Кто такой тьютор
Тьютор — это специалист, который помогает выявить интересы и мотивацию ребёнка и строит для него индивидуальный образовательный маршрут. Раньше тьюторы работали в основном в инклюзивном образовании. Например, в программе тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) создаётся среда для успешной учёбы и социальной адаптации. Эта работа ведётся вместе с педагогами, родителями и дефектологом — специалистом, который изучает психофизические особенности детей с инвалидностью и советует, на чём лучше сфокусировать развитие, чтобы восстановить или компенсировать недостающую или слабую функцию организма.
Сейчас тьюторы всё чаще появляются в тех школах, которые стремятся к индивидуальному подходу к каждому ученику и работают с детьми всех возрастов. Главное отличие от похожих направлений — фокусировка на целях и интересах каждого ребёнка. Это не репетитор, который занимается с учеником уроками, и не психолог, решающий конфликтные ситуации в школе.
Кому нужен тьютор
К этому специалисту можно обратиться, если ребёнок не хочет или не понимает, зачем ему учиться и куда двигаться дальше. Тьютор найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения, подскажет, как применить это в учёбе. Он поможет тем, кто:
- не знает, как поставить цель и достигнуть её;
- не может определиться с будущей сферой деятельности;
- не умеет учиться и работать с информацией;
- не понимает свои сильные и слабые стороны и как их развить.
.jpg)
Программа тьюторского сопровождения
Работа с тьютором очень индивидуальна: ученикам нужно разное количество встреч, чтобы достичь цели. Программа тьюторского сопровождения ребёнка в «Экстернате Фоксфорда» состоит из вводной консультации и нескольких тьюториалов, количество которых зависит от запроса семьи.
<<Форма демодоступа>>
Тьютор помогает узнать сильные и слабые стороны ребёнка, учит формулировать цели и добиваться их. Вместе со школьником специалист составляет образовательный план и рассказывает, что нужно сделать в несколько ближайших лет, чтобы достичь результатов.
План работы тьютора
Работа с каждым учеником проходит индивидуально, но план работы по тьюторскому сопровождению детей всегда примерно одинаковый. На первой консультации происходит знакомство с тьютором и выявление сильных сторон ребёнка. Далее происходит встреча с родителями для того, чтобы они тоже были вовлечены в процесс. Постепенно происходит углубление работы по самоопределению и создание личностно-ресурсной карты, и самым важным этапом в этом процессе является определение типа личности ребёнка. Карта помогает в профориентации, благодаря ей выделяются профессии, в которых ученику будет интересно развиваться. На последней встрече ребёнок, тьютор и родители вместе подводят итоги проделанной работы.
Как тьютор общается с ребёнком
Каждый тьютор «Экстерната Фоксфорда» получил высшее психолого-педагогическое образование, имеет опыт работы с детьми и прошёл курсы профессиональной переподготовки по программе «Тьюторство».
Индивидуальная программа тьюторского сопровождения состоит из нескольких встреч по видеосвязи — так ребёнок находится в привычной для себя комфортной атмосфере и меньше волнуется. Первая встреча — самая важная. Специалист старается сразу построить доверительные отношения с ребёнком — иногда это происходит сразу, а иногда необходимо время, чтобы раскрыться. Первые пять минут специалист просто общается с учеником, узнаёт о его увлечениях и интересах. Затем тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». В конце встречи тьютор подводит итог проделанной работы, даёт несколько заданий для самостоятельного выполнения, а родителям отправляет отчёт о прошедшей встрече. Дальнейшие встречи помогают ребёнку продолжить изучение своей личности.
Роль тьютора в профориентации
Одна из важных задач тьютора — помощь в профориентации. Он поможет определиться с будущей профессией, устранит стереотипы и скорректирует план обучения. Например, если ребёнок любит писать, то тьютор расскажет, в каких профессиях это можно реализовать и на какие предметы стоит обратить внимание.
Каждый тьютор применяет свои методики для помощи в поиске профессии. Например, эксперты «Экстерната Фоксфорда» начинают работу с диагностики Skillfolio. Это исследование разработано на базе теста на уровень эмоционального интеллекта и адаптировано специально для детей на семейном образовании. Результаты мониторинга Skillfolio покажут, какой индивидуальный образовательный маршрут подходит ребёнку.
.jpg)
После этого тьютор углубляет знания ребёнка о профессиях, подталкивает ученика к исследованию специальностей и «примерке» на себя различных ролей.