Почему оценки в школе — это плохо и что с этим делать

Вместе с завучем и психологом объясняем, почему пятибалльная система — зло, чем опасен синдром отличника и как оценивать старания школьников иначе.

Плюсы и минусы оценок в школе

На первый взгляд проблема пятибалльной системы оценивания может показаться надуманной. Что в ней плохого? Среди плюсов оценок в школе обычно называют следующие аргументы:

  • Оценки помогают ученику понять свой уровень подготовки и нет ли у него пробелов в знаниях.
  • По оценкам класса преподаватель может судить о результатах своей работы.
  • Оценки мотивируют школьников достигать лучших результатов в учёбе.

Однако на практике каждое из этих утверждений легко опровергается. Начнём с того, что оценка не отражает знания: она может быть результатом везения, хитрости, симпатии или антипатии учителя. Наконец, хорошая оценка может свидетельствовать о том, что ученик умеет аккуратно выполнять задания, а не о том, что владеет материалом.

С полезностью оценок для учителей тоже вопрос спорный: преподаватели сталкиваются с большим соблазном использовать оценки в качестве «кнутов» и «пряников», контролируя с их помощью дисциплину и поддерживая свой авторитет. А склонность учителей завышать оценки «любимчикам» подтверждают даже недавние независимые исследования

Мотивационная функция оценок тоже сомнительна. На практике отметки могут напрочь отбить тягу к учёбе или уничтожить внутреннюю мотивацию, оставив только внешнюю. Подробнее об этом — в следующем пункте. 

<<Форма демодоступа>>

Минусы оценок в школе

Дети любознательны от природы. Дошкольникам всё интересно, всё хочется попробовать, их не нужно специально мотивировать к учёбе. Но ситуация меняется, когда ребёнок идёт в школу и знакомится с «её величеством» оценкой.

Школьные оценки разрушают мотивацию, поскольку поощряют не усилия, а результат. Не важно какой путь ты проделал к решению задачи, сколько всего узнал в процессе, как старался — если твоё решение не соответствует указанному в методичке, получишь «неуд». И наоборот: сам ли додумался, списал ли у соседа, если ответ правильный — держи «пять». 

Школьные реалии таковы, что оценика автоматически начинает распространяться не только на учёбные достижения, но и на ученика в целом: получил «пятёрку» — ты молодец, «двойку» — плохой. Постепенно ребёнок начинает сам себя оценивать, мыслить и действовать только в рамках пятибалльной шкалы: за задание будет отметка — тогда он его сделает. А если нет — найдёт дела поважнее. И вообще, зачем стараться в математике, если взрослые говорят, что ты гуманитарий, а учитель выше «тройки» никогда не ставит? Инерция, с которой некоторые учителя записывают учеников в «троечники» и ставят более успешным детям оценки «в кредит»  — ещё один безусловный недостаток традиционной школьной системы оценивания. 

Работа на оценку превращает отстающих учеников в списывальщиков, а у тех, кому учёба даётся легко, порождает синдром отличника, то есть стремление достигать исключительно превосходных результатов ради похвалы и одобрения окружающих.  

Ребёнком с синдромом отличника движет страх огорчить значимых для него взрослых. Он усердно учится не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы избежать нареканий. Проблема такой мотивации в том, что она ограничена по времени. Сегодня выучил и получил «пятёрку», а завтра забыл. Потому что цели уяснить материал не было, было желание заработать отметку. Но самое плохое, когда этот ложный перфекционизм переносится во взрослую жизнь. Это одна из причин, почему школьные отличники часто не успешны в карьере и отношениях. Они не побороли свои страхи, не научились адаптироваться к обстоятельствам и не могут воспринимать ошибки как точки роста.
                                         Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»  

<<Перелинковка>>

Геймификация обучения

Геймификация — это использование игровых элементов в неигровых процессах, в частности, в образовании.

Играть объективно интереснее, чем учить уроки, поэтому современные образовательные технологии превращают обучение в игру. В результате материал лучше усваивается, повышается вовлечённость и мотивация. А высокая мотивация, в свою очередь, помогает осваивать сложные темы и поддерживать интерес к учёбе.

 «Домашней школе Фоксфорда» ученики за выполнение заданий получают не оценки, а очки опыта — XP (experience points). Подросткам они знакомы по компьютерным играм.

Каждое задание имеет уровень сложности: от лёгкого до олимпиадного. Чем оно труднее, и чем меньше подсказок ученик истратил при решении, тем больше XP он получит.

«Домашние задания направлены не на проверку, а на получение знаний. Именно поэтому они не должны оцениваться. Если ученик не знает, как подступиться к задаче, он может взять подсказку, которая, немекнёт ему на один из путей к решению. При этом он не боится допустить ошибку, ведь любое действие, направленное на решение задачи, приведёт не к снижению оценки, а к получению нового опыта. И если выбранный путь оказался неудачным — это не менее (а иногда и более) важно, чем попадание «в яблочко». Так постепенно усваивается материал, а ребёнок перестаёт бояться сложных задач. Он расширяет горизонт собственных возможностей и достигает большего, чем когда над ним висит угроза снижения балла. Контроль знаний проходит во время контрольных и проверочных работ, и там уже подсказок нет».
                                                                                                                             Ирина Фомичёва,
                               руководитель по учебной работе «Домашней школы Фоксфорда»
Чем больше занимаешься, тем выше твой уровень
Чем больше занимаешься, тем выше твой уровень

Очки опыта суммируются и позволяют «игрокам» переходить от уровня к уровню. Сначала это довольно легко, но постепенно продвигаться вперёд становится всё труднее.

Представление результатов

Школьнику интересно зарабатывать новые уровни и зарабатывать больше XP, но как оценить его прогресс родителям, привыкшим к пятибалльным оценкам? В «Фоксфорде» это можно сделать 

с помощью отчёта наставника. Раз в неделю наставники отправляют мамам и папам письменный отчёт, где видно, сколько занятий посетил их ребёнок и сколько заданий выполнил.

За контрольные работы в нашей школе выставляются привычные школьные отметки — они передаются в школы-партнёры и обычные муниципальные школы во время промежуточных аттестаций. Обычно после ознакомления с программами «Домашней школы Фоксфорда» и нашим уровнем преподавания, школы охотно соглашаются на перезачёт оценок.  

Важно, чтобы родители доносили до детей мысль о том, что баллы, которые мы получаем в школе или вузе, ничего не говорят о нас как о личностях. Это всего лишь формальность, которую нужно учитывать, но нельзя делать цифры в дневнике самоцелью образования.
                                                                                                                             Ирина Фомичёва,
                              руководитель по учебной работе «Домашней школы Фоксфорда»
Иллюстрация: Leslie Soto Valenzuela / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован