Интервью с Владимиром Шаричем
Увлекательный разговор о простоте математики, ЕГЭ, плюсах и минусах онлайн-обучения и будущем цифровых школ.
- 1.10.2021
- Время чтения:5 минут
Владимир Шарич с коллегами с нуля поднял олимпиадное движение в Специализированном учебно-научном центре (СУНЦ) МГУ и запустил крупный всероссийский турнир под названием «Математическое многоборье».
Сейчас Владимир Златкович руководит учебно-методическим отделом Фоксфорда.
Но своим главным достижением он считает умение «понятно рассказывать математику».
Как вы оказались в Фоксфорде?
По приглашению его основателя Алексея Половинкина. Он рассказал мне об онлайн-школе, и я загорелся идеей вести занятия на всю страну.
Сначала совмещал это с преподаванием в обычной школе, но вскоре разочаровался в государственном образовании и окончательно перешёл в Фоксфорд.
Плюсы и минусы онлайн-обучения?
Основное преимущество заключается в возможности выбирать у кого и по каким материалам учиться. В обычной школе между учеником и учителем часто царит непонимание. Не потому, что кто-то из них плохой, просто они говорят на разных языках.
В цифровую эпоху школьник может выбирать то объяснение, которое ему понятно, ведь одну и ту же вещь можно рассказать по-разному.
Условным минусом онлайнов можно назвать отсутствие невербального общения. Хотя у нас в Фоксфорде дети видят преподавателей и дают обратную связь в режиме реального времени.
<<Форма демодоступа>>
Единственное, на что мы не можем влиять, — это отвлечения школьников. Вернуть внимание засмотревшегося в окно человека проще, если находишься с ним в одной аудитории. С другой стороны, я считаю, что нельзя заставлять учиться.
Человек сам ответственен за свою судьбу: кто занимается, тот выигрывает, а кто халтурит — проигрывает.
Чем раньше подросток усвоит правила «естественного отбора» жизни, тем для него лучше.
Как понять математику?
Классическая школьная программа по математике — это мутант госстандартов. Она перегружена ненужными деталями. Поэтому гуманитариям, например, так тяжко с ней.
Математика на самом деле очень простая. В ней всего два аспекта.
- Строгость логического мышления. Неумение прослеживать причинно-следственные связи — большая проблема человечества. Из-за этого происходит множество конфликтов. Математика же позволяет определять, следует ли «А» из «Б», на уровне рефлексов. Если в задаче что-то не сказано, ты не имеешь право это предполагать, а если сказано, нельзя игнорировать.
- Прикладные навыки. Всё, что нас окружает, имеет инженерное происхождение. Математика помогает понять, как всё это работает.
Если убрать ненужные детали и обращать больше внимания на логические связи и техническое устройство мира, то математика становится очень понятной. Мне нравится, когда школьники на уроках восклицают: «Оказывается, это так просто!».
Как сдать ЕГЭ?
- Прокачивайте свои сильные стороны. Лучше решить две задачи полностью, чем десять с ошибками. Математика в этом смысле похожа на спорт. Общая подготовленность может быть на высоте, но чтобы взять медаль, нужно довести до совершенства какой-то один навык. После этого можно прокачивать другие стороны. Когда ты в чём-то совершенен, незаметно и остальное получается лучше.
- Ничего не бойтесь! Базовый ЕГЭ — в сущности очень простой экзамен. Там не требуются тяжеловесные знания, достаточно здравого смысла. Профильный уровень чуть сложнее, но бояться тоже нечего.
- Не заучивайте формулы и теоремы бездумно. Математика — это про понимание, а не про память. Сначала ищите смысл, а потом запоминайте. Если не понимаете, откуда взялся тот или иной факт, разберитесь. Тогда этот факт точно останется в памяти, и вы сможете его применить.
Какое будущее ждёт цифровые школы?
На мой взгляд, будущее за машинным обучением.
Уже сегодня поисковые системы наблюдают за поведением пользователей и предлагают людям то, что им необходимо. Думаю, в скором будущем искусственный интеллект научится помогать и школьникам.
Не за горами тот день, когда после короткого тестирования учащиеся будут получать максимально персонализированную программу обучения, с учётом их потребностей и психологических особенностей. И по мере обучения эта программа будет модифицироваться. По крайней мере, мы в Фоксфорде работаем в этом направлении.
Совет тем, кто переходит на семейное обучение.
Будьте смелее. Не бойтесь отказываться от государственного образования. Школьнику больше вреда приносит принуждение к учёбе нежели эксперименты с ней.
Лучше помочь подростку найти внутренний источник мотивации, а уж мы в «Фоксфорде» знаем, как сделать так, чтобы ему было весело и интересно.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться