Как научить ребёнка учиться по принципу кейс-стади
В школе на уроках часто бывает много теории и скучных знаний, которые хоть и понадобятся в будущем, но могут быть совсем не интересны ребёнку. Такую важную, но сложную информацию проще запоминать через разбор кейсов — задач, в которых нужно найти решение проблематичных ситуаций. Рассказываем подробнее про полезный формат и объясняем, как научить ребёнка применять его в школе.
- 13.9.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое кейс-стади
Кейс 一 описание конкретной ситуации, в которой есть проблема и задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.
Такая методика обучения берёт свои корни в юриспруденции, где студенты изучают тонну прецедентов (решение суда по определённому делу в прошлом, которое имеет правовую силу). Из юриспруденции такой метод обучения перешёл в бизнес, медицину и другие направления, где важно изучать практический опыт из прошлого.
Кейсы в некотором смысле похожи на классические задачи. При этом у кейсов есть важное отличие — и преимущество. В задачах, как правило, есть единственно правильный ответ и путь решения. У кейсов много альтернативных путей и решений. Например, в задаче «Сколько будет два плюс два» есть единственное решение: четыре. В кейсе про решение конфликта между друзьями их намного больше.
<<Форма демодоступа>>
Зачем нужны кейсы в обучении
Важно сказать, что кейс-стади не является основой всего обучения, но может стать дополнением к лекционной части занятий. На занятиях классического формата, где преподаватель или родитель рассказывает теорию, ученики получают необходимую информацию, которую потом будут использовать в решении кейса.
Например, этот кейс можно использовать на уроках географии или обществознания, где проходят демографическую политику в разных странах. Приведём один из примеров кейса.
Встречаются два человека, которые не виделись два года.
— Привет! Я так рад тебя видеть. Тебя просто не узнать. У тебя новый «Мерседес», а два года назад был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.
— А у тебя всё старенький «Пежо».
— Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем всё обо мне? Твоя кузина сказала, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!
— Хочешь знать, в чём секрет моего благополучия? У меня четверо детей, и ждём пятого.
<<Форма семейного образования>>
После того как ребёнок прочитал этот диалог, задайте ему несколько вопросов:
- В какой стране могут вести такой диалог старинные друзья?
- К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?
- Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображённая в этой ситуации?
Чтобы подобрать подходящие кейсы для учёбы ребёнка, важно присмотреться к следующим характеристикам:
- Кейс должен соответствовать навыкам, возрасту и знаниям ребёнка.
- Ребёнку должно быть понятно, зачем ему нужен этот кейс — будь то какая-то проблема в мире или в его личной жизни.
- В кейсе используются достоверные факты.
- У описываемой ситуации должен быть проблемный характер — идеально, если у этой проблемы несколько решений.
- Кейс должен быть увлекательным и интересным: у истории должна быть эмоциональная окраска, композиция и потенциальный вывод, к которому могут прийти студенты.
Например, учительница предложила рассказать младшеклассникам про правила поведения в лесу и заботу о животных через обсуждения отрывка из журнала «Юный натуралист». В нём сын егеря увидел лосиху с лосятами в лесу и спугнул их. Один из лосят последовал за мамой, а второй спал и, проснувшись, увязался с мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.
Главная задача этого кейса — понять, как можно было бы поступить в этой ситуации и почему мальчик столкнулся с неприятными последствиями. Это хороший кейс, потому что в нём есть проблематика — мальчик мог поступить по-разному; есть эмоциональная окраска — для детей такого возраста очень важны детско-родительские отношения; он соответствует эмоциональным и интеллектуальным навыкам ребёнка в начальной школе.
Как родитель может научить ребёнка решать кейс-стади
Напомним, что кейс-стади — всего лишь один из способов решать проблемы, с которыми человек сталкивается прямо сейчас или увидит в ближайшем будущем.
Однако в кейсах содержится много важных навыков, которые можно тренировать по отдельности. Они помогут и в практических задачах, и в других жизненных ситуациях, где нужно принимать решения. В процессе изучения темы соединяются теоретические знания, личные качества, навыки коммуникации, логики и концентрации (на решение кейсов всегда есть ограничение по времени). А также развиваются:
- Критическое мышление и информационная грамотность. Для любого человека в XXI веке важно уметь ориентироваться в информации и уметь её проверять. Даже в кейсах встречается заведомо ложная информация, которая научит ребёнка анализировать каждый факт из задач и жизни в целом.
- Творческий подход к знанию. Даже «сухая» теория нужна нам для того, чтобы использовать её в той или иной ситуации в жизни. Но часто бывает, что знания копятся или быстро забываются. Кейсы помогут перенести школьные знания в ежедневное пространство и не дать им так навсегда остаться неинтересными фактами.
- Вариативность решений. В реальной жизни очень редко бывает единственно правильный ответ. Часто решение ситуации зависит от множества факторов, которые во многом ещё и индивидуальны. Для детей это может быть неочевидно: в большинстве ситуаций они зависят от мнения родителей, учителей и других авторитетных взрослых, чьё мнение принимается за единственно верное. Кейсы научат детей самостоятельно взвешивать все факты и принимать решения.
Иллюстрация: 4rmvn for Duxica / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться