Не унифицировать учеников: метод «Школа-парк»
Система, в которой школьники учатся с помощью договора, сотрудничества и рефлексии, называется «Школа-парк». Мы поговорили с кандидатом педагогических наук, координатором и консультантом школ-парков России Ольгой Леонтьевой о методике и её эффективности.
- 11.6.2024
- Время чтения:5 минут
Школа — это место, где человек сталкивается с системой. Чем методика в этом отношении отличается от классно-урочной школы?
Школа-парк — концепция, разработанная моим отцом, Милославом Балабаном. Изначально он занимался анализом истории школ и системы образования и задавался вопросом: почему реформы в этой области происходят постоянно, но при этом ничего не меняется? Он пришёл к выводу, что ответственность за это лежит на структуре школы как института.
Сейчас большинство воспринимает школу как пространство с программами, одновозрастными классами и уроками. Милослав Балабан назвал её классно-урочной. В таких школах также часто есть система внешних наград и наказаний, проверка одинаковости результатов и знания, которые в нужное время воспроизводят некоторую информацию — например, на тестах или диктантах.
Но учатся дети не столько школьным предметам, сколько другим, менее позитивным вещам. Например, что сильный имеет право наказать слабого, командовать им. Что решение ребёнка мало кому интересно. Что сейчас жизнь малозначима по сравнению с будущей: когда ребёнок окончит школу, он сможет заниматься чем угодно, а сейчас можно потерпеть. А это целых 11–16 лет.
Милослав Балабан решил разрушить такую структуру и назвал новую школой-парком, по аналогии с технопарком. В ней каждый учится тому, что интересно сегодня. И управляется она общими решениями детей и взрослых. Причём голос ребёнка значит столько же, сколько и голос взрослого. Дети понимают, что в этом маленьком государстве от них зависит и счастье самого государства, и их личное. Основа методики — демократическое правило: «Свобода одного человека ограничивается только одним: свободой других людей».
<<Форма демодоступа>>
Чем отличаются уроки в такой системе?
Методика учит детей выбору. То, что ребёнок не умеет определять интересное для себя занятие, — миф, созданный классическими школами. Ребята с детства принимают тысячи решений: чем играть на детской площадке, с кем дружить, что делать дома. Но взрослые почему-то уверены, что лучше знают, как «правильно» выбирать. Разучить детей принимать решения и брать на себя ответственность очень легко. А это отражается на их будущем: в 11-м классе им сложно принять, что не родители и учителя выбирают их дальнейший путь.
Поэтому в школе-парке нет обязательных уроков: каждый ученик имеет право уйти из любого пространства, равно как и прийти в него. Сначала это сложно: некоторым нужны полгода-год, чтобы «расшколиться». Дети смотрят друг на друга, слушают, выбирают студии, в которые будут ходить. Взрослым бывает трудно принять выбор ребёнка, но мы обязаны его уважать. При этом не всегда всё идеально, и дети совершают ошибки. Но только так ученики начинают анализировать свои действия, искать путь. Кто-то поймёт: «Ой, жаль, что я не выбирал эту студию». Другой порадуется: «Хорошо, что я не пожалел на это своего времени!»
Какими должны быть педагоги, использующие такую методику?
Забавно, но сила в слабости. И в самости. Отлично справляются педагоги увлечённые, умеющие «заражать» самыми разными занятиями. Ещё каждому учителю важно уметь наблюдать за детьми, понимать то, что с ними происходит, принимать, как развиваются ученики сейчас. И уметь сотрудничать, не командуя.
Важно также, чтобы для педагога была первична ценность разнообразия ребят, а не их унифицирования. Чтобы учитель понимал, что знания и опыт не передаются, а по-своему выращиваются у каждого человека отдельно.
Как оцениваются школьники?
Оценивание — сложнейший процесс. В методике очень важны самооценка и рефлексия. Внешнее оценивание — это всегда прокрустово ложе, когда кто-то говорит другому: «Ты должен быть таким». Если тело не может быть одинаковым у разных людей, то почему составители единых программ думают, что интеллект — может? Интеллект устроен проще, чем тело?
Поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился оценивать сам себя. Адекватная самооценка — одно из базовых умений человека. Многие нарушения психики связаны с нарушением самоанализа и взаимодействия с внешним миром. Умение рефлексировать, анализировать свои действия должно быть развито в школьные годы.
В этом помогает социализация, которая составляет основу методики. Каждому даётся возможность для того, чтобы показать другим, что он делал, чему радовался, чем интересовался, что получилось или не удалось. Взрослые и ребята слушают друг друга, смотрят, принимают и обсуждают. Не выставляют отметки в виде похвалы или осуждения, а именно говорят, стараясь заинтересоваться тем, что делал другой человек. Так развивается и эмпатия.
<<Форма семейного образования>>
Как изменить метод кнута и пряника в образовании?
Метод нельзя исправить или изменить: его можно только убрать. Причём нужно удалить и то и другое. Когда кнут заменяют пряником, метод остаётся тем же: перестали наказывать и стали давать «конфетку» за что-то, и дети воспринимают отсутствие конфетки как кнут. То есть фактически ничего не меняется.
Значимой и для системы, и для ребёнка должна быть его самоценность, самооценка, которая складывается через взаимодействие со всем окружающим социумом.
Что происходит после учёбы в пространстве школы-парка?
Переход во взрослую жизнь всегда и для всех сложный, но после такой методики он проходит немного мягче, потому что структура такого пространства напоминает обычную жизнь с её рисками и ограничениями.
Тот, кто хотя бы год учился в таком свободном пространстве, довольно легко вписывается в самые разнообразные сообщества. Выпускники умеют принимать чужую помощь так же спокойно, как и отдавать свою, ведь в школе-парке — это норма, часть постоянного процесса учения в разных открытых на вход и выход пространствах.
Может ли такой формат в будущем применяться в большем числе образовательных проектов?
У каждого есть своя школа-парк, ведь сама жизнь и есть школа-парк. Она существует везде, где у людей есть возможность выбирать, у кого и чему учиться. Где можно принимать решения и быть уверенным, что они влияют на вашу жизнь.
Увеличение количества образовательных проектов, в которых взрослые осознанно создают большое разнообразие возможностей и не отбирают у детей право на выбор, — вопрос времени.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться