Праздник длиною в лето. Романтика и прагматика детских лагерей по методике Олега Газмана
Каникулы — возможность восстановить силы, развеяться после напряжённого учебного года и насладиться свободой от школы. Как отмечают психологи и педагоги, летний досуг должен быть осмысленным и продуманным, чтобы ребёнок получил от него максимум пользы. Разбираемся, как устроена методика организации детского отдыха советского и российского педагога Олега Газмана, который самым главным принципом воспитания считал уважение к самореализации и свободе ребёнка.
- 3.6.2024
- Время чтения:5 минут
Творческий путь педагога-новатора
Ещё в студенческие годы Олег Газман, как и многие комсомольцы, на каникулах работал вожатым в пионерлагере. После окончания педагогического института в Новосибирске в 1960-м и до 1963 года он был директором восьмилетней сельской школы в Новосибирской области. Когда в 1960-х на Черноморском побережье Краснодарского края открылся новаторский проект — Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», — Газмана позвали и туда: разрабатывать педагогическую систему лагеря и работать начальником летних смен.
После 1968 года Газман активно занимался научной деятельностью, работал аспирантом, преподавал в институте и заведовал лабораторией. Его всегда интересовало образование и детское развитие. С 1972 по 1985 год педагог-новатор совмещал науку с экспериментальным детским лагерем — подмосковным «Маяком», в котором отдыхали дети педагогических работников. Пока он заведовал работой «Маяка», успел защитить диссертацию о детских коллективах в 1974 году.
В период перестройки Газман переключился на школьное образование и принимал участие в разработке новой концепции обучения детей. В начале 1990-х стал советником министра образования Эдуарда Дмитриевича Днепрова. Именно благодаря Газману должность классного воспитателя была официально введена и оформлена в российских школах.
Особое место в педагогической деятельности Газмана занимали пионерские лагеря. В центре всех школьных идей Олега Газмана лежало стремление понять ребёнка как личность и помочь ему реализовать свой творческий, эмоциональный, душевный потенциал. Учёный считал, что учителя должны поддерживать и направлять детей, воспитывая в них самостоятельность, — в этом заключается идеал Газмановской педагогики свободы. Именно в детских лагерях «Орлёнок» и «Маяк» он пробовал идеи на практике. Позже методы Олега Газмана повлияли на общие принципы вожатского дела.
<<Форма демодоступа>>
Лагерь как особое пространство свободы
«Весь учебный год дети мечтают о каникулах, о лете. И главным образом о том, чего им недостаёт в городской жизни».
Олег Газман отмечал, что лето — это время, когда можно компенсировать то, чего не хватает детям в течение учебного года. Нельзя забывать, что каникулы — это настоящий, честно заработанный школьниками отпуск. Поэтому во всех активностях в лагере дети должны участвовать добровольно, опираясь на свой интерес. Несмотря на то что занятия придумывают педагоги и вожатые, ребята сами должны выбирать, как будет устроена жизнь их отряда в течение смены, какие у них будут обязанности и задачи, какие кружки они будут посещать.
Многие думают, что дать ребёнку жить «как хочется» — значит пустить всё на самотёк. И искренне считают, что это не приведёт ни к чему хорошему. Но опыт Газмана подтверждает, что дети сами не склонны к безделью: им нравится выполнять ответственные поручения, трудиться и узнавать новое. При тактичном и ненастойчивом вмешательстве взрослых все эти душевные порывы находят самое полезное применение. Необычные условия жизни, разнообразие видов деятельности и насыщенность общения с другими ребятами раскрывают в ребёнке те качества, которых он мог и сам раньше не замечать.
Вот несколько особенностей летнего отдыха, которые учитывал Газман при организации детских лагерей.
Увеличивать физическую активность
В школе приходится постоянно сидеть за партой, а дома — делать уроки, и в итоге почти все дети страдают от гиподинамии. Поэтому в «Орлёнке» и «Маяке» были очень востребованы спортивные занятия и подвижные игры. Газман рекомендовал предлагать ребёнку физические упражнения с разной степенью сложности — главное, чтобы ребёнок научился получать удовольствие от движения и выплёскивать свою энергию в спорт.
Больше играть
Игра — это ведущая деятельность на каникулах. В обычной жизни основное занятие школьника — учёба, но в лагере это меняется. Игра привносит в жизнь ребёнка новизну и творчество. Газман отмечал пользу познавательно-ролевых игр — сейчас их можно называть квестами на образовательные темы. В лагерях могут проводиться исторические, литературные, географические игры — все они позволяют эмоционально проникнуться отдельными сюжетами из школьных предметов.
Чтобы выполнять свою роль в игре, ребёнку потребуется разбираться в контексте — таким образом, чем интереснее задание, тем больше у детей мотивации узнавать что-то новое. Важно, чтобы занятие было интересным, динамичным и легко давалось детям. Навыки, которые школьники приобретают на таких мероприятиях, пригодятся им и в других сферах жизни.
<<Форма семейного образования>>
Общаться и узнавать новое
В лагере ребёнок попадает во временный коллектив — в такую группу, которая существует ограниченное и непродолжительное время. Тут дети живут без родителей и чувствуют себя самостоятельными, но в то же время многим малышам может стать одиноко или тревожно так далеко от дома.
Поэтому важно, чтобы в лагере была доброжелательная атмосфера. Здесь вожатый в каком-то смысле заменяет детям родителя, а отряд превращается в «семью, в которой каждому тепло и уютно». Педагоги проводят специальные игры и мероприятия, чтобы ребята побыстрее узнали друг друга.
Жизнь в отряде дарит школьникам новый опыт отношений в коллективе. Все решения принимаются сообща, дети сами принимают участие в создании законов и традиций, каждому даётся слово, и у каждого в этом мини-сообществе есть своя важная роль. Кроме того, приезжая из разных мест, ребята активно обмениваются знаниями и опытом, что обогащает и развивает.
Принимать участие в общем сборе
Один из элементов сплочения коллектива в лагере — общий сбор. Так называется первое общее собрание всего лагеря в начале смены, которое ведёт старший вожатый или руководитель. Для Газмана это не просто формальная линейка. Общий сбор — эмоционально значимое для всех событие, где разворачиваются дискуссии и споры о ценностях всех, кто приехал в лагерь на смену.
Здесь обсуждаются общие цели и программа действий, девиз смены (то есть ответ на вопрос «Чего мы ждём от себя и от лагеря?»). Важно, что вожатые задают рамки этому мероприятию, но не ограничивают его содержание — тут все общаются и принимают решения на равных: и дети, и взрослые.
Развивать самостоятельность
Самое главное, что происходит в лагере, организованном по методике Олега Газмана, — это опыт независимой жизни. И для малышей, и в особенности для старшеклассников очень важно самопознание и разностороннее саморазвитие. Газман верил, что это возможно, только если у детей есть свобода. Поэтому в лагере под присмотром и при поддержке вожатых дети сами выбирают правила, по которым будут жить всю смену, самостоятельно определяют степень своей ответственности.
Позиция взрослого в лагере — старший друг, товарищ, который всегда поможет, убережёт от опасности, но никогда не будет ругаться и заставлять что-то делать. С помощью такого подхода Газман старался создать для детей условия, в которых они смогут познавать мир и самих себя, воплощать в жизнь свои желания, научатся бережно относиться к окружающим и, конечно, фантазировать, сочинять и изобретать.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться