История появления метода Монтессори
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость: во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается — а ведь образование нужно всем.
Вклад Марии Монтессори в педагогику заключался в разработке собственной методики развития детей, изначально только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Именно так она поняла, что классические методы не всегда эффективны.

В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».
Суть методики в том, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Согласно исследованию, проведенному в 2024 году Ассоциацией школ Аризоны, учащиеся Монтессори школ показали значительно лучшие результаты по чтению и письму по сравнению со средними показателями штата. Процент прохождения теста по английскому языку в Монтессори-школах составил 77%, тогда как в среднем по штату — 46%.
Исследование, опубликованное в журнале Brain Sciences в августе 2023 года, выявило различия в мозговой асимметрии у детей, обучающихся по методике Монтессори и в традиционных школах. У детей из Монтессори-школ наблюдалась большая асимметрия в левом полушарии, что способствует глубокому обучению и переносу знаний. В отличие от них, у детей из традиционных школ была выражена асимметрия в правом полушарии, что связано с запоминанием информации в фиксированной форме.
Основные принципы методики Монтессори
- Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Именно так формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
- Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
- Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги предоставляются в одном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой.
Стадии развития ребёнка
Мария Монтессори в своих книгах делила процесс развития ребёнка на несколько стадий в зависимости от изменений психики детей и их способности обучаться тем или иным навыкам.
Сенситивные периоды в методе Монтессори
Одной из ключевых концепций этого метода являются сенситивные периоды — уникальные временные отрезки, в течение которых ребёнок особенно восприимчив к определённым видам обучения.
Это окна возможностей, когда освоение навыков происходит легко, как будто само собой.
| Период | Возраст | Характеристика | Рекомендации |
| Развитие языка | От рождения до 6 лет | Речь является одним из первых и важнейших навыков, формирующихся у ребёнка. Сначала он впитывает звуки и ритмы родного языка, затем начинает говорить, а позже читать и писать | Читайте вслух и разговаривайте с малышом, не упрощайте речь, пойте песни, называйте всё, что видите |
| Чувствительность к порядку | От 6 месяцев до 3 лет | Дети в этом возрасте нуждаются в предсказуемости, поэтому любые изменения в привычной среде могут вызвать тревогу | Придерживайтесь распорядка дня, сохраняйте порядок в пространстве, возвращайте вещи на свои места вместе с ребёнком |
| Развитие движений | От рождения до 4 лет | Сначала развивается крупная моторика (ползание, ходьба), а затем уже тонкая (движения пальцев, рук). Дети стремятся двигаться и использовать тело для познания мира | Не ограничивайте подвижность, давайте безопасные предметы для манипуляций, поощряйте самообслуживание |
| Сенсорное восприятие | От 2 до 6 лет | В этом возрасте ребёнок исследует мир с помощью всех чувств. Ему важно различать цвета, формы, звуки, запахи, текстуры | Используйте сенсорные материалы (песок, вода, ткани, шершавые поверхности), играйте в игры на различение |
| Интерес к мелким деталям | От 1 года до 3 лет | Малыш начинает замечать и изучать крошечные элементы: пуговицы, нитки, трещинки, текстуры | Не торопите ребёнка, если он сосредоточен на чём-то, дайте ему время и возможность исследовать |
| Социальное поведение | От 2,5 до 6 лет | Формируется понимание правил, границ, норм в обществе. Возникает интерес к сверстникам и стремление к сотрудничеству | Играйте в группе, учите вежливости и уважению, хвалите за заботу о других |
Плюсы и минусы системы Монтессори
Преимущества методики Монтессори
- дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы;
- на занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны;
- они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями;
- дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».
Недостатки методики Монтессори
- после методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник;
- пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество;
- сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.
Метод Монтессори в России
В Советском Союзе методика Монтессори для детей воспринималась неоднозначно. В 1920-х годах были попытки внедрения метода, однако вскоре он был признан «буржуазным» и не соответствующим идеологии коллективизма. Только в 1990-х годах, с открытием границ и интересом к альтернативному образованию, метод Монтессори начал возвращаться в образовательное пространство России.
Сегодня метод Монтессори широко представлен в частных детских садах, развивающих центрах и начальных школах. Наибольшее число таких учреждений сосредоточено в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани. Несмотря на то, что в государственных учреждениях метод применяется реже, интерес к нему продолжает расти, особенно среди родителей, ориентированных на гуманную педагогику.
В России действуют центры подготовки педагогов, аккредитованные международными организациями, такими как AMI (Association Montessori Internationale) и MCI (Montessori Centre International). Обучение длится от нескольких месяцев до двух лет и включает как теоретическую базу, так и практику в сертифицированных учреждениях.
Организация среды Монтессори в домашних условиях
Метод Монтессори — это не только образовательная система, но и философия воспитания, в центре которой находится ребёнок. Основные принципы организации домашней среды похожи на те, что выстраиваются в образовательном учреждении:
- Доступность. Все предметы, игрушки и материалы располагаются на уровне ребёнка. Все шкафы, ящики, полки открыты, чтобы малыш мог сам выбрать, чем заниматься.
- Порядок и структура. У каждого предмета есть своё место. Вот почему после использования ребёнок возвращает вещь обратно. Это формирует чувство ответственности и внутреннюю организацию.
- Простота и натуральность. Отдавайте предпочтение простым игрушкам из натуральных материалов.
- Свобода выбора. Ребёнку предоставляется возможность выбирать деятельность в пределах подготовленной среды. Это развивает инициативу и уверенность в себе.
- Зона практической жизни. Включите в быт ребёнка повседневные задачи: вытирание пыли, полив цветов, сервировка стола. Это критично для развития координации, самостоятельности и уважения к труду.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.
Детям, у которых нет проблем с общением, социализацией и работой в команде, будет легче, чем замкнутым. Вот почему любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.
В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.
Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Система Монтессори в школе — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.
Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина — Давыдова.
Часто задаваемые вопросы
В чем суть методики Монсессори
Суть методики в том, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
В чем недостаток системы Монтессори
Дети, обучавшиеся по методике Монтессори, часто испытывают трудности с привыканием к дисциплине обычных садов и школ, где требуется делать одно и то же коллективно и воспринимать педагога как авторитетную фигуру, а не как помощника
Почему система Монтессори была запрещена в СССР? Причины запрета системы Монтессори в СССР
Методика Монтессори была запрещена в СССР в связи с её индивидуалистическим подходом, который противоречил советскому культу коллективизма. Она не соответствовала задаче воспитания «нового человека», ориентированного на общественные цели и идеологию.
Влияние Марии Монтессори на образование
Мария Монтессори оказала огромное влияние на мировое образование, предложив систему, основанную на свободе выбора и уважении к индивидуальным особенностям ребёнка. Её подход изменил представления о роли учителя, сделав его наставником и помощником, а не контролёром. Методика способствовала развитию идей активного и самостоятельного обучения, которые используются и сегодня.
Какие книги написала Мария Монтессори
Мария Монтессори написала ряд фундаментальных трудов, среди которых «Мой метод.» и «Помоги мне сделать это самому». Она также создала книги «Дети-другие» и «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». В её работах подробно изложены принципы развития детей через свободу, самостоятельность и специально подготовленную среду. Эти труды стали основой для мировой системы Монтессори-образования.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни