Чрезмерная нагрузка
Избрав альтернативный путь, родители нередко стремятся расписать день ребёнка по минутам. Ведь в школе он проводил по 5–8 часов! Но взрослые забывают, что непосредственно учебный процесс занимает от силы 3–4 часа. Всё остальное время — перемены, игры с одноклассниками, пересчитывание ворон за окном.
Чрезмерная нагрузка, да ещё под строгим контролем приводит не к суперзнаниям, а к отторжению учёбы. Эффективность освоения школьных предметов начинает стремиться к нулю.
Совет «Домашней школы Фоксфорда»
Составляя расписание, не забывайте про отдых. У ребёнка должно быть свободное время, когда он может заниматься тем, что нравится ему, а не маме с папой. Время от времени необходимы дни полностью свободные от учёбы. У нас в «Фоксфорде» это воскресенье, а в 5–7 классах выходной есть ещё и в середине недели.
Зацикленность на оценках
В эру ЕГЭ баллы важны, но не стоит воспринимать любую двойку как провал всей затеи хоумскулинга. Напротив, философия семейного обучения предполагает стремление к реальным знаниям, а не к цифрам. Именно ради этого многие родители забирают детей из массовой школы.
Совет «Домашней школы Фоксфорда»
Дайте ребёнку право на ошибку. Никакой катастрофы не произойдёт, если пяти-, шести- и даже семиклассник провалит контрольную. Это опыт, который обычно позволяет подростку стать самостоятельнее и ответственнее. В нашей школе детям не ставят отметки по пятибалльной шкале. Мониторить эффективность обучения родителям помогают проценты выполнения заданий и набранные за них баллы.
Отсутствие профориентации
Школьная программа довольно обширна и усложняется от года к году. Если в 5 классе быть круглым отличником довольно легко, то к 7-8 это по силам единицам. Но некоторые родители хотят видеть своё чадо медалистом и настаивают, чтобы подросток делал упор сразу на все предметы. Как результат — физическое и моральное истощение.
Совет «Домашней школы Фоксфорда»
Учитывайте интересы ребёнка! Позвольте ему сосредоточиться на двух-трёх предметах, которые пригодятся в будущей профессиональной реализации. Остальные дисциплины можно изучать без амбиций по поводу оценок. В нашей школе это реализуется через разработку индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся.
Отсутствие правил
Семейное образование — это свобода! Никаких санкций за «грязь в тетради» и пререканий с педагогами. Можно учиться так, как нравится, по каким угодно программам и в любом режиме.
Но нельзя, чтобы ребёнок думал, будто не существует вообще никаких правил. Важно приучать ребёнка к дисциплине в её истинном значении. То есть к умению контролировать поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно в данный момент.
Совет «Домашней школы Фоксфорда»
Учитесь договариваться с ребёнком. Устанавливайте правила, не приказывайте и не кричите. Если что-то запрещаете, всегда объясняйте почему. При переходе на семейное образование важно, чтобы первое время рядом с ребёнком был авторитетный взрослый. У нас ученики находятся под присмотром опытных кураторов, которые контролируют посещаемость и успеваемость ребят.
Отсутствие личного примера
В выражении «семейное обучение» ключевое слово «семейное». Выбрав этот путь, нужно быть готовым, что всем членам семьи придётся изучать новое, менять мировоззрение и привычки. Это совсем не то же самое, что изредка помогать ребёнку с уроками, которые задали в школе. Это путь развития, требующий интенсивной работы над собой.