5 причин, почему начальная школа несовершенна

Вместе с нашими учителями началки разобрались, почему родители ругают образование, и подумали, как улучшить ситуацию.

  • 23
    .
    08
    .
    2021
  • Время чтения:

    3 минуты

Проблемы современного начального образования

Система образования диктует правила, которых школы вынуждены придерживаться. Преподавание в начальных классах становится проблемой: нужно успевать за программой, организовывать внеклассное время и не отходить от ФГОСов. Времени на отслеживание успехов и неудач каждого ребёнка практически не остаётся — главное, чтобы «средняя температура по больнице» была в норме.

Поэтому родители не готовы отдавать своего ребёнка в такие школы. Мы рассмотрели пять основных проблем и к каждой подобрали решение.

Многое зависит от учителя

Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы малыша.

Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс. 

Источник: freepik.com / @pressfoto
 

Решение

Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим преподавателям всегда очередь.

Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где педагоги прививают детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:

В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте, который часто становится запасным аэродромом для не набравших баллы в топ-вузы, потом также случайно начинают преподавать. 

Школьная система приглушает детское природное любопытство 

Особенность учеников начальной школы — желание узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?» Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику. На перемене нельзя бегать, а на уроке — переспрашивать, говорить можно только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–11 лет, это навевает скуку, и от усталости мучить взрослых вопросами уже не хочется. 

Решение 

Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам, чтобы ребёнок мог отвлекаться от рутины. 

Ребёнка демотивируют

Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнка чаще всего не воспринимают как личность. Всем с детства знакомы фразы: «Молчи — за умного сойдёшь», «Со старшими не спорят», «Звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «Математика — не твоё», «Совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».

Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку
Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку 

Решение 

Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет, и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, говорит громче, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание. 

Акцент на оформлении, а не решении задач

Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. 

Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. 

Не отсчитал клеточки — получаешь замечание
Не отсчитал клеточки — получаешь замечание

Решение  

Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу. Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. 

Детей перегружают уроками

Особенностью программ в начальной школе является то, что количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по пять уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно — дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день. 

Решение 

Родители могут перевести ребёнка на семейное обучение и самостоятельно регулировать нагрузку, программу и степень усвоения знаний. Если родителю тяжело учить самому, можно прибегнуть к услугам онлайн-школ. Например, в начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учебный план построен таким образом: дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби. 

В 1 и 2 классах учебная нагрузка — 9 и 10 часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.

Особенности образовательного процесса в начальной школе

Отличительные черты урока:

  • уроки проходят 5–6 дней в неделю в зависимости от класса;
  • в первом классе используют «ступенчатую систему»: в сентябре–октябре три урока по 35 минут, обычно начиная со второго, с ноября — четыре по 45 минут;
  • на окружающем мире класс часто ходит на экскурсии, смотрит явления природы в реальном времени;
  • в первом классе не ставят оценки, не ведут дневники, а все домашние задания носят исключительно рекомендательный характер;
  • у первоклассников есть дополнительная каникулярная неделя в середине третьей четверти;
  • со второго класса вводится иностранный язык, обычно английский;
  • в четвёртом классе в расписании появляются основы религиозных культур и светской этики.

Особенности педагогического процесса:

  • учитель ведёт учёт внеурочной деятельности каждого ребёнка;
  • в начале, середине и конце учебного года психолог проводит тестирование, выявляет трудности адаптации;
  • учитель может вести группу продлённого дня (ГПД).

Приглашаем в начальную школу «Фоксфорда»!

Присоединяйтесь к нам и учитесь с опытными преподавателями. Мы поможем вам наладить учебный процесс в домашних условиях и обеспечим всеми необходимыми методическими материалами
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать