Кто такой тьютор
Тьютор — это специалист, который на основе интересов и предрасположенностей ребёнка создаёт среду для его успешного развития.
Несмотря на то что в России официально профессия появилась ещё в 2008 году, родители начали активно интересоваться тьюторством только в последние пять лет.
Ранее такие специалисты были в основном в инклюзивном образовании. Программа тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) направлена на создание среды для успешной учёбы и социальной адаптации. Эта работа ведётся вместе с педагогами, родителями и дефектологом — специалистом, который изучает психофизические особенности детей с инвалидностью и советует, на чём лучше сфокусировать развитие, чтобы восстановить или компенсировать недостающую или слабую функцию организма.
Сейчас тьюторы всё чаще появляются в школах, которые стремятся к индивидуальному подходу к каждому ученику, и работают со всеми подростками. Главное отличие от смежных профессий — фокусировка на целях и интересах каждого ребёнка. Это не репетитор, который занимается с учеником уроками, и не психолог, решающий конфликтные ситуации в школе.
Тьютор помогает узнать ребёнку, какие у него сильные и слабые стороны, учит формулировать цель и добиваться её. Вместе со школьником специалист составляет образовательный план и рассказывает, что нужно сделать в несколько ближайших лет, чтобы приблизиться к цели.
Кому необходим тьютор
К этому специалисту можно обратиться, если потеряна мотивация к получению образования. Тьютор найдёт скрытые желания и интересы, забытые увлечения, подскажет, как применить это в учёбе. Он поможет:
- тому, кто хочет научиться ставить цели и выстраивать путь к их достижению,
- тому, кто не знает свои сильные стороны и как их развивать,
- школьникам, которые хотят научиться учиться и работать с информацией,
- подросткам, которые хотят определить спектр интересов и, возможно, будущую профессию.
Одна из важных задач тьютора — помощь в профориентации. Он поможет определиться с будущей профессией, устранит стереотипы и скорректирует план обучения. Например, если ребёнок любит писать, тьютор расскажет, в каких профессиях это можно реализовать и какие предметы нужно учить.
Тьютор учит ещё и ориентироваться в большом потоке информации. В будущем ребёнку нужно будет самому корректировать свой образовательный план, находить возможности для самообразования, чтобы достичь своей цели. Для этого специалист вместе со школьником составляют ресурсную карту и обсуждают каждый её пункт.
.png)
Роль тьютора в профориентации
Каждый тьютор применяет свои методики для помощи в поиске профессии. Например, тьюторы «Экстерната Фоксфорда» начинают работу с диагностики Skillfolio. Это исследование было разработано на базе теста на уровень эмоционального интеллекта и адаптировано специально для детей на семейном образовании. Результаты мониторинга Skillfolio покажут, какой индивидуальный образовательный маршрут подходит ребёнку.
После этого тьютор углубляет знания ребёнка о профессиях, подталкивает ученика к исследованию специальностей и «примерке» на себя различных ролей.
Индивидуальная образовательная программа тьюторского сопровождения может помочь ребёнку найти себя в огромном мире профессий и понять, что нужно делать для исполнения мечты.
Как тьютор общается с ребёнком
Каждый тьютор «Экстерната Фоксфорда» имеет высшее психолого-педагогическое образование и опыт работы с детьми, а также прошёл курсы профессиональной переподготовки по программе «Тьюторство».
Индивидуальная программа тьюторского сопровождения, как правило, состоит из нескольких встреч. На них специалист сначала устанавливает доверительный контакт с ребёнком, потом начинает задавать ему вопросы. Проанализированные ответы становятся основой для создания личностно-ресурсной карты и построения маршрута образования.
Тьютор помогает с мотивацией и рассказывает, над чем нужно поработать в ближайшее время. Одна из главных задач — дать ребёнку набор инструментов для того, чтобы в будущем он мог сам идти к цели, менять её и корректировать образовательный маршрут.
Иногда тьюторы советуют ребёнку попробовать что-то новое, например, сходить на мастер-класс. Если «проба» понравится — подскажет, как развиваться в этом направлении.
Программа тьюторского сопровождения «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» состоит из 3, 6 или 9 дистанционных консультаций. Длительность курса определяется вместе с родителями. Уже на первой встрече можно построить индивидуальный образовательный маршрут, для этого ребёнок нарисует карту своих возможностей и навыков.