4 шага для поддержки ребёнка в период адаптации

  • 23.8.2018
  • Время чтения:

    5 минут

Последние исследования психологии привязанности говорят о том, что развитие происходит из точки покоя. Это значит, что ребёнок тянется к знаниям и показывает, на что способен, когда у него надёжный тыл. Из-за переезда в другую страну, расставания с родными и друзьями ребёнок тревожится и с трудом сосредотачивается на учёбе.

Первый шаг

Мир в семье и поддержка значимых взрослых. Не все проблемы удаётся решить сразу, но важно говорить с ребёнком о ваших чувствах и ожиданиях и выслушивать его каждый день. Наберитесь терпения, даже если вам сложно, ребёнок нуждается в вас.

Возможно, вы захотели пренебречь этим пунктом и найти что-то более существенное. Не торопитесь, 10 минут разговора по душам перед сном помогут вам поддерживать доверительные отношения с сыном или дочерью и дать им прочную основу для развития в новой среде.

Второй шаг

Положительное внимание. Это будет непросто, если школьная учительница подчёркивала красным цветом ошибки в ваших собственных тетрадях, отнимала из «пятёрки» баллы за все неверные ответы и помарки. «Вычитательный» подход угнетает интерес к учёбе.

Ребёнок сосредотачивается на том, что вы подчёркиваете, будь то красная паста, насмешливая интонация или громкий голос. Реже указывайте на ошибки и чаще хвалите. Меньше критикуйте и больше напоминайте, каких поступков вы ждёте.

Сравните «Не шуми!» и «Говори тише», «Не задерживайся после уроков» и «Приходи к ужину вовремя».

Когда вы бурно реагируете на то, что неправильно делает ребенок, вы привлекаете повышенное внимание к этой ситуации. Ребёнок чувствует, что он в центре события. Ему это нравится. Он понимает, что в этом случае мама или папа обращают на него внимание. Задача родителей — подкреплять желаемые моменты в поведении. То, чего вы не хотите, оставляйте в «тени», за кадром. В этом заключается позитивный формат взаимодействия с ребенком. Подкрепляем хорошее, уменьшаем нежелательное поведение.

Мягкое, но ясное руководство особенно важно в период адаптации к новой культуре. Ребёнку многое нужно освоить и осознать. Чем чётче сигналы, которые вы посылаете ему, тем охотнее он следует правилам. Когда правила понятны, ребёнок чувствует себя в безопасности и может осваивать новые пространства.

Третий шаг

Право на ошибку. Успех — это малая толика таланта и огромное упорство в достижении цели. Но высокие результаты и признание не случаются сразу. Нужно сделать много ошибок, суметь признать и исправить их. Только так достигают вершин.

Даже если вы ждёте, что ребёнок быстро наладит отношения со сверстниками и привыкнет к новому укладу, ошибки неизбежны. Если ребёнок подавлен, не стоит давить. Задайте ему несколько вопросов:

«Что тебя беспокоит? (чувства)» вместо того «Почему ты всё время недоволен?» (обвинения);
«Какая поддержка и от кого тебе сейчас нужна?» вместо «Чего ты от меня хочешь?»;
«Что ещё может сделать твою жизнь легче и радостнее?» вместо того «Какие у тебя проблемы и что не так?».

Например, ребёнок замыкается, негативно высказывается обо всём, жалуется на одиночество и скуку. Вместо вопроса: «Почему ты всё время недоволен?» и взываний к совести, спросите «Что тебя тревожит, чего ты боишься?», «Кто и как может тебя поддержать?»,  «Что ты сам можешь сделать, чтобы стало легче, радостнее?», «Что положительного в этой ситуации?»

Четвёртый шаг

Позитивное мышление и объективное оценивание. Обращайте внимание на то, насколько измеримо, достижимо и определенно по времени звучит ваше высказывание — просьба или вопрос.

Например, сравните: «Пожалуйста, убери в своей комнате!»

Добавим конкретности: «Пожалуйста, поставь на полку книги и повесь одежду в шкаф».

Добавим измеримости: «Поставь, пожалуйста, на полку все 4 книги со стола и повесь пиджак, брюки и рубашку в шкаф».

Добавим определенности по времени: «Поставь, пожалуйста, на полку все 4 книги со стола и повесь пиджак, брюки и рубашку в шкаф до обеда».

Это позволяет детям и родителям согласовать ожидания и прояснить критерии, например, уборки в комнате. Ведь убрать в комнате для мамы и сына значит не одно и то же. Тем самым мы учимся понимать друг друга.

Задайте ребёнку вопрос: «А как ты поймёшь, что в комнате порядок?». И тогда можно сравнить представления о порядке ребёнка, соотнести с вашим представлением и договориться, что же такое порядок для вас обоих.

Жизнь вашей семьи станет проще и веселее, когда вы начнёте вырабатывать полезные привычки в общении с ребёнком. Тёплые доверительные отношения в семье — это самое главное для школьника. Когда дома всегда поймут и поддержат, можно сосредоточиться на учёбе. Если вам нужно сопровождение в учёбе, приходите в русскоязычную онлайн-школу Фоксфорд — наши чуткие кураторы найдут общий язык с ребёнком.

Вопросы для самопроверки

Оцените, насколько вам удаётся создавать благоприятные условия для развития ребёнка. Ответьте на каждый вопрос «Да» или «Нет» и посчитайте количество положительных ответов.

1. Жизнь нашей семьи можно назвать спокойной, размеренной, предсказуемой.

2. Нам удаётся поговорить с ребёнком наедине практически каждый день.

3. Я обнимаю своего ребёнка каждый день.

4. Я горжусь своим ребёнком и каждый день хвалю его за успехи в учёбе, помощь по дому и в делах, которые важны для него.

5. Если мне не понравился поступок ребёнка, говорю прямо, но при этом отмечаю и положительные моменты.

6. Бурные споры с ребёнком, обвинения и хлопанье дверьми в нашей семье — из ряда вон выходящий случай.

7. Когда мы договариваемся с ребёнком о чём-то, у нас практически не бывает непонимания, и он всё выполняет так, как я ожидаю.

Если вы ответили «Да» менее четырёх раз, попробуйте применить приёмы, о которых мы рассказали. Потребуется от одной недели до месяца, чтобы вы увидели, как отношения в семье начнут меняться в лучшую сторону.

По материалам открытого занятия Натальи Клеймюк, кандидата педагогических наук.

      Домашняя онлайн-школа «Фоксфорд» позволяет учиться на русском языке в любой точке мира. Занятия можно посещать онлайн или просматривать записи — в зависимости от предпочтений и часового пояса. Есть мобильное приложение для iOS и Android. Учеников поддерживают персональные кураторы. При необходимости можно получить бесплатную консультацию психолога.


Бесплатная консультация

В онлайн-школе «Фоксфорда» ваше ребёнок сможет обучаться на русском языке и подготовиться к государственным итоговым аттестациям ОГЭ и ЕГЭ. Готовься к экзаменам вмеcте с экстернатом и домашней школой Фоксфорд. Запишитесь на бесплатную консультацию!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.