Что такое логическая память
Логическая память — это умение запоминать информацию не просто как набор слов, а через понимание смысла и связей.
Представьте школьников, которые выучили новые английские слова для контрольной. Через неделю половина забыта. А теперь представьте других учеников — они читали рассказы с этими словами, обсуждали их значения, использовали в диалогах. Эти ребята вспомнят слова даже через год. В чём разница? Первые зубрили, вторые понимали.
Когда мы осмысливаем материал, он встраивается в нашу систему знаний. Новая информация цепляется за уже известные факты, создавая прочную сеть ассоциаций. Именно поэтому логическую память стоит развивать с детства — она станет фундаментом для всего дальнейшего обучения.
Александр Лурия в своих исследованиях показал, что дети лучше усваивают материал, который подаётся:
- как увлекательная история.
- с примерами из их собственного опыта.
- в виде понятной последовательности событий.
Логическая память против механической
Механическая память характеризуется запоминанием материала в той его форме, в какой он подаётся. Как услышал или увидел, так и «сохранил» в голове.
Чтобы между участками мозга, задействованными в запоминании, образовались прочные нейронные связи, необходимо многократное повторение материала. Недаром механическую память называют «зубрёжкой».
Зубрёжка полезна в изучении иностранных слов, трудных терминов, формул, имён и названий. Но смысловое содержание материала в процессе механическом заучивании отходит на второй план. Если при заучивании были какие-то ошибки, они будут воспроизведены и при ответе.
Логическая (смысловая) память предполагает осмысление материала. Она направлена на запоминание не внешней формы, а смысла. В основе лежат ассоциации, отражающие наиболее важные стороны изучаемого предмета или явления.
Когда человек не может что-то запомнить, скорее всего, он просто не вник в суть.
Осмысленный материал запоминается быстрее и, как правило, на всю жизнь. Это доказал немецкий психолог Герман Эббингауз. Его эксперимент показал, что для заучивания 36 бессмысленных слогов требуется в среднем 55 повторений, в то время как для запоминания стихотворного текста такого же размера — всего 6–7 повторений.
Исследования Эббингауза легли в основу современного понимания работы памяти. Его «кривая забывания» показывает, что осмысленная информация сохраняется в долговременной памяти значительно дольше механически заученной.
Смысловая память тоже нуждается в повторениях, но иного характера. Если при механическом заучивании монотонно воспроизводится один и тот же материал в одной и той же форме, то при логическом повторяется смысл, только разными словами и приёмами.
Эти два типа памяти не противостоят друг другу, а дополняют. Да, и они работают по-разному. Попробуйте выучить иностранный язык только через понимание грамматических правил, не заучивая слова. Или изучать физику, не запомнив ни одной формулы. Так не получится.
Процесс логического запоминания
Логическое запоминание — это не пассивное поглощение информации, а активная работа мозга. Исследования Петра Зинченко показали: дети, которые осмысленно изучают материал, запоминают его на годы и умеют применять в новых ситуациях.
Алексей Леонтьев обнаружил интересный факт и описал его в пособии «Развитие памяти»: информация лучше усваивается, когда ребёнок не просто читает или слушает, а ещё и двигается, эмоционально реагирует, проговаривает вслух. Получается, что для качественного запоминания нужно задействовать весь организм.
Секрет в том, что логическое запоминание строится на ассоциациях. Мозг постоянно ищет связи между новой информацией и тем, что уже знает. Чем больше таких мостиков построено, тем прочнее держится материал в памяти.
Как развить логическую память
Логическая память предполагает предварительную работу мышления. Материал сначала нужно проанализировать, разложив на составляющие части, выделить наиболее важное, установить связи, представить общую картину и познать суть.
Анализ
Ответьте на вопрос: «Что именно и для чего я изучаю?».
Результаты этой мыслительной работы оформите в виде схемы, таблицы или образной словесной формулировки. Это переключит сознание с механического понимания материала на более концептуальное.
В учёбе удобно для каждой новой темы создавать интеллект-карты. Центральная идея размещается в центре, а связанные понятия — на ответвлениях. Это поможет увидеть логические связи между элементами.
Синтез
Анализ предполагает осмысление каждой отдельной части объекта, а синтез — это изучение материала в целом.
Всегда думайте о том, как новая тема вплетается в то, что вы уже знаете, как она продвигает вас по пути понимания всего предмета. Так знания постепенно сложатся в единый пазл.
Поиск связей
Логическая память опирается на ассоциации. Порой мы забываем факты, даты, имена, формулы, но чётко помним суть. Это заслуга ассоциаций.
С чем у вас ассоциируется изучаемый материал? Попробуйте протянуть мысленные ниточки к вашему прошлому опыту. Чем больше связей вы построите, тем прочнее материал закрепится в долговременной памяти. Эмоционально окрашенная информация запоминается лучше благодаря активации амигдалы — структуры мозга, отвечающей за эмоциональную память. Поэтому важно находить личностный смысл в изучаемом материале.
Попробуйте приём из мнемотехники, чтобы информация прочнее закрепилась в памяти: придумывайте яркие ассоциации для вашей темы, например, чтобы запомнить формулу H₂O постройте ассоциацию «Два Водорода Обнимают Кислород».
Познание сути
Теперь необходимо изучить сам материал. Чем глубже, тем лучше. Для этого:
- Изучите историю вопроса.
- Попытайтесь связать новую тему с той, что вам близка.
- Задействуйте эмоции. Например, изучая геоцентризм, попробуйте представить, что чувствовал Джордано Бруно, когда его вели к костру.
- Прочтите биографии людей, связанных с темой изучения.
- Читайте новости по теме, выписывайте цитаты экспертов.
Тренировка логической памяти
Развивать смысловое запоминание можно с помощью игр и специальных упражнений.
Ассоциации
Для игры нужны двое: ведущий и участник. Ведущий зачитывает пары слов, связанные общим смыслом. Например: корова – молоко, снег – зима, книга – Пушкин, щётка – зубы. Пары нужно усложнять по мере развития навыка.
Задача игрока: за одну минуту запомнить как можно больше пар. Затем ведущий читает одно из слов, а участник должен назвать второе. После нескольких кругов можно поменяться ролями.
Лишнее слово
Для этой игры вам тоже понадобится помощник. Его задачей будет составить несколько цепочек из трёх слов. Два из них должны иметь логическую связь (только не совсем очевидную), а третье нет. Например: «Бродский — костёр — зонтик», «лебедь — стройка — экран».
Вам необходимо объяснить связь между парой слов и почему не подходит третье. Творческий полёт мысли приветствуется, то есть ваш вариант может не совпасть с замыслом помощника.
Вольный пересказ
Прочитайте следующий текст один раз и запишите на листок его содержание. Можете сокращать, менять слова и абзацы — главное передать смысл.
«Мириелю пришлось испытать судьбу всякого нового человека (1), попавшего в маленький городок (2), где много языков (3), которые болтают (4), и очень мало голов (5), которые думают (6). Ему пришлось испытать это (7), хотя он был епископом (8), и именно потому, что он был епископом (9). Впрочем, слухи (10), которые люди связывали с его именем (11), были всего только слухи (12), намеки, словечки, пустые речи (13), попросту говоря, если прибегнуть к выразительному языку южан, околесица (14)».
В данном тексте 14 смысловых единиц. После того как вы записали свой пересказ, посмотрите, сколько смысловых единиц получилось у вас. За каждую даётся один балл.
Можно брать тексты разной длины и экспериментировать. В этом случае смысловые единицы оригинала стоит считать после пересказа.
Логическая цепочка
Возьмите любые три несвязанных слова и найдите между ними логические связи. Например: «телефон — дерево — математика». Возможная связь: телефон сделан из пластика, который получают из нефти, образовавшейся из древних растений, подобных дереву. Математика помогает рассчитать процессы переработки.
Обратный пересказ
Прочитайте короткую статью или посмотрите новости. Перескажите события от конца к началу, сохраняя логику причинно-следственных связей.
Метод Фейнмана
Его суть проста: нужно объяснить тему простым языком на листе бумаги, как будто объясняете её незнающему человеку, а если в понимании есть пробелы, то вернитесь к источнику и заполните их.
Метод пяти «почему»
К любому утверждению задавайте вопрос «почему?» пять раз подряд, углубляясь в суть явления.
Создание аналогий
Объясняйте сложные процессы через простые аналогии. Например, работу сердца — как насос, а нервную систему — как электрическую сеть.
Метод «Шесть шляп мышления»
Анализируйте любую тему с шести разных точек зрения и тем самым лучше запомнить материал.
Метафоры и притчи
Создавайте метафоры для абстрактных понятий. Например, как объяснить понятие «справедливость» через образ весов?
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни