Нужен ли ребёнку смартфон: мнение учёных и советы экспертов

Рано или поздно все дети просят купить крутой телефон. Действительно ли смартфон необходим ребёнку, и с какого возраста можно начинать им пользоваться? В этой статье мы взвесим плюсы и минусы использования мобильных устройств и расскажем, как научить ребёнка пользоваться ими правильно.

иконка календаря
1 августа 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Вред телефонов

Международная организация Sapien Labs изучила анкеты 100 тысяч молодых людей от 18 до 24 лет. Дети, которые получили смартфон в 5-6 лет, во взрослом возрасте чаще страдают:

Статистика пугает: 48% девушек и 31% парней, получивших телефон в дошкольном возрасте, регулярно думают о самоубийстве. Среди тех, кто начал пользоваться гаджетами после 13 лет, таких только 28% и 20%.

Вывод исследователей таков: чем раньше ребёнок получает смартфон, тем хуже его ментальное здоровье во взрослом возрасте.

Наши специалисты подтверждают: бесконтрольное сидение в интернете отрывает человека от реальности. Олеся Толстухина, клинический психолог, объясняет: в раннем возрасте у детей преобладает магическое мышление. Погружение в виртуальные миры искажает восприятие, ребёнок перестаёт различать игру и реальную жизнь.

Молекулярный биолог Сергей Харитонов из МГУ добавляет: многочасовой просмотр коротких роликов даёт гиперстимуляцию нервной системы. Мозг привыкает к ярким сигналам. Обычные жизненные стимулы больше не приносят удовлетворения. Это ухудшает способность к обучению и концентрации внимания.

Правда, российские учёные осторожничают. Прямую связь между смартфонами и психическими проблемами доказать сложно. Причины могут быть другими: плохие отношения в семье, травля в школе. Каждый случай нужно изучать отдельно.

Польза телефонов

Социологи нередко называют подрастающее поколение «цифровыми аборигенами». Нынешние дети родились в эпоху интернета. Основная часть общения подростков происходит в социальных сетях. Смартфоны заменили им журналы, плееры и кинотеатры, а интернет-мемы стали способом восприятия действительности. К этому можно относиться по-разному, но такова реальность, в которой растут и будут жить представители поколения Z и Альфа. 

Пытаться оградить ребёнка от технологий — значит строить стену между ним и его поколением.

Гораздо эффективнее научить его пользоваться смартфоном осознанно. Но об этом немного позже, а пока несколько примеров того, какую пользу при правильном обращении можно извлечь из мобильного девайса:

  • Видеосвязь. Договоритесь созваниваться по видео. Ребёнок сможет поразвлечься с разными эффектами и масками, а вы будете видеть, где он находится и что происходит за его спиной.
  • Навигация. Научите ребёнка пользоваться картами и можете быть спокойны: он не заблудится в незнакомом районе и всегда сможет понять, как добраться домой.
  • Развивающие приложения. Для смартфонов разработано множество обучающих и творческих программ. С их помощью можно в игровой форме выучить иностранный язык, научиться рисовать и получить знания из любой области.  
  • Познавательные видео. На YouTube залито огромное количество нескучных научно-популярных роликов по истории, географии, искусству, естественным и точным наукам. Покажите ребёнку несколько молодёжных образовательных каналов, например, канал «Фоксфорда», где мы проводим зрелищные научные эксперименты, пусть узнает, что наука может быть интереснее мемов. 
  • Логические игры. Над многими мобильными игрушками требуется как следует подумать. Такие головоломки развивают пространственное и логическое  мышление. Поиграйте с ребёнком и покажите ему, что решать хитроумные задачи куда интереснее, чем проходить однообразные уровни в казуальных играх.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Как правильно пользоваться гаджетами

Итак, ребёнок попросил купить ему смартфон. Прежде всего, стоит поинтересоваться, как именно он собирается его использовать. Важно, чтобы ребёнок понимал: смартфон — это не показатель статуса, не атрибут взрослого и не игрушка. Это сугубо утилитарная вещь, служащая для конкретных целей.  

Обсудите с ребёнком, какую пользу может принести смартфон, исходя из его увлечений, и покажите ему такие возможности. Например, приложения для творчества — с их помощью можно рисовать классные скетчи, научиться создавать электронную музыку и даже записать свой рэп-альбом. 

Объясните ребёнку, что он должен всегда чётко осознавать, для чего берёт в руки гаджет и расскажите о негативных последствиях, которые несёт пассивное потребление информации. 

Установите правила, например, не пользоваться смартфоном за едой и не «залипать» в экран на улице, и сами выполняйте их. Личный пример особенно важен: бесполезно требовать от ребёнка не злоупотреблять смартфоном, если сами не выпускаете его из рук. 

Часто нездоровая привязанность к девайсам лишь симптом. Уход от общения со сверстниками и родителями — показатель тревоги или психоэмоционального напряжения. Запрет на гаджеты в таком случае приведёт к обострению негативизма и ухудшению отношений. 
Елена Петрусенко, психолог Домашней школы Фоксфорда
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

С какого возраста ребёнку можно использовать смартфон

Американские исследователи рекомендуют начинать пользоваться смартфонами не раньше 14 лет. Однако по статистике дети получают первые смартфоны намного раньше. Так, согласно данным Mediascope в 2025 году 90% российских детей в возрасте 4-5 лет уже пользуются мобильными девайсами. 

Но на самом деле важен не возраст, а уровень сознательности. То, когда ребёнок становится достаточно взрослым, чтобы ему можно было доверить такую серьёзную, недешёвую и потенциально опасную вещь, — зависит только от него самого. 

И всё же, школьнику начальных классов смартфон покупать не стоит. И дело не в пагубном влиянии интернета на формирующееся сознание, а в том, что жизнь девайса в руках семилетки может быть печально короткой. Так что на этот период лучше ограничиться телефоном с кнопками.

Как защитить ребёнка от нежелательной информации

Современные смартфоны обладают функцией родительского контроля, блокирующей доступ к приложениям с высоким возрастным рейтингом. Поисковые системы Яндекс и Google, как и видеохостинг YouTube, имеют свои «безопасные режимы», активация которых исключает из выдачи не подходящий детям контент.

Более широкий функционал предлагают специальные приложения родительского контроля — они могут ограничить время пользования девайсом, отправлять родителям статистику о посещённых ребёнком сайтах и отслеживают местоположение смартфона по GPS. 

Самое важное — не скрывать от ребёнка тех мер и ограничений, которые вы собираетесь установить. Как и в отношении физической безопасности, обеспечение безопасности в виртуальном пространстве — задача родителя. Обсудите правила и условия совместно, объясните, что вы не запрещаете и не хотите нарушать личные границы, но эти меры и ограничения — это условия, необходимые для безопасности.

Елена Петрусенко, психолог Домашней школы Фоксфорда
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Воспитывайте в ребёнке сознательное отношение к потребляемому контенту. Объясните, как реагировать на кибербуллинг и научите простым правилам цифровой гигиены. Вот основные правила:

  • не переходить по всплывающим баннерам и сомнительным ссылкам. Как правило, они ведут на мошеннические сайты;
  • ограничивать доступы приложениям. Не предоставляйте приложениям доступ к личным данным, контактам, камере и микрофону без прямой необходимости.;
  • регулярно обновлять программное обеспечение. С каждым новым обновлением разработчики стараются устранять уязвимости своих продуктов;
  • использовать надёжные и уникальные пароли для каждого сайта, а там, где возможно, подключить биометрию и двухфакторную аутентификацию. Эти меры безопасности защитят аккаунты от взломов;
  • публиковать в интернете как можно меньше личных данных. Злоумышленники могут воспользоваться ими в преступных целях;
  • не принимать запросы на дружбу от незнакомцев в соцсетях. В лучшем случае вас завалят спамом, но возможны и куда более неприятные последствия;
  • использовать антивирус. Это избавит вас от неприятных последствий при переходе по вирусной ссылке или открытии «заражённого» письма.  

Чек-лист готовности ребёнка к приоретению смартфона

Прежде чем покупать ребёнку смартфон, честно ответьте на следующие вопросы:

Бережность

  • Умеет ли ребёнок аккуратно обращаться с вещами?
  • Понимает ли он ценность дорогих предметов?
  • Готов ли нести ответственность за сохранность устройства?

Самоконтроль

  • Может ли ребёнок соблюдать временные ограничения?
  • Способен ли он отложить гаджет по первой просьбе?
  • Понимает ли разницу между «хочу» и «нужно»?

Безопасность

  • Знает ли ребёнок основные правила поведения в интернете?
  • Понимает ли он, что не стоит делиться личной информацией с незнакомцами?
  • Готов ли он рассказать родителям о неприятных ситуациях в сети?

Социальные навыки

  • Умеет ли ребёнок общаться со сверстниками без гаджетов?
  • Есть ли у него увлечения, не связанные с гаджетами?
  • Не использует ли он технологии, чтобы избегать реального общения?

Если на большинство вопросов вы ответили «да», ребёнок, вероятно, готов к ответственному использованию смартфона.

Резюме

Интернет проник во все сферы нашей жизни, и учебный процесс не исключение. Повсеместно вводится система электронных дневников, на смену бумажным учебникам приходят цифровые пособия. Да что там — теперь в сети работают целые онлайн-школы, позволяющие освоить школьную программу дома, при помощи компьютера. 

Современные дети уже не могут представить мир без гаджетов. Поэтому наша задача — воспитать в них культуру пользования ими. Только тогда технологии будут служить новому поколению, а не наоборот.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.