Зачем учиться мотивации
Умение уверенно и аргументированно доказывать свою позицию пригодится в жизни не раз. В школе оно поможет делать эффектные доклады и презентации, а во взрослой жизни — добиться успеха:
- в управленческой деятельности, чтобы мотивировать сотрудников работать эффективнее;
- в бизнесе, чтобы в лучшем свете представить свой продукт инвесторам и покупателям;
- в политике, чтобы получать как можно больше голосов избирателей;
- в общественной деятельности, чтобы привлечь к своей работе как можно больше людей.
Даже если ваш ребёнок не планирует связывать свою жизнь с одной из этих сфер, ему всё равно будет полезно знать, как работают механизмы мотивации. Зачем — расскажем в конце статьи. А сейчас предоставим слово профессору Монро.
Шаг 1. Привлеките внимание
От того, насколько ярким будет вступление, напрямую зависит, будут ли люди слушать ваш доклад. Можно начать речь с неожиданного вопроса, рассказать интересную историю или просто пошутить. А затем необходимо дать аудитории понять, зачем вы здесь, какую мысль хотите донести. Пока только в общих чертах.
Шаг 2. Обозначьте остроту темы
Теперь, когда вы завладели вниманием и обозначили проблему, важно доказать её важность. Лучше всего помогут факты: красноречивая статистика, описание реальных происшествий. Каждый слушатель должен почувствовать: проблема не просто существует, она касается или скоро коснётся его лично.
Главная задача на этом этапе — взволновать аудиторию, дать ей почувствовать себя некомфортно. Сгущайте краски, но не до абсурда, будьте эмоциональны, но не переигрывайте — тогда вас воспримут всерьёз.
Шаг 3. Предложите решение
Пора переходить к главному — рассказать о вашей идее, которая поможет всё изменить.
- Обсудите факты: начните с тех, с которыми нельзя не согласиться. Это поможет слушателям почувствовать, что вы на одной стороне.
- Чётко сформулируйте свою идею и постарайтесь убедить аудиторию в её эффективности. Опирайтесь на статистику, результаты исследований, опыт решения подобных ситуаций.
- Подводите итоги после каждого аргумента, чтобы создать у слушателей целостную картину.
- Заранее продумайте возможные возражения и подготовьте контраргументы. Если вы сами ответите на ещё не заданные вопросы скептиков, ваша речь будет ещё более убедительной.
<<Форма демодоступа>>
Шаг 4. Опишите будущее
Подробно расскажите слушателям, как улучшится ситуация, если действовать по вашему плану, или как будет плохо, если отвергнуть его. Можно сыграть на контрасте: вначале описать печальный исход, а потом в позитивных тонах рассказать, что произойдёт после воплощения чего? Кажется там было "вашей идеи".
Главное, чтобы картины будущего, как плохого, так и хорошего, выглядели реалистично.
Шаг 5. Призовите к действию
Финал должен быть коротким и ярким. Сообщите слушателям, что они могут сделать прямо сейчас. На этом этапе уже не нужно агитировать и убеждать: если ранее вы всё сделали правильно, публика осознала важность проблемы и как можно на неё повлиять. Теперь нужно, чтобы каждый слушатель почувствовал, что решение остаётся за ним. Поэтому финал должен быть открытым: предоставьте публике свободу выбора — действовать по вашему плану или оставить всё как есть.
Резюме
В методе Монро не было ничего новаторского: ораторы пользовались этими приёмами ещё во времена Древней Греции и Рима. Заслуга американского профессора в том, что он соединил их в последовательность, которая при должной подготовке работает почти безотказно.
С момента изобретения мотивационной методики Монро прошло уже 90 лет, и она уже успела стать классикой. Это не мешает политикам, бизнесменам и общественным деятелям успешно ей пользоваться. Ведь механизмы воздействия на людские умы неизменны — меняется лишь форма подачи. Потому что главное в искусстве мотивации — ненавязчивость: не позволить человеку почувствовать, что его пытаются мотивировать.
Вот и ответ на вопрос в начале статьи: каждому человеку полезно знать, как работают мотивационные приёмы, чтобы уметь распознавать их, воспринимать осознанно и не позволить ввести себя в заблуждение.