11 причин, почему начальная школа несовершенна

Вместе с нашими учителями началки разобрались, почему родители ругают образование, и подумали, как улучшить ситуацию.

иконка календаря
14 июля 2025
иконка таймера
7 минут
Поделиться:

Зачем школа родителям и нужна ли она детям

Родителям удобно, когда ребёнок в школе. Утром его отводят, вечером забирают. День заполнен, ребёнок под присмотром. Особенно выручает продлёнка. Можно успеть на работу, не переживая, где ребёнок и чем он занят. Некоторые мамы, даже не работая, всё равно отдают ребёнка в школу. Хочется тишины, хочется передышки.

А что чувствует сам ребёнок? Часто — усталость. Уже в октябре он начинает мечтать о каникулах. Не о контрольных, не о правиле Жи-Ши, а об отдыхе. В школу тянет не всех. Даже тех, кто любит учиться. Им хочется видеть друзей, играть, разговаривать, двигаться. А не сидеть на месте и ждать звонка.

Проблемы современного начального образования

Система образования диктует правила, которых школы вынуждены придерживаться. Преподавание в начальных классах становится проблемой: нужно успевать за программой, организовывать внеклассное время и не отходить от ФГОС. Времени на отслеживание успехов и неудач каждого ребёнка практически не остаётся — главное, чтобы «средняя температура по больнице» была в норме.

Поэтому родители не готовы отдавать своего ребёнка в такие школы. Мы рассмотрели основные проблемы и к каждой подобрали решение.

1. Тяжёлый рюкзак калечит детей

Санитарные нормы ограничивают вес рюкзака для младших школьников. Для детей 1–2-го классов рюкзак должен весить 1,5 килограмма, 3–4-го — 2,5 килограмма. На деле один рюкзак плюс три учебника формата А4 уже весят больше нормы.

А ведь есть ещё тетради, пенал, сменная обувь, спортивная форма, бутылка воды, перекус, материалы для рисования и труда. В итоге семилетний ребёнок тащит на спине груз весом в четыре-пять килограммов.

Результат: родители превращаются в носильщиков детских вещей.

Решение

Идеальный вариант: все учебные материалы остаются в школе, а домашних заданий вообще нет. Некоторые прогрессивные школы уже внедряют эту систему. Дети работают с материалами только на уроках, а дома отдыхают и занимаются любимыми делами.

2. Неподходящий для детей образ жизни

Первоклассник живёт как офисный сотрудник. Форма, режим, правила. С утра — уроки, где нужно сидеть тихо, не вставать без разрешения, не шуметь. Иногда — даже не ходить в туалет. В перерывах можно пройтись, но бегать нельзя. Воздухом подышать — только если разрешат. Дальше — продлёнка, кружки, уроки дома.

У ребёнка не остаётся времени на себя. Он весь день в системе. Всё по расписанию. Нельзя прилечь, нельзя перекусить, когда проголодался. Нельзя просто побездельничать. Это сильно изматывает. Младший школьник ещё не готов к такому ритму. Его организм требует движения, свободы, простых радостей.

Решение

Во многих странах дети могут перемещаться по классу во время урока, одеваются в удобную одежду, сидят не только за партами. В школах должны быть уголки, где можно посидеть, полежать, побегать и поиграть. Часть дня нужно организовать как свободное время или хотя бы выделить полтора часа для обеда, прогулок и общения. Не забываем, что согласно нормам ВОЗ, дети 5-17 лет должны уделять физическим нагрузкам любой интенсивности минимум 60 минут в день.

3. Детям не дают свободно играть

В школе ребёнок с первого класса должен учиться. В семь лет он уже не малыш, а ученик. Сюда же добавляют формулировку «учебная деятельность становится ведущей». Вот и всё: раньше можно было играть, теперь — пора за парту.

Но дети не переключаются по команде. В пять лет они часами выстраивают домики из конструктора, а в восемь лет придумывают сказочные миры, разговаривают с игрушками, устраивают воображаемые сражения. И продолжают мечтать о новых играх, даже когда уже пишут диктанты.

Учёба важна, никто не спорит. Но свободная игра — тоже. Это не каприз и не развлечение. Это способ думать, чувствовать и понимать мир. Игра помогает развивать воображение, управлять эмоциями, устанавливать правила, общаться. Когда на неё не остаётся ни времени, ни сил, ребёнок теряет важную часть детства.

Решение

Игра — не бонус за хорошее поведение. Она — часть детской жизни. Необязательно отказываться от школы, чтобы вернуть игру. Но стоит выбирать такую систему, где остаётся свободное время. Где не загружают под завязку, где перемена — это не «переход к следующему уроку», а возможность подвигаться и пошуметь. Где никто не называет игру пустяком. Даже в девять лет ребёнок имеет право фантазировать, бегать и быть немного волшебником. Это не мешает учёбе. Это делает её живой.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

4. Школьная система приглушает детское природное любопытство

Особенность учеников начальной школы — желание узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?». Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику. На перемене нельзя бегать, а на уроке — переспрашивать, говорить можно только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–11 лет, это навевает скуку, и от усталости мучить взрослых вопросами уже не хочется.

Решение

Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам, чтобы ребёнок мог отвлекаться от рутины.

5. Требование постоянной концентрации внимания

Школьный урок длится 40–45 минут. Всё это время ребёнок должен сидеть спокойно, слушать, отвечать, выполнять задания. А теперь представьте взрослого, который весь день находится в офисе без перерыва. Даже он устанет. У него хотя бы есть возможность налить чай или отвлечься на разговор. А у младшеклассника такой опции нет.

Мозг ребёнка устроен по-другому. Внимание работает короткими вспышками. На несколько минут — и всё. Потом ребёнку нужно переключиться. Если этого не происходит, информация теряется. Кажется, ребёнок был на уроке, но ничего не запомнил. Потому что устал.

Решение

Нужно перестать требовать от ребёнка того, чего его мозг пока не умеет. Концентрация приходит с возрастом. Сейчас важно другое — гибкость в подходе. Нужно разрешить ребёнку отвлекаться. Поменять вид деятельности, пошевелиться, посмотреть в окно. Тогда и усвоение знаний будет выше, и настроение  лучше. Учёба не должна превращаться в борьбу с природой. Лучше подружиться с ней и идти вместе.

6. Толпа и постоянный шум

В классе тридцать детей. В тесном помещении. Каждый дышит, шуршит, двигается, говорит. Даже когда все стараются молчать, шум не уходит. Много людей — много звуков. Проветривают мало — душно почти всегда.

Некоторые дети не могут сосредоточиться при лишних звуках. Кто-то отвлекается, кто-то раздражается. Но у всех устаёт голова. Нет личного пространства. Нет возможности побыть одному. А интровертам этого особенно хочется.

Так устроена массовая школа. Её придумали много лет назад, когда главной задачей было быстро обучить всех детей чтению и письму. Тогда не думали об уровне шума и усталости. Сейчас всё изменилось. Жизнь стала быстрее, громче, сложнее. Но формат школы остался прежним.

Решение

Школа — не завод. Не обязательно собирать детей по тридцать человек в одном помещении. Есть другие форматы, например, небольшие группы. Или переменное расписание, где дети занимаются разными предметами в разное время и не сидят толпой. В некоторых странах классы вообще отменили. Дети учатся в смешанных группах, где больше свободы и меньше шума. Такой формат снижает усталость и делает обучение спокойнее.

7. Многое зависит от учителя

Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-й школе в будущем 1 „А“ Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы малыша.

Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот: некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и испытывает сильный стресс.

Решение

Еcть два выхода из ситуации. Первый: смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим преподавателям очередь.

Второй вариант: отдать ребёнка в школу, где педагоги прививают детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:

«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте, который часто становится запасным аэродромом для не набравших баллы в топ-вузы, потом так же случайно начинают преподавать».

8. Скучная подача материала

Современный ребёнок живёт в мире ярких картинок, быстрых реакций и сильных эмоций. Он учится на контрастах, чувствует ритм и тянется туда, где интересно. А в учебнике — текст на сером фоне и пара вежливых вопросов под ним. Ни открытия, ни сюжета, ни причины читать дальше.

Школьная программа до сих пор рассчитана на мир, где информация была дефицитом. Сейчас же её слишком много. И учебники больше не цепляют. Они не отвечают на живые детские вопросы. Не удивляют. Не вдохновляют.

Ребёнок быстро теряет интерес. Он не понимает, зачем ему всё это. Не видит связи между страницей в тетради и настоящей жизнью. Начальная школа становится скучной рутиной.

Решение

Ребёнку интересно там, где есть настоящая жизнь. Диалог с взрослым, общие проекты, споры, открытия, неожиданные выводы. Не нужно ждать чудес от учебника — важнее, как материал подаёт учитель. Если урок живой, если в нём чувствуется азарт — ребёнок включается. Он запоминает не только факты, но и ощущение: «Я понял. Мне понравилось».

9. Ребёнка демотивируют

Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнка чаще всего не воспринимают как личность. Всем с детства знакомы фразы: «Молчи — за умного сойдёшь», «Со старшими не спорят», «Звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «Математика — не твоё», «Совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде «Очень плохо!». Такой подход постепенно приводит к снижению школьной мотивации ребёнка и внутреннего интереса к учёбе.

Решение

Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи: регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия, например говорит громче, когда ругается, сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание.

10. Акцент на оформлении, а не на решении задач

Особенность преподавания в начальной школе: учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс: вместо того чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению, снизят баллы.

Придираются ко всему: к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат: ребёнок боится написать что-то не то.

Решение  

Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интереснее, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу. Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения.

11. Детей перегружают уроками

Особенность программ в начальной школе: количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по пять уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно: дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день.

Решение

Родители могут перевести ребёнка на семейное обучение и самостоятельно регулировать нагрузку, программу и степень усвоения знаний. Если родителю тяжело учить самому, можно прибегнуть к услугам онлайн-школ. Например, в начальной школе Фоксфорда учебный план построен таким образом: дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби.

В 1–2-х классах учебная нагрузка — 9 и 10 часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3–4-х классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе Фоксфорда есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1-й и 2-й классы.

Особенности образовательного процесса в начальной школе

Отличительные черты дистанционного урока в начальной школе:

  • уроки проходят 5–6 дней в неделю в зависимости от класса;
  • в первом классе используют «ступенчатую систему»: в сентябре — октябре три урока по 35 минут, обычно начиная со второго, с ноября — четыре по 45 минут;
  • на окружающем мире класс часто ходит на экскурсии, смотрит явления природы в реальном времени;
  • в первом классе не ставят оценки, не ведут дневники, а все домашние задания носят исключительно рекомендательный характер;
  • у первоклассников есть дополнительная каникулярная неделя в середине третьей четверти;
  • со второго класса вводится иностранный язык, обычно английский;
  • в четвёртом классе в расписании появляются основы религиозных культур и светской этики.

Особенности педагогического процесса:

  • учитель ведёт учёт внеурочной деятельности каждого ребёнка;
  • в начале, середине и конце учебного года психолог проводит тестирование, выявляет трудности адаптации;
  • учитель может вести группу продлённого дня (ГПД).
Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.