Открыть кружок по программированию в седьмом классе: история Вадима Христенко
Ученик седьмого класса Домашней школы Фоксфорда Вадим Христенко организовал кружок, в котором делится своим опытом программирования и учит навыкам разработки телеграм-ботов. В интервью Вадим рассказывает, как он пришёл к созданию кружка, с какими трудностями столкнулся в процессе, а также делится советами для тех, кто хочет начать изучать программирование.
- 27.11.2023
- Время чтения:5 минут
В каком ты сейчас классе и сколько лет уже учишься в Фоксфорде?
Сейчас я учусь в 7-м классе Домашней школы. В Фоксфорде я учусь уже второй год, и мне очень нравится.
Почему решил перейти на домашнее обучение?
Я подумал, что в обычной школе мне вряд ли дадут полезные новые знания и чего-то интересного там, скорее всего, не будет. Тогда я всё взвесил и решил перейти учиться в Фоксфорд. Мне кажется, что онлайн-школа — это хорошая возможность получать качественные знания от профессиональных преподавателей.
<<Форма демодоступа>>
Как давно ты увлекаешься программированием?
Я увлекаюсь программированием уже более пяти лет. Меня особенно интересует тема искусственного интеллекта, которую я активно изучаю около года. Я постоянно узнаю что-то новое, занимаюсь на дополнительных занятиях, чтобы быть в курсе актуальных технологических трендов и соблюдать самые продвинутые юникоды. Так я пытаюсь прокачать навыки, которые в будущем будут полезны для работы профессиональным программистом.
Как ты пришёл к тому, чтобы организовать кружок в Фоксфорде?
Ответ примерно так же прост, как и то, сколько лет я увлекаюсь программированием. Я пришёл к идее создать кружок, когда добился успехов с телеграм-ботами. Я понял, что это очень интересная тема, а материалов по ней не так уж много, как и людей с опытом, которые могут доступно и понятно объяснить тему. Сначала я пытался создать кружок на Ютьюбе, но там ничего не получилось, и тогда я увидел, что в Фоксфорде предлагают попробовать себя в роли куратора клуба. Я сразу же подал заявку, и её одобрили.
В каком формате и как проходят встречи в кружке по программированию?
Обычно на встречах кружка я показываю презентацию или свой код — в зависимости от того, какая главная задача занятия. В презентациях я показываю примеры и наглядно объясняю, как устроен конкретный бот или любая другая сущность, которую мы разбираем. Если я показываю код, то, значит, на этом занятии я решил выделить больше времени самому программированию, нежели выводу примеров и переводу. То есть я более детально показываю, как работает код и что получает бот в ответ на сообщение пользователя. Иногда может быть так, что на занятии я показываю и презентацию, и код. На протяжении всего времени участники могут спросить меня о чём угодно касательно программирования, а я отвечаю на все их вопросы.
Сталкивался ли ты с какими-то проблемами при ведении кружка? Если да, то как их решал?
В процессе ведения кружка я сталкивался с кучей разных проблем из разных сфер. Первая большая проблема заключалась в том, что до первой встречи я не представлял себе, как буду вести занятия, ведь у меня не было такого опыта. Я собирал материалы, смотрел видео о том, как вести клубы. В итоге я хорошо подготовился и провёл первый урок. Всё прошло отлично, а я осознал, насколько важна подготовка перед любыми выступлениями и презентациями.
Также иногда у меня бывали технические проблемы: не сохранялась презентация, не запустилась нужная программа. Например, недавно я не смог запустить урок, потому что у меня произошла ошибка Windows, и из-за этого перестали открываться файлы. Пришлось удалять систему и заново её устанавливать. Тогда занятие пришлось отменить и перенести на следующую неделю. В целом эти проблемы не критичны, так как кружок — это долгосрочная штука, а перенос одной встречи, конечно, не очень приятная вещь, но она не сильно отражается на процессе обучения в кружке.
Какие навыки у тебя развились при ведении кружка программирования?
За то время, что я веду клуб по программированию, я неплохо прокачал навыки коммуникации: общение с участниками, презентации, обсуждения — всё это было мне в новинку. Сейчас я понимаю, что, если мне захочется, в будущем я смогу вести и другие подобные мероприятия.
Ещё я научился собирать и обрабатывать информацию так, чтобы она становилась понятной даже тем, кто первый раз погружается в новую для него сферу. Как-то раз на занятии я сказал, что нужно импортировать что-то в библиотеку из репозитория. Тогда я задумался, что кто-то может ничего не знать о библиотеках, импорте и репозиториях, и осознал, что всегда нужно заранее давать определения трудным новым терминам. Я стараюсь всегда выражаться простым языком, ведь для кого-то информация, которую я хорошо понимаю, может быть непонятна и сложна. Например, первое время я мог выдавать ученикам очень много информации, нестись по ней без остановки, и мало кто успевал за мной и понимал сказанное. Поэтому первое и второе занятия стали для меня отправной точкой в более подробной и детальной обработке информации перед уроками. Это был незабываемый и очень важный опыт!
<<Форма семейного образования>>
Какие советы ты бы дал другим подросткам, которые хотят начать изучать программирование?
Для самых новичков хочу посоветовать в начале определиться с вашей целью — что вы хотите сделать. Если хотите разработать игру, то можете не смотреть в сторону языков программирования, а попробовать использовать UNITY (среда для создания компьютерных игр). Если вам интереснее создать чат-бота, то изучайте языки программирования. Когда вы определились с целью проекта и подходящим для неё языком программирования, начинайте искать информацию по нему. Сейчас в интернете много информации по основам разных языков, в том числе и бесплатной. После ознакомления с ней можно идти на форумы программистов и более подробно читать про то, что, как и где написать. Если что-то вам непонятно, то поищите ответ на Stack Overflow — этот сайт очень популярен среди американских программистов и там есть ответы почти на все вопросы.
Если вы совсем новичок, то не беритесь за такие языки программирования, как C+, C++, Ch и C Sharp, — вам будет трудно их понять. Это я говорю по своему личному опыту, потому что в самом начале я вместо Python хотел изучать C++, и он оказался гораздо труднее, чем я себе его представлял. Я рекомендовал бы изучать другие языки уже после знакомства с Python, так как он даёт основные знания и понятия того, что и как работает в системе. Потом, когда сталкиваешься с другим языком программирования, например HTML, C++, понимаешь его гораздо лучше и становится проще его выучить, как произошло и со мной. Я после Python пошёл изучать Java, поэтому очень быстро его понял и стал писать на нём программы, после чего перешёл на C++ и другие языки, которые продолжаю использовать повседневно.
Планируешь ли ты после школы заниматься программированием?
Сейчас я провожу много времени за созданием телеграм-бота, который хотелось бы интегрировать в Фоксфорд. Хотя мне кажется это маловероятным, но я всё же пишу его, активно дополняю и обновляю. На данный момент он тестируется в группе 7-го класса Фоксфорда, но, думаю, если он пройдёт хорошо и я нормально смогу сформулировать свои слова/фразы, то, может быть, его получится обсудить с Фоксфордом, чего мне бы очень хотелось.
Я также консультируюсь с поддержкой и программистами из Google и Microsoft: я задаю им вопросы, на которые мне обычно открыто отвечают и помогают. Сейчас мне дали доступ к искусственному интеллекту Bard и его API (описание способов взаимодействия одной компьютерной программы с другими), и теперь я могу создавать свои приложения на основе этого искусственного интеллекта. И то же самое с нейросетями Microsoft и Open AI, API которых у меня тоже есть. Обычно получить API можно платно, но мне он в Google и Microsoft достался бесплатно. За API Open AI мне пришлось заплатить, но я рад получить к нему доступ, потому что он завоевал признание и покорил многих людей.
Поэтому мой ответ — да, я буду продолжать заниматься программированием после выпуска из школы и университета!
Или напишем на почту, если не получится дозвониться