Настоящее и будущее Домашней школы Фоксфорда — интервью с руководителем проекта Юлией Шароватовой
О развитии семейного образования, персонализации обучения и социализации детей в онлайн-школе Фоксфорда.
- 1.10.2021
- Время чтения:10 минут
В чем заключаются особенности семейного образования?
Семейное образование (СО — прим. редакции) качественно отличается от традиционной школы. Я бы выделила следующие преимущества.
- Вариативность. Родитель вправе выбирать любые направления и формы обучения — от альтернативных и семейных школ до онлайн-обучения и анскулинга.
- Гибкость. Возможность подобрать удобное расписание, учебный план и способы изучения материала.
- Личностно-ориентированный подход к ребёнку. В обучении учитываются сильные стороны и интересы детей, чтобы стимулировать мотивацию к учёбе.
Всё это даёт родителям свободу.
Несмотря на то что система семейного обучения в нашей стране всё ещё формируется, численность экстернов каждый год увеличивается в среднем на 15%. Речь идёт о тех, кто выбирает эту форму осознанно. В первую очередь, это семьи с одарёнными детьми, ребята с профессиональными увлечениями и, конечно же, те родители, которые недовольны качеством образования в своих школах.
Трудно ли перевести ребёнка на семейное образование?
Юридически и технически — несложно. Дело буквально двух заявлений: в департамент образования и в школу.
Однако порой родители теряются, так как не могут договориться о переводе на СО со своей школой. Некоторые учебные заведения и учителя не приветствуют экстернов. К счастью, много лояльных школ, которые уже умеют работать с «семейниками» и прислушиваются к их потребностям.
Все о том, как строить отношения со школой, которая не признает семейное образование→
Существуют и психологические барьеры. Что скажут близкие? А справится ли ребёнок? Не допускаем ли мы ошибки?
Даже мне, человеку, знающему о семейном обучении не понаслышке, решение о переводе ребёнка на СО далось не сразу. Мой сын учился в сильной гимназии. Всё было хорошо до начала эксперимента по объединению гимназического и обычного классов. Уровень программ и подготовки школьников сильно отличался. Преподаватели всё внимание уделяли отстающим новеньким, а сильные «старенькие» откровенно скучали. Через пару месяцев стало очевидно, что мой ребенок перестал учиться, как раньше, и потерял интерес. В этот момент мы вместе стали обсуждать возможность перехода в домашнюю онлайн-школу и готовность сына взять на себя ответственность за аттестации.
<<Форма демодоступа>>
Переход на СО стал важным этапом взросления и преодоления страхов для моего ребёнка. Буквально через месяц я заметила, как он становится более ответственным и организованным. Наконец, сын смог сосредоточиться на учёбе и успешно пройти аттестацию в конце года.
В новом учебном году Домашняя онлайн-школа Фоксфорда ожидает принять в два раза больше учеников. С чем это связано?
В первую очередь, растёт интерес к онлайн-обучению в целом. Людям нравится учиться в любое время из любой точки мира.
Второй фактор — всё больше родителей и детей на семейном обучении привлекает наша программа с возможностью выбора индивидуальных образовательных маршрутов.
Наша гордость — это преподаватели. Все они выдержали серьёзный отбор со стороны учебно-методического отдела и руководства Фоксфорда. Перед началом работы любой новый преподаватель (даже кандидат наук) даёт вводные уроки, чтобы продемонстрировать свои компетенции.
Формат повторить можно, преподавателей — нет.
В-третьих, ребят больше привлекают живые онлайн-уроки, чем видеолекции без обратной связи. На занятиях Фоксфорда ребята могут в режиме реального времени задавать вопросы преподавателям и сразу же получать ответы. По-моему, это здорово!
Наконец, в Домашней школе Фоксфорда уделяется особое внимание персональному сопровождению. Наши кураторы не просто напоминают ребятам о занятиях и домашних работах, наставники по-настоящему помогают и подбадривают. Вся команда кураторов (около 40 человек) проходит специальное обучение по мотивации детей, навыкам управления временем, развитию эмоционального интеллекта.
Живое общение не заменит ни один робот, оно мотивирует детей эффективнее оценок и рейтингов.
В 2018 году Домашняя школа Фоксфорда стала экспериментальной площадкой ФИРО. Что это такое и зачем это учащимся?
Мы убеждены, что каждый ребёнок уникален. От природы в нём заложено стремление узнавать что-то новое. Нужно лишь найти и раскрыть его сильные стороны. Именно поэтому в Домашней школе Фоксфорда мы начали внедрять индивидуальные образовательные маршруты.
Индивидуальный образовательный маршрут в Фоксфорде — это путь обучения, включающий углубленные и олимпиадные курсы, исходя из интересов и способностей ребёнка. С выбором направления обучения помогают определиться консультанты по профориентации.
Сейчас в Домашней школе Фоксфорда шесть индивидуальных образовательных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарный, социально-гуманитарный и естественно-научный.
Первый год мы выстраивали индивидуальный подход самостоятельно, теперь планируем продолжить работу по персонализации обучения с помощью научно-педагогического сообщества методистов ФИРО (Федеральный институт развития образования — прим.редакции)
Это позволит нам разрабатывать новые научно-обоснованные подходы к формам и способам обучения в условиях онлайн-школы, запускать программы на стыке знаний, навыков и проектной работы. Убеждена, что совсем скоро, благодаря технологиям адаптивного обучения, мы сможем предлагать школьникам осваивать предметы в зависимости от разных темпов обучения и типа восприятия.
Будет ли в этом году курс по развитию эмоционального интеллекта?
Безусловно! Более того, программа обновится, будет ещё больше практики и творчества.
Ученикам 5–7 классов предлагается курс-квест «Парк Чемпионов: эмоции и мышление», а 7–11 классов — курс «Навыки XXI века. Развивающее путешествие».
Оба направлены на развитие ключевых эмоциональных навыков и повышение мотивации к обучению.
Тенденция XXI века: для успеха в карьере и счастья в личной жизни нужны не только знания, но и навыки. Навык распознания эмоций и управления ими (в науке это называется эмоциональным интеллектом) — один из важнейших в современном мире.
Мы рады, что реализуем эту программу уже второй год с ведущим российским экспертом по развитию эмоционального интеллекта, доктором психологии Викторией Шиманской.
Появится ли в Фоксфорде ОБЖ и технология?
Нам часто задают этот вопрос. Отвечаю: изучить теорию можно по учебнику. Другое дело — научиться практическим навыкам. Например, по оказанию первой помощи. Думаю, родители со мной согласятся, что это гораздо важнее. Сейчас мы обсуждаем формат прикладного обучения с «Красным крестом».
То же самое относится к такому предмету, как технология. Здесь применим подход смешанного обучения (так называемого blended learning), чтобы ребёнок, получив теорию в онлайне, смог применить её на практике, сделать что-то своими руками. Для этого нужны площадки и ресурсы — это в наших планах, так как творчества и креативного мышления сейчас очень не хватает детям.
Родителей также беспокоят вопросы социализации. Как вы их решаете?
Мы проводим различные внеурочные мероприятия, встречаемся и общаемся с детьми. Это позволяет чувствовать атмосферу лёгкости, свободы и радости от причастности к созданию цифровой школы будущего.
В этом учебном году тоже планируется много встреч, экскурсий, тренингов и мастер-классов, участие в волонтёрских проектах.
Присоединяйтесь!
Или напишем на почту, если не получится дозвониться