Темперамент — это врождённая и неизменная особенность людей, которая отвечает за проявление эмоций и уровень энергии.
Всего есть четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В чистом виде они практически не встречаются: есть один-два доминирующих, то есть наиболее ярко выраженных, остальные два-три проявляются менее ярко.
<<Форма демодоступа>>
Холерик
Дети-холерики с трудом справляются с собственными эмоциями. Они активны, общительны, эмоциональны, раздражительны, подвержены частой смене настроения, любят руководить, организовывать и направлять. Быстро загораются идеей, но могут сразу же бросить, если не получается, или хотя бы не дойти до составления плана. Часто быстро говорят, проглатывают окончания и не договаривают фразы, потому что торопятся. Могут допускать ошибки не потому, что не знают, а из-за спешки.
Советы родителям
- Оформите разнообразный режим дня с указанием времени на предметы, перерывы, игры, чтобы ребёнок не бросал дела и не забывал про них.
- Меняйте деятельность: ребёнок может в свободное время сначала посидеть в телефоне, а потом, например, выйти прогуляться для эмоциональной разгрузки.
- Помогите понимать эмоции — спросите, что ребёнок чувствует, и проговаривайте это. Например, «Ты сейчас злишься» — такой подход поможет ребёнку развивать эмоциональный интеллект.
- Занимайтесь творчеством — лепите, рисуйте, конструируйте, клейте, вырезайте — для развития усидчивости в доступном формате.
- Играйте с остановками, например «Море волнуется раз…» для развития затормаживающих процессов.
<<Перелинковка>>
Сангвиник
Дети-сангвиники эмоциональны, уравновешенны, активны, любознательны, жизнерадостны, достаточно легко адаптируются к новым местам и обстановкам, не сидят на месте, легко находят общий язык со всеми, в том числе с лидерами. Часто развиваются быстрее сверстников, потому что интересуются всем на свете. Обычно задают много вопросов, чем могут раздражать взрослых. Легко поддаются влиянию: позитивному и негативному.
Советы родителям
- Учить доводить начатое до конца, например полностью собирать пазл или раскрашивать картину по номерам.
- Играть в паре, например с родителем или одноклассником, для удовлетворения потребности в общении.
- Использовать больше материалов: проводить эксперименты с водой, песком, глиной, тестом, чтобы постепенно развивать кругозор.
Флегматик
Дети-флегматики невозмутимы, спокойны, добры, упрямы, постоянны, целеустремлённы, медлительны, безэмоциональны, уравновешены. Часто любят спать и проводить время в тишине. Не умеют делиться впечатлениями и переживаниями с окружающими. На уроках часто не успевают за темпом класса.
Советы родителям
- Играть в спортивные игры на скорость, например «Кто быстрее?», чтобы развивать быстроту действий и мышления.
- Заниматься с мелкими деталями, например делать аппликации из рваных кусочков цветной бумаги, чтобы снимать напряжение.
- Оставлять ребёнку чуть больше времени на домашние задания.
- Использовать сюжетно-ролевые игры для развития навыков общения и взаимодействия.
<<Форма аттестации>>
Меланхолик
Дети-меланхолики застенчивы, робки, ранимы, рассеяны, аккуратны, старательны, ответственны, тревожны, замкнуты, нерешительны, впечатлительны. Чувствительны к тону собеседника, с трудом привыкают к новому. Всё принимают близко к сердцу. Не понимают, как проявлять свои чувства и эмоции.
Советы родителям
- Хвалить с пояснением, за что, например: «Ты сегодня отлично потрудился — помог мне убраться на кухне».
- Использовать пантомимы и театр, например кукольный или теней, чтобы развивать коммуникативные навыки.
- Играть в игры на внимание, например «Что пропало?».
- Не переставлять и не перекладывать учебные предметы без ведома ребёнка.