл к неудаче — это не менее (а иногда и более) важно, чем попадание “в яблочко”. Так постепенно усваивается материал, а ребёнок перестаёт бояться сложных задач. Расширяется горизонт собственных возможностей, и ученик достигает большего, чем в ситуациях, когда над ним висит угроза снижения балла. Контроль знаний проходит во время контрольных и проверочных работ. В тестах подсказок нет».
Ирина Фомичёва, руководитель по учебной работе «Экстерната и
домашней школы Фоксфорда»

Очки опыта суммируются и позволяют «игрокам» переходить от уровня к уровню. Сначала это довольно легко, но постепенно продвигаться вперёд становится всё труднее.
Следующий шаг геймификации образовательной платформы «Фоксфорда» — появление еженедельно обновляемого рейтинга XP и батлов между учениками.
Аттестация хоумскулеров
В «Домашней школе Фоксфорда» бережно относятся к природной любознательности детей. Мы поощряем учеников за усилие, а не результат. Оценить успешность стараний ребёнка можно с помощью отчёта наставника. Раз в неделю наставники отправляют мамам и папам письменный отчёт, где видно, сколько занятий посещено и заданий выполнено.
<<Форма бесплатного курса>>
Ведомости с привычными школьными отметками могут передаваться в школы-партнёры и обычные муниципальные школы во время промежуточных аттестаций. Обычно после ознакомления школы с программами «Домашней школы Фоксфорда» и уровнем преподавания, школы охотно соглашаются на перезачёт оценок.
Важно, чтобы родители доносили до детей мысль о том, что баллы, которые мы получаем в школе или вузе, ничего не говорят о нас как о личностях. Это всего лишь формальность, которую нужно учитывать, но нельзя делать цифры в дневнике самоцелью образования.
Ирина Фомичёва
Вывод
Система оценок в школе устарела. Хоумскулинг позволяет избежать синдрома отличника. Особенно если ребёнок учится в современной цифровой школе, где подогревают его стремление к новым знаниям играючи.
Образовательная платформа «Домашней школе Фоксфорда» устроена так, чтобы сохранять мотивацию учащихся. При этом родители могут получать результаты своих детей в привычном для себя виде.