Праздник длиною в лето. Романтика и прагматика детских лагерей по методике Олега Газмана

Каникулы — возможность восстановить силы, развеяться после напряжённого учебного года и насладиться свободой от школы. Как отмечают психологи и педагоги, летний досуг должен быть осмысленным и продуманным, чтобы ребёнок получил от него максимум пользы. Разбираемся, как устроена методика организации детского отдыха советского и российского педагога Олега Газмана, который самым главным принципом воспитания считал уважение к самореализации и свободе ребёнка.

  • 26
    .
    05
    .
    2022
  • Время чтения:

    3 минуты

Олег Семёнович Газман (1936–1996)

Педагог-реформатор, учёный, активный участник коммунарского движения, поэт и композитор, автор песен для детей. Его идеи легли в основу педагогических систем двух известных пионерских лагерей — «Орлёнка» и «Маяка».

Творческий путь педагога-новатора

Ещё в студенческие годы Олег Газман, как и многие комсомольцы, на каникулах работал вожатым в пионерлагере. После окончания педагогического института в Новосибирске в 1960-м и до 1963 года он был директором восьмилетней сельской школы в Новосибирской области. Когда в 1960-х на Черноморском побережье Краснодарского края открылся новаторский проект — Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», — Газмана позвали и туда: разрабатывать педагогическую систему лагеря и работать начальником летних смен.

После 1968 года Газман активно занимался научной деятельностью, работал аспирантом, преподавал в институте и заведовал лабораторией. Его всегда интересовало образование и детское развитие. С 1972 по 1985 год педагог-новатор совмещал науку с экспериментальным детским лагерем — подмосковным «Маяком», в котором отдыхали дети педагогических работников. Пока он заведовал работой «Маяка», успел защитить диссертацию о детских коллективах в 1974 году.

В годы перестройки Газман переключился на школьное образование и принимал участие в разработке новой концепции обучения детей. В начале 1990-х стал советником министра образования Эдуарда Дмитриевича Днепрова. Именно благодаря Газману должность классного воспитателя была официально введена и оформлена в российских школах.

Особое место в педагогической деятельности Газмана занимали пионерские лагеря. В центре всех школьных идей Олега Газмана лежало стремление понять ребёнка как личность и помочь ему реализовать свой творческий, эмоциональный, душевный потенциал. Учёный считал, что учителя должны поддерживать и направлять детей, воспитывая в них самостоятельность, — в этом заключается идеал Газмановской педагогики свободы. Именно в детских лагерях «Орлёнок» и «Маяк» он пробовал идеи на практике. Позже методы Олега Газмана повлияли на общие принципы вожатского дела.

Лагерь как особое пространство свободы

«Весь учебный год дети мечтают о каникулах, о лете. И главным образом о том, чего им недостаёт в городской жизни».

Олег Газман отмечал, что лето — это время, когда можно компенсировать то, чего не хватает детям в течение учебного года. Нельзя забывать, что каникулы – это настоящий, честно заработанный школьниками отпуск. Поэтому всё, чем дети занимаются в лагере, должно быть добровольно и интересно им. Несмотря на то что занятия придумывают педагоги и вожатые, ребята сами должны выбирать, как будет устроена жизнь их отряда в течение смены, какие у них будут обязанности и задачи, какие кружки они будут посещать.

Многие думают, что дать ребёнку жить «как хочется» — значит пустить всё на самотёк, что не приведёт ни к чему хорошему. Но опыт Газмана подтверждает, что дети сами не склонны к безделью, им нравится выполнять ответственные поручения, трудиться и узнавать новое. При тактичном и ненастойчивом вмешательстве взрослых все эти душевные порывы находят самое полезное применение. Необычные условия жизни, разнообразие видов деятельности и насыщенность общения с другими ребятами раскрывают в ребёнке те качества, которые он мог и сам раньше не замечать. 

Познакомимся с особенностями летнего отдыха, которые учитывал Газман при организации детских лагерей:

  • Увеличивать физическую активность 

В школе приходится постоянно сидеть за партой, а дома — делать уроки, и в итоге почти все дети страдают от гиподинамии. Поэтому в «Орлёнке» и «Маяке» были очень востребованы спортивные занятия и подвижные игры. Газман рекомендовал предлагать ребёнку физические упражнения с разной степенью сложности — главное, чтобы ребёнок научился получать удовольствие от движения и выплёскивать свою энергию в спорт. 

  •  Больше играть

Игра — это ведущая деятельность на каникулах. В обычной жизни основное занятие школьника — учёба, но в лагере это меняется. Игра привносит в жизнь ребёнка новизну и творчество. Газман отмечал пользу познавательно-ролевых игр — сейчас их можно называть квестами на образовательные темы. В лагерях могут проводиться исторические, литературные, географические игры — все они позволяют эмоционально проникнуться отдельными сюжетами из школьных предметов. 

Чтобы выполнять свою роль в игре, ребёнку потребуется разбираться в контексте — таким образом, чем интереснее задание, тем больше у детей мотивации узнавать что-то новое. Важно, чтобы занятие было интересным, динамичным и легко давалось детям. Навыки, которые школьники приобретают на таких мероприятиях, пригодятся им и в других сферах жизни. 

  • Общаться и узнавать новое 

В лагере ребёнок попадает во временный коллектив — в такую группу, которая существует ограниченное и непродолжительное время. Тут дети живут без родителей и чувствуют себя самостоятельными, но в то же время многим малышам может стать одиноко или волнительно так далеко от дома. 

Поэтому важно, чтобы в лагере была доброжелательная атмосфера. Здесь вожатый в каком-то смысле заменяет детям родителя, а отряд превращается в «семью, в которой каждому было бы тепло и уютно». Педагоги проводят специальные игры и мероприятия, чтобы ребята побыстрее узнали друг друга. 

Жизнь в отряде дарит школьникам новый опыт отношений в коллективе. Все решения принимаются сообща, дети сами принимают участие в создании законов и традиций, каждому даётся слово, и у каждого в этом мини-сообществе есть своя важная роль. Кроме того, приезжая из разных мест, ребята активно обмениваются знаниями и опытом, что обогащает и развивает.

  • Принимать участие в общем сборе

Один из элементов сплочения коллектива в лагере — общий сбор. Так называется первое общее собрание всего лагеря в начале смены, которое ведёт старший вожатый или руководитель. Для Газмана это не просто формальная линейка. Общий сбор — эмоционально значимое для всех событие, где разворачиваются дискуссии и споры о ценностях всех, кто приехал в лагерь на смену. 

Здесь обсуждаются общие цели и программа действий, девиз смены (то есть ответ на вопрос «Чего мы ждём от себя и от лагеря?»). Важно, что вожатые задают рамки этому мероприятию, но не ограничивают его содержание — тут все общаются и принимают решения на равных: и дети, и взрослые.

  • Развивать самостоятельность

Самое главное, что происходит в лагере, организованном по методике Олега Газмана, — это опыт независимой жизни. И для малышей, и в особенности для старшеклассников очень важно самопознание и разностороннее саморазвитие. Газман верил, что это возможно, только если у детей есть свобода. Поэтому в лагере под присмотром и при поддержке вожатых дети сами выбирают правила, по которым будут жить всю смену, самостоятельно определяют степень своей ответственности. 

Позиция взрослого в лагере — старший друг, товарищ, который всегда поможет, убережёт от опасности, но никогда не будет заставлять что-то делать и ругаться. С помощью такого подхода Газман старался создать для детей условия, в которых они смогут познавать мир и самих себя, воплощать в жизнь свои желания, научатся бережно относиться к окружающим и, конечно, фантазировать, сочинять и изобретать. 

Иллюстрация: Svitlana Holovei / Dribbble

<<Форма аттестации>>

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться