Что такое эклектичный подход в обучении
Основные проблемы российского образования: школы стандартизируют учёбу, не считаются с интересами обучающихся и используют устаревшие методики, которые не подходят современным подросткам. Противопоставить такой системе можно эклектичный подход — его особенность заключается в гибкости, которая помогает подстроиться под каждого ребёнка. Рассказываем, как появилась эклектичная методика, как дети развивают с ней сильные качества и какова роль родителя в учебном процессе.
- 4.9.2024
- Время чтения:5 минут
Как развивалось эклектичное обучение
Термин «эклектичная методика» появился в 1990-х годах и сначала относился к изучению иностранных языков. Авторы подхода отталкивались от интересов, возраста и целей обучающихся, поэтому программы учеников отличались. Например, любителю путешествовать в англоязычных странах необязательно идеально знать грамматику, акцент можно поставить на количестве слов. А тем, кто хочет работать с иностранными бизнес-партнёрами, важно знать больше конструкций языка и профессиональную лексику.
Со временем эклектичная методика перешла в другие сферы — и теперь используется и на школьных занятиях. Она позволяет адаптировать учебную программу к изменяющимся потребностям ребёнка по мере его взросления или изменения интересов и характера.
Представим, что в 11 лет у школьника, который ранее интересовался футболом и математикой, проснулся интерес к истории. Но базовый школьный учебник кажется ему скучным. Если вовремя не заметить и не поддержать увлечение ребёнка, интерес может угаснуть.
В классическом школьном обучении такого подростка можно перевести в профильный гуманитарный класс. Конечно, это будет непросто — нужно адаптироваться к новым преподавателям, коллективу и усложнённой программе, к чему ученик может оказаться не готов. Кроме того, школа может не согласиться переводить ученика в середине учебного года — тогда придётся ждать до следующего сентября.
Если ребёнок находится на домашнем обучении, поддержать его интерес гораздо проще — можно быстро перестроить формат обучения по конкретному предмету. Например, выбрать профильный учебник по истории и подобрать дополнительные материалы.
А можно использовать эклектичный метод: его особенность в том, чтобы использовать неограниченное количество подходов. Например, учить новую тему по истории с помощью составления диалогов между правителями, чтения текстов, прослушивания лекций и сохранившихся аудиозаписей, смотреть фильмы и фотографии. Важно, чтобы вид деятельности постоянно менялся и ребёнок не скучал.
<<Форма демодоступа>>
Уникальность методики
Эклектичная методика стоит в одном ряду с анскулингом, методикой Шарлотты Мейсон и вальдорфской системой обучения. Для понимания специфики важно выделить принципы, которые отличают её от других гуманистических образовательных концепций, также ставящих интерес ребёнка на первое место.
В отличие от анскулинга, где направление обучения и предметы выбирает ребёнок, в эклектичной методике учебный план помогает выбрать родитель. В этом отношении эклектичную методику можно считать компромиссом между полностью традиционным обучением и творческим подходом к системности в анскулинге.
Вальдорфская система не предполагает индивидуального плана обучения: она изначально выстроена с учётом возрастных особенностей и потребностей. Уроки в начальной, средней и старшей школе организованы так, чтобы вызывать минимальное сопротивление учащихся и соответствовать интересам ребёнка в зависимости от возраста. В эклектичной системе преподаватель выбирает оптимальные методики для конкретной темы, чтобы избежать монотонности занятий. Но это не исключает того, что даже здесь могут быть сложности.
Метод Шарлотты Мэйсон использует особый подход к обучению, но не предлагает индивидуального маршрута для каждого ученика. При этом у детей есть много свободы для знакомства с дополнительной информацией. Так можно самостоятельно достраивать цепочки связей к нему от уже известного материала.
В результате ребёнок может использовать наиболее развитый у него тип интеллекта и осваивать материал по-своему. Также для этой системы характерны наиболее короткие уроки — как правило, от 10 до 30 минут в зависимости от предмета и возраста обучающихся. В эклектичной системе обучения выбор метода преподавания остаётся за учителем.
Выходит, главное отличие эклектичной системы от остальных гуманистических образовательных методик заключается в том, что ответственность за обучение несёт как ребёнок, так и учитель. В остальных подходах педагог скорее подстёгивает познавательную активность ребёнка, не стремится привести его к высоким результатам, а наблюдает за тем, как ученик осваивает предлагаемые темы.
<<Форма семейного образования>>
Роль родителя в домашнем эклектичном обучении
Отправляя ребёнка в школу, родитель практически не контролирует информацию на уроках. Зачастую родители не согласны с позицией образовательного учреждения относительно сексуального образования и оценки исторических и политических событий, которые транслируются ученикам. Тогда можно перейти на домашнее эклектичное обучение — оно даёт родителям возможность расширить взгляд на сложные вопросы.
Здесь взрослый играет важную роль — он выстраивает учебную программу, подбирает материалы, внимательно следит за тем, насколько они подходят его ребёнку, и при необходимости корректирует. Такое обучение подойдёт семьям, в которых у родителей достаточно времени, ресурсов и смелости взять на себя полную ответственность за обучение ребёнка.
Важно помнить, что родитель не просто должен решить, какой из одобренных учебников больше подходит его ребёнку. Выбор гораздо шире: между учебниками, развивающими энциклопедиями, видеоуроками, лекциями, онлайн-школой, документальными и художественными фильмами.
Опытные хоумскулеры, выучившие несколько собственных детей по эклектичной методике, рассказывают, что в первое время им было страшно, но с практикой они научились доверять внутреннему чутью.
При переходе на домашнее эклектичное обучение большой поддержкой может стать обращение к сообществу родителей хоумскулеров: на форумах и в группах можно обсудить опыт, обменяться конкретными методиками, материалами и лайфхаками.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться