Как вдохновлять ребёнка на поиск знаний — интервью с преподавателем русского языка Евгенией Овтиной
Евгения Алексеевна преподаёт в 5–9 классах домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Она влюблена в филологию — участвует в конференциях, консультируется со специалистами, пишет диссертацию. Мы побеседовали и узнали, что иностранцев удивляет в нашем языке и зачем учить русский в эпоху автокоррекции.
- 1.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Почему вы решили стать педагогом?
Когда я выбирала, куда поступлю, у меня не было точного представления о будущей профессии. В школе делала упор на русский язык и литературу — просто было интересно. В итоге поступила на филологический факультет и поняла, что это моё.
Филфак — не про прибыльную работу сразу после выпуска, а про бесконечную любовь к слову и энтузиазм.
Я окончила МГУ с красным дипломом и поступила в аспирантуру — там было много педагогической практики. Поняла, что людям, которых я учу, это нравится, и решила остаться в сфере образования.
Преподавала в том числе русский как иностранный для американцев, которые приезжали в МГУ на летние каникулы. Нужно было объяснять всю систему языка, а не отдельные правила. Это интересный опыт — американцы были заинтересованы в языке и культуре. Хотели читать Пушкина, Толстого и Достоевского в оригинале. Приходили в восторг от слов вроде «чуть-чуть». Грустили, узнав, что «выключатель» — это не профессия человека по аналогии со словами «учитель» или «строитель», а прибор для включения и выключения света.
Я осознанно перешла на дистанционный формат преподавания примерно за год до пандемии. Жизнь сложилась так, что времени на дорогу стало мало. Я не могла ездить от ученика к ученику и предложила всем ребятам перейти на дистанционный формат занятий.
Была готова к отказам, но не отказал никто. Общество уже было морально готово к онлайну — с эпохой интернета время и пространство сжалось в одну точку.
В чём миссия преподавателя?
Этот вопрос часто поднимается на педагогических конференциях. Особенность нынешнего века в том, что любая информация общедоступна — за секунду ученик может найти что угодно. Преподаватель — далеко не единственный источник информации. Google ответит ребёнку на вопросы гораздо быстрее, чем я.
Роль педагога сегодня — показать, что вообще существует и что может быть интересно. Ведь если нет вопроса, нет и поиска. Если ты не знаешь, что искать, не поможет даже сотня поисковых систем.
Иногда ребята спрашивают: «А зачем учить русский, если в каждом телефоне есть автокоррекция?» Миссия педагога — ещё и мотивировать на изучение предмета.
<<Форма демодоступа>>
Я объясняю, что язык — это ты. Как ты говоришь — это и есть твоя личность. Мы узнаём человека в тот момент, когда он открывает рот, и начинаем делать какие-то выводы: какие слова использует, что и как именно выражает при помощи речи. Слушать человека — это единственный способ узнать его по-настоящему.
Владение русским языком — это и уровень будущей работы, и способность пройти собеседование, и многое другое. Поэтому надеяться на одну лишь автокоррекцию в телефоне не стоит.
Миссия преподавателя — показывать многообразие существующего, вдохновлять на поиск знаний и мотивировать.
Каковы минусы дистанционного обучения?
Иногда дети теряют концентрацию. Поэтому я использую принцип смены деятельности. Считается, что оптимально менять её каждые десять минут.
Десять минут я объясняю теорию, а потом говорю: «Давайте посмотрим, как это работает на практике». Ещё через десять минут предлагаю решить интерактивную задачу. Потом рассказываю какую-нибудь историю.
Основной способ, как не дать детям заскучать, — переключение.
Другой минус — недостаток невербальных сигналов. Чтобы установить контакт с человеком, мы считываем жесты и мимику. Это сложно передать дистанционно.
Чтобы компенсировать этот минус, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко посоветовала в начале каждого урока давать ребятам почувствовать, что педагог — живой человек. Спросить, как дела, пошутить, пообщаться. Психолог утверждает, что детям может не хватать человеческого общения на дистанционке — поэтому я всячески демонстрирую, что я настоящая.
Что делать, если ребёнку тяжело даётся русский язык?
- Понять, что в языке есть логика. Я часто даю правила в виде алгоритмов, формул, таблиц. Ученики даже говорят, что мозг начинает работать, как при изучении математики.
На самом деле лингвистика не про заучивание правил, а про понимание. Когда ты думаешь, что тебе написать, ты решаешь такой же пример, как на алгебре. Занимаясь русским языком, мы тренируем свой мозг — и это приятное чувство.
- Найти педагога, на чьих уроках комфортно. Я стремлюсь дать школьникам почувствовать, что они успешны. Тогда рождается желание разбираться в чём-то дальше.
Главный комплимент для меня — сообщение от ученика, которому тяжело давалась какая-то тема: «Я понял!». В этот момент моя миссия выполнена.
- Читать больше книг. При чтении качественной литературы мы в своей речи копируем правильные обороты и синтаксические конструкции. А при помощи зрительной памяти запоминаем, как пишутся слова.
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Провожу время с двухлетним сыном. Мы катаемся с горок, кормим уток, прыгаем на батутах и бегаем в лабиринтах.
В планах защитить диссертацию — уже почти закончила работу над ней — и получить степень кандидата педагогических наук.
Если выдаётся минутка, стараюсь читать. Из последнего понравившегося — «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Про родительскую любовь и про то, как быть понимающим взрослым. Многое почерпнула и для преподавательской деятельности — мне важно, чтобы ученикам было приятно и интересно на занятиях.
Что пожелаете ученикам «Фоксфорда» и их родителям?
Ребятам — задавать больше вопросов и всегда интересоваться. Никогда не смотрите на мир, как на что-то обычное. Удивляйтесь и ничего не воспринимайте как должное!
Взрослым — почаще брать пример с детей. Вдохновляйтесь их природной любознательностью! Например, маленький ребёнок может рассматривать какую-то палочку на улице на протяжении получаса, изучая её, и не заскучать — это потрясающее умение.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться