• Главная
  • Блог
  • Праздник длиною в лето. Романтика и прагматика детских лагерей по методике Олега Газмана

Праздник длиною в лето. Романтика и прагматика детских лагерей по методике Олега Газмана

Каникулы — возможность восстановить силы, развеяться после напряжённого учебного года и насладиться свободой от школы. Как отмечают психологи и педагоги, летний досуг должен быть осмысленным и продуманным, чтобы ребёнок получил от него максимум пользы. Разбираемся, как устроена методика организации детского отдыха советского и российского педагога Олега Газмана, который самым главным принципом воспитания считал уважение к самореализации и свободе ребёнка.

Творческий путь педагога-новатора

Ещё в студенческие годы Олег Газман, как и многие комсомольцы, на каникулах работал вожатым в пионерлагере. После окончания педагогического института в Новосибирске в 1960-м и до 1963 года он был директором восьмилетней сельской школы в Новосибирской области. Когда в 1960-х на Черноморском побережье Краснодарского края открылся новаторский проект — Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», — Газмана позвали и туда: разрабатывать педагогическую систему лагеря и работать начальником летних смен.

После 1968 года Газман активно занимался научной деятельностью, работал аспирантом, преподавал в институте и заведовал лабораторией. Его всегда интересовало образование и детское развитие. С 1972 по 1985 год педагог-новатор совмещал науку с экспериментальным детским лагерем — подмосковным «Маяком», в котором отдыхали дети педагогических работников. Пока он заведовал работой «Маяка», успел защитить диссертацию о детских коллективах в 1974 году.

В период перестройки Газман переключился на школьное образование и принимал участие в разработке новой концепции обучения детей. В начале 1990-х стал советником министра образования Эдуарда Дмитриевича Днепрова. Именно благодаря Газману должность классного воспитателя была официально введена и оформлена в российских школах.

Особое место в педагогической деятельности Газмана занимали пионерские лагеря. В центре всех школьных идей Олега Газмана лежало стремление понять ребёнка как личность и помочь ему реализовать свой творческий, эмоциональный, душевный потенциал. Учёный считал, что учителя должны поддерживать и направлять детей, воспитывая в них самостоятельность, — в этом заключается идеал Газмановской педагогики свободы. Именно в детских лагерях «Орлёнок» и «Маяк» он пробовал идеи на практике. Позже методы Олега Газмана повлияли на общие принципы вожатского дела.

<<Форма демодоступа>>

Лагерь как особое пространство свободы

«Весь учебный год дети мечтают о каникулах, о лете. И главным образом о том, чего им недостаёт в городской жизни».

Олег Газман отмечал, что лето — это время, когда можно компенсировать то, чего не хватает детям в течение учебного года. Нельзя забывать, что каникулы — это настоящий, честно заработанный школьниками отпуск. Поэтому во всех активностях в лагере дети должны участвовать добровольно, опираясь на свой интерес. Несмотря на то что занятия придумывают педагоги и вожатые, ребята сами должны выбирать, как будет устроена жизнь их отряда в течение смены, какие у них будут обязанности и задачи, какие кружки они будут посещать.

Многие думают, что дать ребёнку жить «как хочется» — значит пустить всё на самотёк. И искренне считают, что это не приведёт ни к чему хорошему. Но опыт Газмана подтверждает, что дети сами не склонны к безделью: им нравится выполнять ответственные поручения, трудиться и узнавать новое. При тактичном и ненастойчивом вмешательстве взрослых все эти душевные порывы находят самое полезное применение. Необычные условия жизни, разнообразие видов деятельности и насыщенность общения с другими ребятами раскрывают в ребёнке те качества, которых он мог и сам раньше не замечать.

Вот несколько особенностей летнего отдыха, которые учитывал Газман при организации детских лагерей.

Увеличивать физическую активность

В школе приходится постоянно сидеть за партой, а дома — делать уроки, и в итоге почти все дети страдают от гиподинамии. Поэтому в «Орлёнке» и «Маяке» были очень востребованы спортивные занятия и подвижные игры. Газман рекомендовал предлагать ребёнку физические упражнения с разной степенью сложности — главное, чтобы ребёнок научился получать удовольствие от движения и выплёскивать свою энергию в спорт.

Больше играть

Игра — это ведущая деятельность на каникулах. В обычной жизни основное занятие школьника — учёба, но в лагере это меняется. Игра привносит в жизнь ребёнка новизну и творчество. Газман отмечал пользу познавательно-ролевых игр — сейчас их можно называть квестами на образовательные темы. В лагерях могут проводиться исторические, литературные, географические игры — все они позволяют эмоционально проникнуться отдельными сюжетами из школьных предметов.

Чтобы выполнять свою роль в игре, ребёнку потребуется разбираться в контексте — таким образом, чем интереснее задание, тем больше у детей мотивации узнавать что-то новое. Важно, чтобы занятие было интересным, динамичным и легко давалось детям. Навыки, которые школьники приобретают на таких мероприятиях, пригодятся им и в других сферах жизни.

<<Форма семейного образования>>

Общаться и узнавать новое

В лагере ребёнок попадает во временный коллектив — в такую группу, которая существует ограниченное и непродолжительное время. Тут дети живут без родителей и чувствуют себя самостоятельными, но в то же время многим малышам может стать одиноко или тревожно так далеко от дома.

Поэтому важно, чтобы в лагере была доброжелательная атмосфера. Здесь вожатый в каком-то смысле заменяет детям родителя, а отряд превращается в «семью, в которой каждому тепло и уютно». Педагоги проводят специальные игры и мероприятия, чтобы ребята побыстрее узнали друг друга.

Жизнь в отряде дарит школьникам новый опыт отношений в коллективе. Все решения принимаются сообща, дети сами принимают участие в создании законов и традиций, каждому даётся слово, и у каждого в этом мини-сообществе есть своя важная роль. Кроме того, приезжая из разных мест, ребята активно обмениваются знаниями и опытом, что обогащает и развивает.

Принимать участие в общем сборе

Один из элементов сплочения коллектива в лагере — общий сбор. Так называется первое общее собрание всего лагеря в начале смены, которое ведёт старший вожатый или руководитель. Для Газмана это не просто формальная линейка. Общий сбор — эмоционально значимое для всех событие, где разворачиваются дискуссии и споры о ценностях всех, кто приехал в лагерь на смену.

Здесь обсуждаются общие цели и программа действий, девиз смены (то есть ответ на вопрос «Чего мы ждём от себя и от лагеря?»). Важно, что вожатые задают рамки этому мероприятию, но не ограничивают его содержание — тут все общаются и принимают решения на равных: и дети, и взрослые.

Развивать самостоятельность

Самое главное, что происходит в лагере, организованном по методике Олега Газмана, — это опыт независимой жизни. И для малышей, и в особенности для старшеклассников очень важно самопознание и разностороннее саморазвитие. Газман верил, что это возможно, только если у детей есть свобода. Поэтому в лагере под присмотром и при поддержке вожатых дети сами выбирают правила, по которым будут жить всю смену, самостоятельно определяют степень своей ответственности.

Позиция взрослого в лагере — старший друг, товарищ, который всегда поможет, убережёт от опасности, но никогда не будет ругаться и заставлять что-то делать. С помощью такого подхода Газман старался создать для детей условия, в которых они смогут познавать мир и самих себя, воплощать в жизнь свои желания, научатся бережно относиться к окружающим и, конечно, фантазировать, сочинять и изобретать.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован