Чему учат мультфильмы Disney

В этом году самая знаменитая мультипликационная компания в мире отпразднует своё столетие. В материале мы разобрались в том, как мультики влияют на детское сознание и каким образом менялись ценности, которым учат мультипликационные истории, от начала существования компании до наших дней.

Как детский мозг воспринимает запомнившиеся ему мультфильмы

Мультики — самая эффективная форма подачи информации, особенно если ребёнку она нравится. Это связано с тем, что мультфильмы влияют на несколько типов нашего восприятия: мы можем их видеть, слышать и даже трогать — через игрушки любимых героев. 

Также при просмотре у детей срабатывают механизмы формирования поведения через три основных процесса:

— заражение — передачу эмоционального состояния от героя к зрителю;
— внушение — некритическое восприятие убеждений и установок;
— подражание — повторение модели поведения.

Именно последний феномен обеспечивает результативность всех способов воздействия информации на ребёнка через мультфильмы. Поэтому дети хотят быть похожими на любимых героев, поведение которых кажется им правильным и естественным, и используют способы разрешения ситуаций, увиденные на экране. 

Мультфильмы Disney: как менялись ценности персонажей

Образы женщин

В первых мультфильмах Disney девушки не обладали сложными характерами. Скорее важны были внешние черты: красота и хорошие манеры. Также в сценарии важно было подчеркнуть пуританские ценности — строгость нравов, целомудрие, трудолюбие и заботу о близких с самого детства. Это можно проследить по первому цветному полнометражному мультфильму «Белоснежка и семь гномов», вышедшему в 1937 году. На первый взгляд перед нами экранизация классической сказки, но Disney рисует портрет женщины, зависящей от мужа и полностью придерживающейся патриархальной семейной морали.

Тема внешних характеристик женщины также важна и в послевоенном мультфильме «Золушка» 1950 года. Это связано с тем, что в тот период много девушек не могли выйти замуж из-за гибели большого количества мужчин. Тогда белокурая принцесса стала эталоном красоты, который может привлечь мужское внимание.

Также именно в «Золушке» впервые возникает тема социального лифта через свадьбу. Героиня, принадлежащая к  незнатному роду, влюбляется в принца и благодаря ему становится принцессой. В отличие от Белоснежки Золушка видит своего принца и влюбляется в него более осознанно. Однако её жизнь в большей степени зависит от решений мужчины, а её деятельность и работа ограничиваются только домашними делами. 

Ситуация меняется в 1961 году благодаря образу Стервеллы Де Виль из мультфильма «101 далматинец». Героиня — самостоятельная бизнес-леди, которая хочет продвинуть собственное производство шуб. Мужчины же становятся подчинёнными у предпринимательницы-женщины. Появление такого персонажа обусловлено ситуацией в обществе — это время социальных революций, бунтов, хиппи и людей, не согласных жить так, как было заведено раньше.

В период с 1989 по 1998 год появляются принцессы разной внешности, культуры и национальности — Жасмин из «Алладина», Покахонтас и Мулан из одноимённых мультфильмов. Переворачивается и тема социального лифта через замужество: например Жасмин по статусу выше своего возлюбленного Аладдина. Также девушки избавлены от бытовых забот. Всё, что их интересует, — реальный мир за пределами царских дворцов. Героини занимаются самообразованием: Жасмин и Русалочка проводят свободное время за чтением. 

Однако создатели мультфильмов наделяют новых принцесс ценностями и нормами американского общества, которые не соотносятся с реальным традиционным укладом того времени в остальном мире. Так, в индейских племенах и арабских странах положение женщин показано равным. А вот в китайском обществе, наоборот, представлен патриархат, а женщина должна молчать в присутствии мужчин. При этом Мулан, нарушая традиции и общественные нормы, серьёзным санкциям не подвергается. Более того, в конце концов, она становится национальной героиней и примером для подражания. 

В начале 2010-х зрители видят новый образ: героиня ищет себя и разбирается с личностными проблемами. Она не стремится к отношениям, чтобы исполнить свои цели и мечты. Например, принцессы Рапунцель, Мериде из мультфильма «Храбрая сердцем» и Эльза из «Холодного сердца» не хотят выходить замуж и рожать детей. Женщины стремятся к познанию мира — открывают новое, развиваются. При этом роль мужских персонажей становится слабее — они выглядят бездейственными и неуклюжими. 

<<Форма демодоступа>>

Образ мужчин 

Изначально мужские персонажи выполняли роль защитников, которые полностью берут на себя ответственность за ситуацию и практически не советуются со своей половинкой. У главных героев тоже подчёркивались внешние характеристики — они обладали физической силой и ловкостью, но их характеры были раскрыты слабо.

Частые второстепенные мужские персонажи — это отцы героев (зачастую короли) или их помощники. С 1959 по 1995 год папы играют важную роль в сюжете и оказывают значительное влияние на своих детей. Мы можем наблюдать это в двух типажах, которые сменяют друг друга вне зависимости от года выхода мультфильма. 

Первый тип — высокие, статные и мудрые мужчины. Например, отцы Русалочки или Рапунцель. Второй тип — скорее пародия на первый тип. К ним относятся маленькие, полные, истеричные, ребячливые мужчины. Например, папа Жасмин и отец принца в «Золушке». Отдельно можно выделить непохожих на других отцов Тианы из «Принцессы и лягушки» и «Золушки»: они военные без королевского титула. Но вне зависимости от типажа все отцы представлены как любящие своих детей и желающие им лучшей доли.

С середины 1960-х до конца 1980-х годов основными героями полнометражных мультфильмов были воины мужского пола: лис Робин Гуд, мышиный сыщик Бэзил и единственный человеческий персонаж свинопас Таран из «Чёрного котла». Это связано с социальными событиями: войной во Вьетнаме, становлением современного общества.

Принцы теряют актуальность — теперь каждый хозяин собственной жизни. Эта мысль начинается с истории Мулан. Мужчины всё чаще оказываются всего лишь помощниками женщин на их пути к мечте или выполнению священного долга. Блондинка Рапунцель постоянно спасает своего спутника Юджина: лечит ему раны, отвлекает разбойников песнями, заводит дружбу с конём. Миссией главного героя становится не спасение или завоевание принцессы, а пересмотр собственных жизненных приоритетов, как раз благодаря встрече с героиней. История Навина из «Принцессы и лягушки» такая же. Он безответственный, ничего не умеющий делать красавчик, который поднимает настроение своей спутнице песнями, но никак не становится вершителем её судьбы.

Что не так с Disney

Критики, ведущие журналы и комитеты по ликвидации расовой дискриминации на протяжении нескольких десятков лет публиковали статьи, которые указывали на прямые и скрытые расовые и национальные стереотипы в мультфильмах. 

Например, в «Дамбо» и «Книге джунглей» выделяются персонажи, образ которых оскорбляет представителей афроамериканского населения США. В частности, в первом мультфильме изображена группа, разговаривающая с акцентом (в оригинале мультфильма), присущим именно темнокожим. А главного ворона зовут Джим Кроу — точно так же, как был прозван набор законов США о расовой сегрегации. В «Книге джунглей» объектом насмешек над темнокожими стало изображение орангутанга-короля Луи, который поёт в стиле джазового музыканта и показан очень ленивым животным. Много претензий и к стае гиен из мультфильма «Король Лев». Их карикатурная внешность и ярко выраженный акцент напрямую отсылают к компании афроамериканцев. Но если учесть, что гиены живут на кладбище и считаются в мире мультфильма незаконно проживающими на его территории, это придаёт ситуации дополнительный негативный окрас. В «Питере Пэне» персонажи используют прямые оскорбительные выражения в адрес коренного населения США, которых называют краснокожими. Более того, «краснокожие» в мультфильме говорят на выдуманном языке. 

После многочисленных обсуждений проявления дискриминации в разных формах компания публично извинилась и внесла в свои старые мультфильмы специальное предупреждение, где говорится, что картина содержит сцены расизма или оскорбительные стереотипы в адрес некоторых национальностей или социальных групп. 

Теперь же компания старается учесть все пожелания аудиторий разных стран и культур. В современных мультипликационных картинах все герои, относящиеся к национальным меньшинствам, показаны только с положительной стороны. Например, в августе 2017 года Disney выпустил мультипликационное шоу «План на случай чрезвычайных обстоятельств», где в центре сюжета — две мамы, воспитывающие двух детей. 

Однако критики вновь начинают задумываться — нет ли ущемлений в обратную сторону по отношению к тем группам героев и персонажей, которые ранее занимали основные позиции. 

<<Форма аттестации>>

Как анализировать мультфильмы с ребёнком 

Только диалог об увиденном, осмысление, вопросы и размышления с опытным старшим могут по-настоящему влиять на понимание малыша. Конечно, и среда здесь имеет роль, но она уступает по значимости разговорам с родственниками и друзьями. 

Не бойтесь ставить под сомнение роли героев и философию мультика, беседуя с ребёнком. Задавайте детям больше вопросов: 

— Как ты думаешь, что было бы, если бы ситуация сложилась по-другому?
— Как ты относишься к такому поступку?
— Встань на место героя. Что бы ты тогда чувствовал?

Тогда влияние от просмотра будет более осознанным. 

Иллюстрация: Zlata Topchyi / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован