5 причин, почему начальная школа несовершенна, и как это исправить

Если ваш ребёнок учится в 1–4 классе, вы не понаслышке знакомы с недостатками современной начальной школы. Мы собрали несколько причин, за что родители ругают первые ступени образования, и подумали, как улучшить ситуацию.

  • 13.9.2020
  • Время чтения:

    3 минуты

1. Многое зависит от учителя

Есть даже выражение «идти на учителя», которое применяется к будущим первоклассникам. Мамы и папы отдают детей в определённую школу и класс, руководствуясь рекомендацией о педагоге. «В 109-ой школе в будущем 1 “А” Зинаида Геннадьевна не кричит и спокойно объясняет!» — этого достаточно, чтобы родители поторопились подать документы дошкольника.

Особенность начальной школы заключается в том, что от учителя зависит больше, чем от программы. Даже если в учебной программе много несуразных требований или абсурдных заданий, компетентный педагог постарается это минимизировать. И наоборот — некоторые учителя цепляются и придираются ко всему, повышают голос и срывают дурное настроение на учениках. Негативный опыт с учительницей в начальной школе оставляет травматичные воспоминания на всю жизнь, и ребёнок быстро теряет интерес к учёбе и впадает в сильный стресс. 

Решение

Еcть два выхода из ситуации. Первый — смириться с правилами игры и «идти на учителя». Но это не всегда возможно — к хорошим учителям очередь, а некомпетентных гораздо больше.

Второй вариант — отдать ребёнка в школу, где весь преподавательский состав горит своим делом и прививает детям любовь к учёбе. Но, как правило, для традиционных школ такое — редкость. Ирина Фомичёва, мама и в прошлом педагог, сформулировала проблему так:

«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать». 

Ирина зачислила дочь в домашнюю онлайн-школу «Фоксфорда», где педагоги обладают нужными квалификациями, не стеснены бюрократическими формальностями и преподают потому, что обожают свою работу. 

2. Школьная система приглушает детское природное любопытство 

Особенность учеников начальной школы — им по умолчанию интересно узнавать новое. Вокруг происходит столько неизведанного и интересного! Хочется без конца мучить маму с папой вопросами «Почему?» и «Зачем?».

Но в школе нужно всё время сидеть за партой, смотреть в затылок однокласснику, потеть в неудобной школьной форме. На перемене бегать нельзя, задавать много вопросов нельзя, говорить только по поднятию руки, в столовую ходить шеренгой, фломастерами тетрадку не разрисовывать. Когда тебе 6–12 лет, это навевает скуку, и мучить взрослых вопросами уже не хочется. 

Решение 

Запишите ребёнка на секции, кружки и дополнительные занятия, которые соответствуют его интересам. Неважно, что это — лепка, танцы, кинематографический кружок, иностранные языки, программирование. Главное, чтобы скучная школа не была единственным занятием, и ребёнок мог отвлекаться от рутины, погружаясь во что-то действительно интересное. 

3. Ребёнка демотивируют

Другая особенность обучения в начальной школе — ребёнок чаще всего не воспринимается как личность. Всем с детства знакомы фразы: «молчи — за умного сойдёшь», «со старшими не спорят», «звонок для учителя». Педагоги давят авторитетом, внушая ребёнку пессимистические прогнозы: «математика — не твоё», «совсем не стараешься». А письменную работу, в которую малыш вложил труд, время и энергию, старательно выписывая буквы и подчёркивая члены предложения карандашом, могут резко перечеркнуть красным и добавить на полях что-нибудь вроде: «Очень плохо!».

Учитель исправил одно подходящее слово на другое и снизил оценку 

Решение 

Постоянные придирки или нелестные замечания в адрес ребёнка могут привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Неосторожные грубые слова, услышанные в свой адрес в детстве, оставляют глубокий след. Убедитесь, что школьник не подавлен от обратной связи — регулярно спрашивайте, как ему педагоги, кто нравится, а кто нет и почему. Если педагог не только демотивирует, но и превышает полномочия — например, повышает голос на детей, когда ругается — сообщите администрации школы, вынесите вопрос на родительское собрание. 

4. Акцент на оформлении, а не решении задач

Особенность преподавания в начальной школе — учителя придают колоссальное значение записи и оформлению работ в тетради. Это замедляет учебный процесс — вместо того, чтобы за несколько минут написать решение, уставшие родители вместе с ребёнком пытаются выяснить, как учительница требовала оформить задачу. Ведь если написать правильное решение, но не соблюсти требования по оформлению — снизят баллы. А казалось бы, зачем это в начальной школе? 

Придираются ко всему — к неверному количеству клеточек в отступе или формуле, которую вспомнил только под конец и приписал не в том месте, где надо. Результат — ребёнок боится написать что-то не то. И никому не интересно, что ребёнок знает, как решать, и понимает тему. Если оформил не так, как хочет учительница, хорошей отметки не видать. 

Не отсчитал клеточки — получаешь замечание

Решение  

Альтернативное образование — это всё, что не вписывается в рамки традиционной школьной системы. Существует много интересных педагогических систем, экспериментов, методик.

Например, в школах Монтессори дети много мастерят руками и развивают мелкую моторику. Куда интересней, чем корпеть над прописями! А в вальдорфской школе нет оценок, можно писать карандашом или сидеть прямо на полу. 

Всё это сохраняет живой интерес юного школьника к происходящему. Отсутствие бессмысленных требований и формализма — залог успешного обучения. И никто не будет считать клеточки. 

5. Детей перегружают уроками

Особенностью программ в начальной школе является то, что количество часов для первоклашек и второклашек может доходить до 21‒23 в неделю. Сложно высиживать по 5 уроков за партой, когда ещё недавно резвился на детской площадке. Такое обучение не всегда эффективно — дети устают, начинают скучать и считать ворон за окном. После школы тоже не получается отдохнуть — вечер тратится на домашнюю работу. В итоге на учёбу уходит весь день. 

Решение 

В начальной онлайн-школе «Фоксфорда» учебный план сбалансирован — дети проходят всё, что требуется по ФГОС, но у юных школьников остаётся достаточно свободного времени на игры и хобби. 

В 1 и 2 классе учебная нагрузка — девять и десять часов в неделю соответственно. А нагрузка в 3 и 4 классах — 12 и 13 часов в неделю с уроками по 45 минут. Постепенное увеличение часов обеспечивает плавное и мягкое привыкание к школе.

Резюме

Особенность начальной школы в том, что она закладывает не только фундаментальную базу знаний, но и отношение ребёнка к образованию. Если опыт обучения в начальных классах печальный, скорее всего, ребёнку будет тяжело учиться и в дальнейшем. Первые годы обучения — самые важные. Несмотря на недостатки начальной школы, всегда можно найти решение! Главное — не терпите, если некомфортно. 

Приглашаем в начальную школу «Фоксфорда»!

Присоединяйтесь к нам и учитесь с опытными преподавателями. Мы поможем вам наладить учебный процесс в домашних условиях и обеспечим всеми необходимыми методическими материалами
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Бесплатное пробное обучение в онлайн-школе! Успейте попробовать!

Учиться

Демодоступ