История появления метода Монтессори
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость: во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается — а ведь образование нужно всем.
<<Сноска | Начало русской педагогики: идеи Константина Ушинского | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/russkaya-pedagogika-idei-konstantina-ushinskogo>>
Вклад Марии Монтессори в педагогику заключался в разработке собственной методики развития детей, изначально только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны.
<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>
В чём суть педагогики Монтессори
Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Суть методики в том, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей.
Согласно исследованию, проведенному в 2024 году Ассоциацией школ Аризоны, учащиеся Монтессори школ показали значительно лучшие результаты по чтению и письму по сравнению со средними показателями штата. Процент прохождения теста по английскому языку в Монтессори-школах составил 77%, тогда как в среднем по штату — 46%.
Исследование, опубликованное в журнале Brain Sciences в августе 2023 года, выявило различия в мозговой асимметрии у детей, обучающихся по методике Монтессори и в традиционных школах. У детей из Монтессори-школ наблюдалась большая асимметрия в левом полушарии, что способствует глубокому обучению и переносу знаний. В отличие от них, у детей из традиционных школ была выражена асимметрия в правом полушарии, что связано с запоминанием информации в фиксированной форме.
<<Форма демодоступа>>
Основные принципы методики Монтессори
- Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
- Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
- Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
- Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
- Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
- Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
- В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — так дети учатся договариваться между собой.
<<Форма семейного образования>>
Сенситивные периоды в методе Монтессори
Одной из ключевых концепцийэтого метода являются сенситивные периоды — уникальные временные отрезки, в течение которых ребёнок особенно восприимчив к определённым видам обучения. Это окна возможностей, когда освоение навыков происходит легко, как будто само собой.
1. Развитие языка
Возраст: от рождения до 6 лет
Речь — это один из первых и важнейших навыков, формирующихся у ребёнка. Сначала он впитывает звуки и ритмы родного языка, затем начинает говорить, а позже — читать и писать.
Рекомендации: читайте вслух, разговаривайте с малышом, не упрощайте речь, пойте песни, называйте всё, что видите.
2. Чувствительность к порядку
Возраст: 6 месяцев — 3 года
Дети в этом возрасте нуждаются в предсказуемости. Любые изменения в привычной среде могут вызвать тревогу.
Рекомендации: придерживайтесь распорядка дня, сохраняйте порядок в пространстве, возвращайте вещи на свои места вместе с ребёнком.
3. Развитие движений
Возраст: от рождения до 4 лет
Сначала — крупная моторика (ползание, ходьба), затем — тонкая (движения пальцев, рук). Дети стремятся двигаться и использовать тело для познания мира.
Рекомендации: не ограничивайте подвижность, давайте безопасные предметы для манипуляций, поощряйте самообслуживание.
4. Сенсорное восприятие
Возраст: от 2 до 6 лет
В этом возрасте ребёнок исследует мир с помощью всех чувств. Ему важно различать цвета, формы, звуки, запахи, текстуры.
Рекомендации: используйте сенсорные материалы (песок, вода, ткани, шершавые поверхности), играйте в игры на различение.
5. Интерес к мелким деталям
Возраст: от 1 года до 3 лет
Малыш начинает замечать и изучать крошечные элементы: пуговицы, нитки, трещинки, текстуры.
Рекомендации: не торопите ребёнка, если он сосредоточен на чём-то, дайте ему время и возможность исследовать.
6. Социальное поведение
Возраст: от 2,5 до 6 лет
Формируется понимание правил, границ, норм в обществе. Возникает интерес к сверстникам и стремление к сотрудничеству.
Рекомендации: играйте в группе, учите вежливости и уважению, поощряйте заботу о других.
Плюсы и минусы системы Монтессори
Преимущества методики Монтессори:
- дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы;
- на занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны;
- они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями;
- дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».
<<Сноска | 16 типов личности: что такое тест MBTI и как он используется | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/tipy-lichnosti-po-mbti>>
Минусы методики Монтессори:
- после методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник;
- пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество;
- сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.
<<Форма методики>>
Метод Монтессори в России
В Советском Союзе методика Монтессори для детей воспринималась неоднозначно. В 1920-х годах были попытки внедрения метода, однако вскоре он был признан "буржуазным" и не соответствующим идеологии коллективизма. Только в 1990-х годах, с открытием границ и интересом к альтернативному образованию, метод Монтессори начал возвращаться в образовательное пространство России.
Сегодня метод Монтессори широко представлен в частных детских садах, развивающих центрах и начальных школах. Наибольшее число таких учреждений сосредоточено в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Казани. Несмотря на то, что в государственных учреждениях метод применяется реже, интерес к нему продолжает расти, особенно среди родителей, ориентированных на гуманную педагогику.
В России действуют центры подготовки педагогов, аккредитованные международными организациями, такими как AMI (Association Montessori Internationale) и MCI (Montessori Centre International). Обучение длится от нескольких месяцев до двух лет и включает как теоретическую базу, так и практику в сертифицированных учреждениях.
<<Сноска | Мультисенсорное обучение: что скрывается за термином | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/multisensornoe-obuchenie>>
Организация среды Монтессори в домашних условиях
Метод Монтессори — это не только образовательная система, но и философия воспитания, в центре которой находится ребёнок. Основные принципы организации домашней среды похожи на те, что выстраиваются в образовательном учреждении:
- Доступность. Все предметы, игрушки и материалы располагаются на уровне ребёнка. Шкафы, ящики, полки — открытые, чтобы малыш мог сам выбрать, чем заниматься.
- Порядок и структура. У каждого предмета — своё место. После использования ребёнок возвращает вещь обратно. Это формирует чувство ответственности и внутреннюю организацию.
- Простота и натуральность. Отдавайте предпочтение простым игрушкам из натуральных материалов.
- Свобода выбора. Ребёнку предоставляется возможность выбирать деятельность в пределах подготовленной среды. Это развивает инициативу и уверенность в себе.
- Зона практической жизни. Включите в быт ребёнка повседневные задачи: вытирание пыли, полив цветов, сервировка стола. Всё это помогает развивать координацию, самостоятельность и уважение к труду.
Кому подойдёт система Монтессори
Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.
Детям, у которых нет проблем с общением, социализацией и работой в команде, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.
В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.
Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Система Монтессори в школе — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.
Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина — Давыдова.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни