Что такое кейс-стади
Кейс 一 описание конкретной ситуации, в которой есть проблема и задачи.
Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.
Такая методика обучения берёт свои корни в юриспруденции, где студенты изучают тонну прецедентов (решение суда по определённому делу в прошлом, которое имеет правовую силу). Из юриспруденции такой метод обучения перешёл в бизнес, медицину и другие направления, где важно изучать практический опыт из прошлого.
Кейсы в некотором смысле похожи на классические задачи. При этом у кейсов есть важное отличие и преимущество. В задачах, как правило, есть единственно правильный ответ и путь решения.
У кейсов много альтернативных путей и решений.
Например, в задаче «Сколько будет два плюс два» есть единственное решение: четыре. В кейсе про решение конфликта между друзьями их намного больше.
Характеристика и специфика метода кейс-стади
Ключевая особенность метода кейс-стади заключается в том, что он позволяет глубоко изучить единичный случай в его естественном контексте.
Одна из важнейших характеристик кейс-стади — ориентация на практическое применение. Этот метод помогает не просто усвоить теоретические знания, но и развивать аналитические и критические навыки через разбор реальных или смоделированных ситуаций.
В отличие от традиционных методов обучения и исследования, кейс-стади не ограничивается сбором фактов.
<<Сноска | Как научить ребёнка успевать решать задания на время | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-vypolnyat-zadaniya-s-limitom-vremeni>>
Основное внимание уделяется поиску решений, обсуждению альтернатив и выработке оптимальных стратегий поведения.
Еще одна особенность метода — многогранность анализа. Он может сочетать качественные и количественные данные, использовать интервью, наблюдения, документы и отчеты. Такая гибкость делает кейс-стади востребованным инструментом как в академической среде, так и в бизнесе, социологии и менеджменте.
Важным аспектом является и групповая работа. Дискуссии, коллективный поиск решений и обмен мнениями способствуют формированию коммуникативных и лидерских качеств участников.
<<Форма демодоступа>>
Разновидности кейсов
Метод кейс-стади включает в себя несколько разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности и задачи. Выбор конкретного типа зависит от целей обучения и уровня подготовки учеников.
- Описательный кейс. В нём подробно представлена конкретная ситуация, без готового решения. Участникам предлагается проанализировать факты и предложить собственный вариант выхода из сложившихся обстоятельств.
- Проблемный кейс. В этом варианте акцент делается на наличии конфликта или сложной дилеммы. Важно не просто описать ситуацию, а выявить корень проблемы и обосновать выбор наилучшего решения среди нескольких альтернатив.
- Иллюстративный кейс, который используется для закрепления теоретических знаний. Он помогает на практике увидеть, как те или иные концепции работают в реальной жизни, и понять, какие последствия может иметь их применение.
- Исследовательский кейс. Такой формат предполагает самостоятельный сбор и анализ информации. Участники разрабатывают гипотезы, ищут подтверждающие или опровергающие данные и формируют выводы на основе проведённого исследования.
<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>
Использование кейс-стади в обучении
Важно сказать, что кейс-стади не является основой всего обучения, но может стать дополнением к лекционной части занятий. На занятиях классического формата, где преподаватель или родитель рассказывает теорию, ученики получают необходимую информацию, которую потом будут использовать в решении кейса.
Например, этот кейс можно использовать на уроках географии или обществознания, где проходят демографическую политику в разных странах. Приведём один из примеров кейса.
Встречаются два человека, которые не виделись два года.
— Привет! Я так рад тебя видеть. Тебя просто не узнать. У тебя новый «Мерседес», а два года назад был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.
— А у тебя всё старенький «Пежо».
— Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!
— Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей, и ждём пятого.
После того как ребёнок прочитал этот диалог, задайте ему несколько вопросов:
- В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?
- Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображённая в этой ситуации?
<<Сноска | Как учить языки детям на школьном обучении | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-pravilno-uchit-detey-inostrannym-yazykam>>
Чтобы подобрать подходящие кейсы для учёбы ребёнка, важно присмотреться к следующим характеристикам:
- Кейс должен соответствовать навыкам, возрасту и знаниям ребёнка.
- Ребёнку должно быть понятно, зачем ему нужен этот кейс — будь то какая-то проблема в мире или в его личной жизни.
- В кейсе используются достоверные факты.
- У описываемой ситуации должен быть проблемный характер — идеально, если у этой проблемы несколько решений.
- Кейс должен быть увлекательным и интересным: у истории должна быть эмоциональная окраска, композиция и потенциальный вывод, к которому могут прийти студенты.
Например, учительница предложила рассказать младшеклассникам про правила поведения в лесу и заботу о животных через обсуждения отрывка из журнала «Юный натуралист». В нём сын егеря увидел лосиху с лосятами в лесу и спугнул их. Один из лосят последовал за мамой, а второй спал и, проснувшись, увязался с мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Главная задача этого кейса — понять, как можно было бы поступить в этой ситуации и почему мальчик столкнулся с неприятными последствиями. Это хороший кейс, потому что в нём есть проблематика — мальчик мог поступить по-разному; есть эмоциональная окраска — для детей такого возраста очень важны детско-родительские отношения; он соответствует эмоциональным и интеллектуальным навыкам ребёнка в начальной школе.
<<Форма семейного образования>>
Как родитель может научить ребёнка решать кейс-стади
Напомним, что кейс-стади — всего лишь один из способов решать проблемы, с которыми человек сталкивается прямо сейчас или увидит в ближайшем будущем.
Однако в кейсах содержится много важных навыков, которые можно тренировать по отдельности. Они помогут и в практических задачах, и в других жизненных ситуациях, где нужно принимать решения. В процессе изучения темы соединяются теоретические знания, личные качества, навыки коммуникации, логики и концентрации (на решение кейсов всегда есть ограничение по времени). А также развиваются:
- Критическое мышление и информационная грамотность. Для любого человека в XXI веке важно уметь ориентироваться в информации и уметь её проверять. Даже в кейсах встречается заведомо ложная информация, которая научит ребёнка анализировать каждый факт из задач и жизни в целом.
- Творческий подход к знанию. Даже «сухая» теория нужна нам для того, чтобы использовать её в той или иной ситуации в жизни. Но часто бывает, что знания копятся или быстро забываются. Кейсы помогут перенести школьные знания в ежедневное пространство и не дать им так навсегда остаться неинтересными фактами.
- Вариативность решений. В реальной жизни очень редко бывает единственно правильный ответ. Часто решение ситуации зависит от множества факторов, которые во многом ещё и индивидуальны. Для детей это может быть неочевидно: в большинстве ситуаций они зависят от мнения родителей, учителей и других авторитетных взрослых, чьё мнение принимается за единственно верное. Кейсы научат детей самостоятельно взвешивать все факты и принимать решения.
Плюсы и минусы технологии кейс-стади
Преимущества кейс-стади
Метод кейс-стади обладает рядом неоспоримых преимуществ, благодаря которым он широко применяется в образовании:
- Способствует формированию у участников навыков практического мышления. Анализ конкретных ситуаций позволяет научиться сопоставлять теорию с реальными обстоятельствами и принимать обоснованные решения.
- Развитие аналитических и критических способностей. Работа с кейсами требует всестороннего рассмотрения проблемы, выявления ключевых факторов и оценки возможных последствий выбранных стратегий.
- Развивает навыки командной работы. Совместный разбор кейса побуждает к обмену мнениями, аргументации своей точки зрения и коллективному поиску оптимального выхода из сложной ситуации.
- Учитывает индивидуальный опыт участников. Каждый может внести в обсуждение собственные знания и взгляды, что обогащает процесс обучения.
- Гибкость применения. Кейс-стади можно адаптировать под различные дисциплины и уровни подготовки, использовать как для обучения, так и для оценки знаний.
<<Сноска | Учимся аналитическому чтению: 6 эффективных приёмов | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/uchimsya-analiticheskomu-chteniyu>>
Недостатки кейс-стади
Несмотря на широкую популярность и очевидные достоинства, метод кейс-стади имеет и определённые ограничения, которые важно учитывать при его применении:
- Высокая зависимость от качества самого кейса. Если ситуация описана поверхностно или содержит недостаточно информации, то эффективность анализа значительно снижается.
- Требует значительных временных затрат. Для глубокого изучения кейса участникам необходимо внимательно изучить материалы, обсудить их в группе и выработать обоснованное решение. Это может быть затруднительно при ограниченном времени обучения.
- Не всегда обеспечивает достаточную степень объективности. Участники могут сосредоточиться на отдельных деталях, упуская из виду более широкие аспекты проблемы.
- Субъективность интерпретации данных. Разные группы или специалисты могут по-разному трактовать одни и те же факты, что затрудняет выработку единого решения или универсального вывода.
- Ограниченность в генерализации полученных результатов. Рекомендации и выводы, сделанные на основе одного кейса, не всегда применимы к другим ситуациям.
- Не все участники готовы к активной работе в группе и открытым дискуссиям. Для некоторых студентов или сотрудников такой формат может быть психологически некомфортным.
Иллюстрация: 4rmvn for Duxica / Dribbble


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни