Промокод скопирован

Найди то, не знаю что

Поможем выбрать занятия: от профориентации до подготовки к экзаменам.

Курсы, репетиторы, бесплатные уроки — подберём лучший вариант за 6 минут

Как мотивировать ребёнка учиться: советы специалистов

15
минут
чтения

Изображение: Benoit Drigny / Dribbble

Родителям

<<Лид>>

Виды мотивации

Специалисты делят мотивацию на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее, чем исходящая извне. Одно дело, когда делать домашку заставляют мама с папой, другое — когда делаешь сам, потому что горишь предметом и знаешь, как он пригодится в будущем.

Психологи и педагоги выделяют несколько видов мотивации. Если разобраться в них, будет легче понять, что движет ребёнком во время обучения.

Мотивация детей к учёбе

Вот наиболее популярные мотивы повышения мотивации к учёбе:

  • стремление быть эрудированным и образованным,

  • желание расширить круг общения вместе с кругозором,

  • стремление раскрыть свои таланты и построить карьеру,

  • «необходимость» учиться (статус школьника).

Как повысить мотивацию ребёнка к учёбе

Наставники в Домашней школе Фоксфорда нередко работают со школьниками, которым не нравится школа, поэтому наши специалисты знают, как мотивировать ребёнка на учёбу. Вместо того, чтобы ругать сына или дочь за нежелание учиться, можно прибегнуть к более мягким и действенным способам.

Задача наставников заключается в исследовании интересов ребёнка и создания комфортной среды для его развития. Благодаря работе с наставником дети начинают заниматься самостоятельно и осознают ценность образования, что является значимым стимулом к учёбе.

Вот что рекомендуют наставники для повышения внутренней учебной мотивации у детей:

1. Найдите хорошего педагога

Квалифицированный и харизматичный преподаватель — половина успеха и отличный стимул к учёбе. Если учитель знает, как преподнести свой предмет и заинтересовать им, дети загорятся учёбой.

«Если у подростка нет серьёзных проблем психологического характера, которые бы демотивировали его по жизни, то обычно он склонен к познанию нового. Это его природа, и достаточно бывает выслушивать его, воспринимать серьёзно и поддерживать на пути выбора профессиональной самореализации. Зубрить предметы мало кому интересно по жизни, а вот понимать лучше себя через определённые знания и предметы, мир окружающий, и прикладывать эти знания к реальной действительности — это всегда мотивирует учиться. Поэтому в плане самообразования для выбора профессии мы всегда простраиваем логику шагов с ребёнком — зачем нам изучать те или иные предметы в школе, чем они могут быть полезны в дальнейшем, через 3 или 5 лет. Когда появляется такое понимание, то и приходит интерес вкладываться в будущее».
Наталья Смелова, наставник Домашней школы Фоксфорда

2. Учтите стиль восприятия ребёнком информации

Некоторым детям гораздо легче воспринимать информацию на слух, а кто-то на лекции начнёт скучать и считать ворон. Одним понравится документальный фильм, а другие предпочтут прочесть информацию в книге. Мотивация ребёнка к учёбе усиливается, если усвоение информации происходит комфортным образом. Обратите внимание на то, какой стиль обучения предпочитает сын или дочь.

3. Показывайте пример

Дети во всём копируют взрослых. Если родители беспрерывно читают книги, продолжают учиться в течение жизни, интересуются культурой и уделяют время своему хобби — ребёнок будет также стремиться к знаниям. Нет смысла думать, как поднять мотивацию к учёбе у дочери или сына, если всё свободное от работы время мама с папой сидят в телефоне или смотрят ток-шоу по телевизору.

«За отсутствием мотивации я стараюсь увидеть неудовлетворённую базовую потребность. Если я могу посодействовать её удовлетворению, то дальше есть возможность двигаться. У подростков это, как правило, потребность в значимости. Нельзя думать, что отличная учёба сможет эту потребность удовлетворить — это классическая ошибка учителя, именно банальная потребность даёт энергию учиться, но не наоборот».
Светлана Гольцер, наставник Домашней школы Фоксфорда

4. Не давите из-за оценок

Школьные отметки не показатель знаний. Дайте понять, что вас интересуют реальные знания, а не цифры в электронном дневнике. Покажите, как применять полученные знания на практике. Если ребёнка расстраивают плохие оценки, поддержите и объясните, что вы на его стороне независимо от того, что он получил. Этим вы вполне сможете замотивировать ребёнка к учёбе.

«Наставник всегда работает с внутренней мотивацией человека, помогает найти то, что движет ребёнком изнутри, а внешние факторы рассматриваются только как вспомогательные. Нужно найти свои интересы, внутри которых хочется развиваться, прилагать усилия, те, что стимулируют действовать, идти вперёд. Найти то, в чём ты силён, и двигаться вперёд более уверенно, научиться опираться на свои успехи и достижения, пользоваться тем, что дано. Найти свой смысл и действовать осознанно, понимая, и к чему ведут твои усилия и вложения. Это самое сложное, но эффективное средство мотивации ребёнка».
Юлия Рожкова, наставник Домашней школы Фоксфорда

Как мотивировать ребёнка на домашнем обучении

Как начать разговор

Прежде чем отвечать на вопросы ребёнка, зачем ему, например, физика или химия, родителям стоит прояснить этот момент для себя. Возможно, это помогает прикидывать на глаз, за сколько секунд остынет маленький стаканчик с кофе, или знание угла преломления света позволяет выбрать оптимальный ракурс для фото.

Ответы должны быть максимально простыми и искренними, но в то же время ёмкими. Стоит проявить творчество и не стесняться привлекать примеры из жизни друзей, знакомых, известных личностей и даже рекламы, чтобы сделать картинку более красочной.

Если ребёнок в очередной раз не хочет идти в школу, потому что там много ненужных знаний, то родители могут воспользоваться несколькими аргументами.

Аргумент 1. Интерес может быть потерян из-за методики

Возможно, подростку неинтересны предметы, потому что их скучно преподают. И дело вовсе не в том, что ему не нужна в жизни химия, просто на уроке не показывают эксперименты и всё время заставляют писать уравнения.

Вне основных занятий ребёнок может проявить максимум творчества, чтобы изучить предмет под углом, который ему интересен. Например, проводить практические опыты, изучить взаимосвязь выбранной дисциплины с другими областями знаний, углубиться в чтение энциклопедий или записаться в кружок, посвящённый выбранному предмету.

Вместе с тем не стоит превращать свободное время ребёнка в бесконечную продлёнку. Вне занятий, если школьник не отстаёт по программе, можно вместе посетить экспозицию или посмотреть хорошую научно-популярную передачу для повышения интереса к учёбе. Например, серию передач Нила Деграсса Тайсона по физике или канал Nat Geo Wild по биологии.

Если же ребёнок отстаёт или просто заинтересован каким-то предметом, можно организовать обучение в рамках эклектичной методики, которую ​​можно считать компромиссом между полностью традиционным обучением и творческим подходом к системности в анскулинге.

Аргумент 2. Школа не должна восприниматься только как набор предметов

Если ребёнок вообще не понимает, зачем ходить в школу, нужно сначала объяснить, как работает система. В образовании есть обязательные предметы, факультативные, а ещё интересная и разнообразная жизнь. В школе дети учатся многому «между строк». Например, при поступлении в 1-й класс ищут друзей и учатся коммуницировать, а ещё проходят все этапы социализации. При переходе в 5-й становятся самостоятельнее и избирательнее. В 11-м выбирают предметы для ЕГЭ, анализируют вузы и программы.

На переменах учатся решать конфликты, помогать друг другу с домашкой и саморефлексировать. На уроках — критически мыслить, работать в режиме многозадачности и принимать решения. Дома тренируют навыки тайм-менеджмента и приоритизации задач, проводят фактчекинги.

Аргумент 3. Предметы учат не только конкретным знаниям, но и развивают кругозор

Если кратко: все предметы нужны, чтобы стать более умным. Если более подробно: в современном мире важно иметь достаточно развитый мозг и обладать большим объёмом усвоенных знаний. Знания прокачивают нейронные связи. Мозг можно сравнить с мышцей: чем больше тренируешь, тем больше развивается.

Например:

  • алгебра и физика влияют на аналитическое мышление;

  • геометрия развивает пространственное мышление;

  • история и обществознание помогут всесторонне понять процессы, которые происходят в обществе и политике;

  • русский язык и литература учат грамотно и понятно излагать свои мысли;

  • английский и другие языки помогают общаться в путешествиях и узнавать о других культурах.

Доступ к «Окей, Гугл» даёт ложное ощущение всемогущества. Кажется, что абсолютно всё необходимое можно найти в интернете. И даже если через пять или десять лет после школы часть формул и фактов будет сложно вспомнить, потеряется лишь неактуальная информация. Зато останутся прокачанные нейронные связи, которые помогут с лёгкостью освоить новую профессию и добиться в жизни высоких результатов.

Если после всех аргументов подростку всё ещё не важны академические успехи по всем гуманитарным или физико-математическим предметам, родители могут предложить выбрать один предмет в каждой области, по которому он сможет показывать высокие результаты. Остальные можно просто поддерживать «на плаву».

Аргумент 4. Знания полезны не только в стенах школы, но и в быту

Не все темы из всех предметов пригодятся в жизни. Некоторые помогут развить кругозор и насмотренность. Но есть прикладные умения, которые будут полезны в обычной жизни.

Например, если родители хотят открыть карту ребёнку, пусть он сам разберётся с вопросом. В этом поможет:


  • математика, чтобы считать деньги и копить кешбэк;

  • литература и русский язык, чтобы систематизировать грамотный текст для заявления;

  • информатика, чтобы понимать, как пользоваться приложением банка.

Аргумент 5. Есть альтернативный вариант

Ребёнок может выбрать семейное обучение для концентрации на том, что ему действительно необходимо. Если он понимает, что самому изучать предметы тяжело, есть вариант выбрать онлайн-школу.

Например, в Домашней школе Фоксфорда время не тратится на контроль дисциплины, чтение нравоучений и замечания, граничащие с оскорблениями. На вебинарах учитель даёт нужную информацию и успевает отвечать на вопросы учеников, заданные в чате. Домашнее задание проверяется на платформе автоматически, а письменные задания смотрят методисты. У детей всегда есть возможность послушать объяснение учителя столько раз, сколько понадобится для того, чтобы вникнуть и разобраться. Можно пересматривать запись урока или отдельного фрагмента.

Резюме

Есть разные способы повысить мотивацию к учёбе, если ребёнку не нравится заниматься. Внутренняя мотивация, то есть искренний интерес и желание, эффективней внешней, когда школьник учится «из-под палки». Рекомендуем подбирать педагогов и стиль обучения под индивидуальные запросы ребёнка. Не забывайте показывать пример и помните, что оценки не главное.

Наставники в Домашней школе Фоксфорда помогают ребятам полюбить учиться. К этому специалисту можно обратиться, если потеряна мотивация к семейному обучению или в целом к получению образования. Наставник найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения и подскажет, как применить это в учёбе.

Попробуйте учёбу
в Фоксфорде бесплатно

Открываем бесплатный доступ ко всем курсам Фоксфорда на неделю

ошибка номера, введите правильный номер

Вы получили
промокод

*действителен только для новых пользователей
Который подарит вам бесплатный доступ к любому курсу в нашей онлайн-школе на 7 дней
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Редакция «Силы Лиса»

Наставники Домашней школы Фоксфорда рассказывают, как помочь детям полюбить учёбу.

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Сколько пальцев у рыбок в аквариуме?

Пять
Ванильное мороженое
Один
Ванильное мороженое
У меня нет рыбок
Ванильное мороженое
Следующий вопрос

Готово!

Отправили всё на указанную почту
Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз