Нужно ли учить ребёнка читать
Педагоги и психологи до сих пор не пришли к общему мнению: стоит ли родителям самостоятельно пытаться научить ребёнка читать или всё же нужно доверить эту миссию профессионалам.
Дело в том, что у родителей обычно нет специального педагогического образования. И методы мам и пап в обучении детей могут быть довольно интуитивными, специфическими и не всегда эффективными. Например, родители учат ребёнка читать по картинкам с буквами: А — это арбуз, Б — это белка. И после этого малышу становится непонятно, почему при «складывании» арбуза и белки получится «Баба».
Ещё родители часто учат ребёнка буквам, а не звукам, и это тоже сбивает малыша. Когда он выучит буквы, ему сложно будет понять, почему «пэ», «а», «пэ», «а» — будет «папа».
Когда начинать обучение чтению по слогам
Для родителей есть вполне чёткие критерии, когда всё-таки стоит начинать обучение чтению по слогам.
Понаблюдайте за поведением малыша: если он интересуется буквами, умеет пересказывать услышанное, повторяет за взрослыми слова и цифры, может различать похожее и непохожее (классифицирует предметы по группам), легко называет предметы, которые его окружают, — это сигналы к тому, что можно пробовать обучение чтению по слогам. Обычно это происходит к 3–4 годам.
Если вы видите, что любознательность — не самая сильная сторона ребёнка, он путается в базовых понятиях (верх и низ, право и лево), откажитесь на какое-то время от идеи чтения. Дождитесь момента, когда будет сформирована естественная потребность в знаниях, и пробуйте снова. Это может произойти к 5–6 годам.
Как подготовить ребенка к чтению
На подготовительном этапе объясните ребёнку разницу между гласными и согласными звуками. Постарайтесь не использовать аналогию: одни тянутся, а другие — нет. Изобретательный малыш сможет вам доказать, что и «з», и «н» можно пропеть.
Сделайте иначе. Дайте ребёнку зеркало, и пусть он увидит, как ведёт себя рот при произнесении разных звуков. Дошкольник должен прийти к выводу, что при произнесении гласных воздуху ничего не мешает покидать рот, а вот согласные постоянно наталкиваются то на зубы, то на губы.
Советуем изучать буквы не в алфавитном порядке. Начните с гласных: «а», «о», «у». Они наиболее простые для ребёнка. Затем подключайте согласные: «б», «п», «г». И уже потом переходите к шипящим.
Правила обучения чтению по слогам
1. Учите с малышом, как произносятся звуки, а не буквы. Призвуки («эс», «эм», «эр») будут только сбивать ребёнка.
2. Не стоит учить ребёнка побуквенному чтению. Наиболее безвредным и эффективным вариантом психологи и педагоги считают слоговое. Именно из звуков складываются слоги, который потом образуют слово. Начинайте с простых примеров: звук «д» и звук «а» — вместе «ДА».
Важно, чтобы ребёнок тянул первый звук до тех пор, пока не прочтёт второй («д-д-д-а-а»). Так формируется слияние звуков в слоги.
Затем можно составлять простые предложения и диалоги.

3. Заканчивайте занятие на самом интересном месте. До того момента, как малыш устанет. Пусть ребёнок с нетерпением ждёт продолжения урока. Заниматься с ребёнком четырёх лет нужно не более 15 минут. С пятилеткой — не более 20 минут. Для детей шести лет можно увеличить длительность занятий до 25 минут.
4. Показывайте ребёнку, что одно и то же слово может выглядеть по-разному: может быть написано заглавными, строчными или прописными.
Игры и упражнения для обучения чтению
Поощряйте желание ребёнка учиться. Разрешите малышу писать буквы где угодно: вареньем на блинах, мыльной пеной на стене, пальцем по крупе.
«Большая стирка»
Возьмите шнурок, прищепки и «корзину для грязного белья» (коробочку). Положите в коробочку написанные на бумажках слова (это и будет бельё). Создайте игровую ситуацию: ёжик постирал слова и теперь ему нужно повесить их сушиться.
Задача малыша — достать карточку, произнести слово и повесить на шнурок. Часто у детей просыпается азарт при выполнении таких заданий. Поэтому ребёнок во что бы то ни стало вспомнит нужную букву, слог и прочитает слово.
«Плохое зрение»
Скажите ребёнку, что вы плохо видите, и попросите его прочитать небольшое слово из заголовка в газете или на упаковке хлопьев. Помощь родителям — отличная мотивация. Но не перебарщивайте с просьбами. Ребёнок может утомиться от постоянных «проверок» и потерять интерес к чтению.
«Кто это сказал?»
Достаньте игрушечных животных, которые есть у ребёнка, и напишите на карточках звукоподражательные слова «ГАВ», «МЯУ», «КРЯ», «МУ». Предложите малышу прочитать слова на карточках и раздать их нужным животным.
Обучение ребёнка чтению по слогам — интересный, но небыстрый процесс. Наберитесь терпения и не требуйте от ребёнка космической скорости чтения через месяц после начала занятий. Хвалите малыша за достижения и не ругайте, если он забыл какую-то букву.
Но если уже долгое время у вас не получается перейти от слогового чтения к плавному, ищите специалиста, который подберёт грамотную методику. В «Начальной школе Фоксфорда» работают учителя начальных классов с дополнительной специализацией в области психологии, логопедии и дефектологии. Они помогут ребёнку начать читать и адаптироваться к школьной программе.