Чему учат мультфильмы Disney

В этом году самая знаменитая мультипликационная компания в мире отпразднует своё столетие. В материале мы разобрались в том, как мультики влияют на детское сознание и каким образом менялись ценности, которым учат мультипликационные истории, от начала существования компании до наших дней.

  • 16
    .
    03
    .
    2023
  • Время чтения:

    4 минуты

Как детский мозг воспринимает запомнившиеся ему мультфильмы

Мультики — самая эффективная форма подачи информации, особенно если ребёнку она нравится. Это связано с тем, что мультфильмы влияют на несколько типов нашего восприятия: мы можем их видеть, слышать и даже трогать — через игрушки любимых героев. 

Также при просмотре у детей срабатывают механизмы формирования поведения через три основных процесса:

— заражение — передачу эмоционального состояния от героя к зрителю;
— внушение — некритическое восприятие убеждений и установок;
— подражание — повторение модели поведения.

Именно последний феномен обеспечивает результативность всех способов воздействия информации на ребёнка через мультфильмы. Поэтому дети хотят быть похожими на любимых героев, поведение которых кажется им правильным и естественным, и используют способы разрешения ситуаций, увиденные на экране. 

Мультфильмы Disney: как менялись ценности персонажей

Образы женщин

В первых мультфильмах Disney девушки не обладали сложными характерами. Скорее важны были внешние черты: красота и хорошие манеры. Также в сценарии важно было подчеркнуть пуританские ценности — строгость нравов, целомудрие, трудолюбие и заботу о близких с самого детства. Это можно проследить по первому цветному полнометражному мультфильму «Белоснежка и семь гномов», вышедшему в 1937 году. На первый взгляд перед нами экранизация классической сказки, но Disney рисует портрет женщины, зависящей от мужа и полностью придерживающейся патриархальной семейной морали.

Тема внешних характеристик женщины также важна и в послевоенном мультфильме «Золушка» 1950 года. Это связано с тем, что в тот период много девушек не могли выйти замуж из-за гибели большого количества мужчин. Тогда белокурая принцесса стала эталоном красоты, который может привлечь мужское внимание.

Также именно в «Золушке» впервые возникает тема социального лифта через свадьбу. Героиня, принадлежащая к  незнатному роду, влюбляется в принца и благодаря ему становится принцессой. В отличие от Белоснежки Золушка видит своего принца и влюбляется в него более осознанно. Однако её жизнь в большей степени зависит от решений мужчины, а её деятельность и работа ограничиваются только домашними делами. 

Ситуация меняется в 1961 году благодаря образу Стервеллы Де Виль из мультфильма «101 далматинец». Героиня — самостоятельная бизнес-леди, которая хочет продвинуть собственное производство шуб. Мужчины же становятся подчинёнными у предпринимательницы-женщины. Появление такого персонажа обусловлено ситуацией в обществе — это время социальных революций, бунтов, хиппи и людей, не согласных жить так, как было заведено раньше.

В период с 1989 по 1998 год появляются принцессы разной внешности, культуры и национальности — Жасмин из «Алладина», Покахонтас и Мулан из одноимённых мультфильмов. Переворачивается и тема социального лифта через замужество: например Жасмин по статусу выше своего возлюбленного Аладдина. Также девушки избавлены от бытовых забот. Всё, что их интересует, — реальный мир за пределами царских дворцов. Героини занимаются самообразованием: Жасмин и Русалочка проводят свободное время за чтением. 

Однако создатели мультфильмов наделяют новых принцесс ценностями и нормами американского общества, которые не соотносятся с реальным традиционным укладом того времени в остальном мире. Так, в индейских племенах и арабских странах положение женщин показано равным. А вот в китайском обществе, наоборот, представлен патриархат, а женщина должна молчать в присутствии мужчин. При этом Мулан, нарушая традиции и общественные нормы, серьёзным санкциям не подвергается. Более того, в конце концов, она становится национальной героиней и примером для подражания. 

В начале 2010-х зрители видят новый образ: героиня ищет себя и разбирается с личностными проблемами. Она не стремится к отношениям, чтобы исполнить свои цели и мечты. Например, принцессы Рапунцель, Мериде из мультфильма «Храбрая сердцем» и Эльза из «Холодного сердца» не хотят выходить замуж и рожать детей. Женщины стремятся к познанию мира — открывают новое, развиваются. При этом роль мужских персонажей становится слабее — они выглядят бездейственными и неуклюжими. 

<<Форма демодоступа>>

Образ мужчин 

Изначально мужские персонажи выполняли роль защитников, которые полностью берут на себя ответственность за ситуацию и практически не советуются со своей половинкой. У главных героев тоже подчёркивались внешние характеристики — они обладали физической силой и ловкостью, но их характеры были раскрыты слабо.

Частые второстепенные мужские персонажи — это отцы героев (зачастую короли) или их помощники. С 1959 по 1995 год папы играют важную роль в сюжете и оказывают значительное влияние на своих детей. Мы можем наблюдать это в двух типажах, которые сменяют друг друга вне зависимости от года выхода мультфильма. 

Первый тип — высокие, статные и мудрые мужчины. Например, отцы Русалочки или Рапунцель. Второй тип — скорее пародия на первый тип. К ним относятся маленькие, полные, истеричные, ребячливые мужчины. Например, папа Жасмин и отец принца в «Золушке». Отдельно можно выделить непохожих на других отцов Тианы из «Принцессы и лягушки» и «Золушки»: они военные без королевского титула. Но вне зависимости от типажа все отцы представлены как любящие своих детей и желающие им лучшей доли.

С середины 1960-х до конца 1980-х годов основными героями полнометражных мультфильмов были воины мужского пола: лис Робин Гуд, мышиный сыщик Бэзил и единственный человеческий персонаж свинопас Таран из «Чёрного котла». Это связано с социальными событиями: войной во Вьетнаме, становлением современного общества.

Принцы теряют актуальность — теперь каждый хозяин собственной жизни. Эта мысль начинается с истории Мулан. Мужчины всё чаще оказываются всего лишь помощниками женщин на их пути к мечте или выполнению священного долга. Блондинка Рапунцель постоянно спасает своего спутника Юджина: лечит ему раны, отвлекает разбойников песнями, заводит дружбу с конём. Миссией главного героя становится не спасение или завоевание принцессы, а пересмотр собственных жизненных приоритетов, как раз благодаря встрече с героиней. История Навина из «Принцессы и лягушки» такая же. Он безответственный, ничего не умеющий делать красавчик, который поднимает настроение своей спутнице песнями, но никак не становится вершителем её судьбы.

Что не так с Disney

Критики, ведущие журналы и комитеты по ликвидации расовой дискриминации на протяжении нескольких десятков лет публиковали статьи, которые указывали на прямые и скрытые расовые и национальные стереотипы в мультфильмах. 

Например, в «Дамбо» и «Книге джунглей» выделяются персонажи, образ которых оскорбляет представителей афроамериканского населения США. В частности, в первом мультфильме изображена группа, разговаривающая с акцентом (в оригинале мультфильма), присущим именно темнокожим. А главного ворона зовут Джим Кроу — точно так же, как был прозван набор законов США о расовой сегрегации. В «Книге джунглей» объектом насмешек над темнокожими стало изображение орангутанга-короля Луи, который поёт в стиле джазового музыканта и показан очень ленивым животным. Много претензий и к стае гиен из мультфильма «Король Лев». Их карикатурная внешность и ярко выраженный акцент напрямую отсылают к компании афроамериканцев. Но если учесть, что гиены живут на кладбище и считаются в мире мультфильма незаконно проживающими на его территории, это придаёт ситуации дополнительный негативный окрас. В «Питере Пэне» персонажи используют прямые оскорбительные выражения в адрес коренного населения США, которых называют краснокожими. Более того, «краснокожие» в мультфильме говорят на выдуманном языке. 

После многочисленных обсуждений проявления дискриминации в разных формах компания публично извинилась и внесла в свои старые мультфильмы специальное предупреждение, где говорится, что картина содержит сцены расизма или оскорбительные стереотипы в адрес некоторых национальностей или социальных групп. 

Теперь же компания старается учесть все пожелания аудиторий разных стран и культур. В современных мультипликационных картинах все герои, относящиеся к национальным меньшинствам, показаны только с положительной стороны. Например, в августе 2017 года Disney выпустил мультипликационное шоу «План на случай чрезвычайных обстоятельств», где в центре сюжета — две мамы, воспитывающие двух детей. 

Однако критики вновь начинают задумываться — нет ли ущемлений в обратную сторону по отношению к тем группам героев и персонажей, которые ранее занимали основные позиции. 

<<Форма аттестации>>

Как анализировать мультфильмы с ребёнком 

Только диалог об увиденном, осмысление, вопросы и размышления с опытным старшим могут по-настоящему влиять на понимание малыша. Конечно, и среда здесь имеет роль, но она уступает по значимости разговорам с родственниками и друзьями. 

Не бойтесь ставить под сомнение роли героев и философию мультика, беседуя с ребёнком. Задавайте детям больше вопросов: 

— Как ты думаешь, что было бы, если бы ситуация сложилась по-другому?
— Как ты относишься к такому поступку?
— Встань на место героя. Что бы ты тогда чувствовал?

Тогда влияние от просмотра будет более осознанным. 

Иллюстрация: Zlata Topchyi / Dribbble
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться