1. Многое зависит от учителя
Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы дошкольника.
Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс.
Решение
Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим учителям очередь, а некомпетентных гораздо больше.
Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где весь преподавательский состав горит своим делом и прививает детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:
«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать».
Ирина зачислила дочь в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», где педагоги обладают нужными квалификациями, не стеснены бюрократическими формальностями и преподают потому, что обожают свою работу.
2. Школьная система приглушает детское природное любопытство
Особенность учеников начальной школы — им по умолчанию интересно узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?».
Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику, потеть в неудобной школьной форме. На перемене бегать нельзя, задавать много вопросов нельзя, говорить только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–12 лет, это навевает скуку, и мучить взрослых вопросами уже не хочется.
Решение
Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам. Неважно, что это — лепка, танцы, кинематографический кружок, иностранные языки, программирование. Главное, чтобы скучная школа не была единственным занятием, и ребёнок мог отвлекаться от рутины, погружаясь во что-то действительно интересное.
3. Ребёнка демотивируют
Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнок чаще всего не воспринимается как личность. Всем с детства знакомы фразы: «молчи — за умного сойдёшь», «со старшими не спорят», «звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «математика — не твоё», «совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».

Решение
Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, повышает голос на детей, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание.
4. Акцент на оформлении, а не решении задач
Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. А казалось бы, зачем это в начальной школе?
Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. И никому не интересно, что ребёнок знает, как решать, и понимает тему. Если оформил не так, как хочет учительница, хорошей отметки не видать.

Решение
Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Существует много интересных педагогических систем, экспериментов, методик.
Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу.
Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. И никто не будет считать клеточки.
5. Детей перегружают уроками
Особенностью программ в начальной школе является то, что количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по 5 уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно — дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день.
Решение
В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учебный план сбалансирован — дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби.
В 1 и 2 классе учебная нагрузка — девять и десять часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.
Резюме
Особенность начальной школы в том, что она закладывает не только фундаментальную базу знаний, но и отношение ребёнка к образованию. Если опыт обучения в начальных классах печальный, скорее всего, ребёнку будет тяжело учиться и в дальнейшем. Первые годы обучения — самые важные. Несмотря на недостатки начальной школы, всегда можно найти решение! Главное — не терпите, если некомфортно.