Как контролировать успеваемость на домашнем обучении
Многие родители переживают, что на онлайн-обучении им будет сложнее отслеживать успеваемость школьника без привычных дневников и звонков классного руководителя. Рассказываем, как мониторить оценки ребёнка, если он учится онлайн.
- 17.9.2024
- Время чтения:5 минут
Стоит ли родителям контролировать успеваемость ребёнка
Если у родителя с ребёнком доверительные отношения, а малыш не боится что-то рассказать маме и папе, потому что тот будет его ругать и не поймёт, возможно, контроль в вопросах воспитания и не понадобится. Общения будет достаточно. Необходимо показывать ребёнку, что ему доверяют. Например, после завершения каких-то дел вместе можно проверить и проанализировать, что и как получилось. Если ребёнок ошибся или сделал что-то не так, стоит помочь разобраться, что было не так, и подбодрить. Тогда такой контроль не будет угнетающим. Когда ребёнок обманывает родителя или что-то скрывает, важно наладить связь и доверительные отношения.
Недопустимо ругать ребёнка за откровенный разговор, признание в чём-то, обманывать ребёнка, не поддерживать его, кричать и обзывать. Всё это может привести к тому, что доверие к маме и папе будет безвозвратно потеряно.
<<Форма демодоступа>>
Зачем контролировать успеваемость
Иногда взрослые стремятся контролировать ребёнка буквально во всём — в том числе и по вопросам оценок в школе. Родители делают это по нескольким причинам:
- Повторение родительского опыта. Если в детстве родителей активно контролировали, у них сформировалось представление, что это нормально и правильно.
- Тревожность. Многие родители из-за своей повышенной тревожности хотят оградить ребёнка от любых возможных опасностей.
- Компенсация чрезмерной занятости. Если родители мало времени проводят с ребёнком, им кажется, что они должны контролировать его как можно больше, чтобы не упустить. В итоге любое общение превращается в контроль.
- Ощущение своей значимости. Многие родители считают, что имеют колоссальный жизненный опыт и поэтому будут принимать все решения за ребёнка.
- Бессилие. Родитель чувствует, что начинает терять контроль над взрослеющим ребёнком, и в качестве удержания «власти» выбирает строгость.
Такой навязчивый контроль может привести к серьёзным последствиям в будущем: неврозам, депрессии, недоверию к окружающему миру, сложностям в социализации, неспособности принимать собственные решения. Родителям стоит умерить тотальный контроль: относитесь к ошибкам ребёнка как к составляющей обучения. Совершая их, дети осваивают новые навыки и умения. Обсуждайте, как можно было бы поступить по-другому.
Совсем не спрашивать детей об успеваемости в школе тоже нельзя. Родителям, которые воспитывают в детях самостоятельность, полезно интересоваться оценками детей. Это помогает понять, что у ребёнка получается лучше всего, подходит ли ему школа, не испытывает ли он проблем с нагрузкой или здоровьем.
Мамам и папам вовсе не обязательно каждый день просматривать дневник школьника. Но если никогда не интересоваться успехами ребёнка в школе, он может почувствовать, что родителям безразлично, как продвигаются дела на уроках.
Как можно контролировать успеваемость на онлайн-обучении
Мы рекомендуем стремиться к тому, чтобы контроль в процессе обучения сводился к минимуму: это существенно облегчит жизнь и учащимся, и родителям. Ниже мы расскажем, что нужно делать, чтобы ребёнок эффективно учился дома, не нуждаясь в постоянном надзоре.
Электронный дневник
В некоторых онлайн-школах есть электронные дневники. Родитель может привязать аккаунт к смартфону и получать уведомления о новых оценках ребёнка. Очевидное преимущество этого способа заключается в том, что мамы и папы могут оперативно увидеть новые оценки.
Однако в электронном дневнике могут отсутствовать комментарии учителей о том, что у ребёнка получается лучше, а что хуже, поэтому одного дневника может быть недостаточно.
Во время онлайн-обучения ребёнку не нужно волноваться из-за плохих оценок. В Фоксфорде вместо обычных школьных отметок ученики зарабатывают очки опыта. Это вознаграждение в баллах, которое ребёнок получает за выполненные тесты и другие задания. Очки опыта отражают количество заданий, которые школьник решил правильно. Потерять очки опыта из-за плохо написанной работы нельзя. Они только суммируются. В личном кабинете каждого ученика Фоксфорда можно посмотреть, сколько у ребёнка очков. Так как школьнику не нужно бояться, что его оценки слишком плохие, он будет более открыт к диалогу об успеваемости.
Сотрудники школы
Индивидуальные наставники в Фоксфорде следят за успеваемостью, отвечают на вопросы детей и родителей и поддерживают школьников во время учёбы. Наставник организовывает учебный день ребёнка, информирует его об аттестациях и олимпиадах, помогает делать конспекты. Один раз в месяц они проводят собрания с мамами и папами, где рассказывают новости школы и обсуждают успехи и точки роста ребёнка. Наставник подскажет родителям, справляется ли ребёнок с нагрузкой, какие учебные моменты вызывают у него больше всего вопросов.
Тьютор в Фоксфорде создаёт индивидуальную траекторию обучения. Он наблюдает за интересами ребёнка и подсказывает ему, в каких специальностях пригодятся те или иные навыки. Мамы и папы всегда могут обратиться к тьютору, чтобы спросить, какие карьерные предпочтения высказывает школьник и чем бы ему хотелось заниматься.
<<Форма семейного образования>>
Общение с ребёнком
Как бы ни были удобны электронные дневники и вопросы наставникам, диалог с ребёнком о его школьных делах должен оставаться для родителей главным способом узнать, что происходит. Общение не только укрепляет детско-родительские отношения, но и позволяет совместно порассуждать об оценках, учителях и внеурочных мероприятиях.
Если вы дадите ребёнку понять, что вас интересуют не только результаты тестов, а ещё и самочувствие школьника после контрольных, его предпочтения относительно уроков и дальнейшие планы, то он потянется к вам и сам захочет делиться последними школьными новостями.
Если ребёнок не хочет обсуждать с вами оценки, постарайтесь выяснить, почему это происходит. Вероятно, у вас прежде возникали ссоры из-за успеваемости в школе, и он переживает, что, рассказав вам слишком много, получит наказание.
Постарайтесь объяснить ему, что вы интересуетесь оценками, потому что вам важно знать, над чем стоит совместно работать. Откажитесь от наказаний, лекций и нотаций. Вместо вопроса «А почему не пять?» похвалите ребёнка за старания и спросите, нужна ли ему помощь с новым материалом. Дружелюбный подход к теме оценок поможет стать ближе к детям и усилит желание быть более честными с вами.
Распорядок дня
Избрав альтернативный путь, родители нередко стремятся расписать день ребёнка по минутам, ведь в школе он проводил по 5–8 часов. Учебный процесс на семейном образовании, как правило, сокращается вдвое, поскольку не нужно тратить время на дорогу и школьные факультативы.
Составьте грамотный распорядок дня. Планирование — половина успеха на домашнем обучении. Важно не перегрузить ребёнка учёбой. Чрезмерная нагрузка приводит не к суперзнаниям, а к отторжению.
Постарайтесь организовать учебный процесс так, чтобы большинство предметов были интересны ребёнку. Тогда пропадёт нужда в постоянном контроле за обучением на дому.
Правила
Любой системе нужны правила. Регламентируйте процесс обучения на дому и договоритесь с ребёнком, чтобы он чётко выполнял принятые правила. Например, занятия в первой половине дня, а свободное время — во второй, или перерыв между занятиями каждый час, или повторение пройденного материала каждое воскресенье.
Пусть ребёнок заранее знает, какие последствия будут при нарушении договорённостей. И будьте готовы проявить стойкость, когда дело дойдёт до санкций. Со временем договорённости войдут в привычку. Такая «автоматизация» сильно облегчит контроль обучения ребёнка.
Самостоятельность и ответственность
Самостоятельность — это способность выполнять действие без родительского контроля, а ответственность — это готовность отвечать за свои поступки перед другими людьми.
Самостоятельность развивается сама при делегировании ребёнку различных функций. Уже в дошкольном возрасте ребёнок может сам чистить зубы, убирать игрушки. Формирование ответственности, то есть готовности принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок, — одно из главных приобретений подросткового возраста.
Чтобы развить у ребёнка чувство ответственности, чётко объясняйте ему позитивные и негативные последствия того или иного действия, а также предоставьте ребёнку право самому принимать решения.
Можно ли контролировать скрытно
Родители могут не говорить ребёнку, что следят за его успеваемостью в электронном дневнике или общаются с наставником за его спиной. Однако важно понимать, что «скрытое наблюдение» не улучшит коммуникацию. Такой способ мониторинга только понизит доверие ребёнка к маме и папе. Если вас интересует успеваемость школьника, лучше сообщить ему об этом и предложить открыто и нейтрально обсудить уроки.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться