Как вдохновлять ребёнка на поиск знаний — интервью с преподавателем русского языка Евгенией Овтиной

Евгения Алексеевна преподаёт в 5–9 классах домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Она влюблена в филологию — участвует в конференциях, консультируется со специалистами, пишет диссертацию. Мы побеседовали и узнали, что иностранцев удивляет в нашем языке и зачем учить русский в эпоху автокоррекции.

  • 19
    .
    01
    .
    2021
  • Время чтения:

    3 минуты

Почему вы решили стать педагогом? 

Когда я выбирала, куда поступлю, у меня не было точного представления о будущей профессии. В школе делала упор на русский язык и литературу — просто было интересно. В итоге поступила на филологический факультет и поняла, что это моё. 

Филфак — не про прибыльную работу сразу после выпуска, а про бесконечную любовь к слову и энтузиазм.

Я окончила МГУ с красным дипломом и поступила в аспирантуру — там было много педагогической практики. Поняла, что людям, которых я учу, это нравится, и решила остаться в сфере образования.

Преподавала в том числе русский как иностранный для американцев, которые приезжали в МГУ на летние каникулы. Нужно было объяснять всю систему языка, а не отдельные правила. Это интересный опыт — американцы были заинтересованы в языке и культуре. Хотели читать Пушкина, Толстого и Достоевского в оригинале. Приходили в восторг от слов вроде «чуть-чуть». Грустили, узнав, что «выключатель» — это не профессия человека по аналогии со словами «учитель» или «строитель», а прибор для включения и выключения света.

Я осознанно перешла на дистанционный формат преподавания примерно за год до пандемии. Жизнь сложилась так, что времени на дорогу стало мало. Я не могла ездить от ученика к ученику и предложила всем ребятам перейти на дистанционный формат занятий.

Была готова к отказам, но не отказал никто. Общество уже было морально готово к онлайну — с эпохой интернета время и пространство сжалось в одну точку. 

В чём миссия преподавателя?

Этот вопрос часто поднимается на педагогических конференциях. Особенность нынешнего века в том, что любая информация общедоступна — за секунду ученик может найти что угодно. Преподаватель — далеко не единственный источник информации. Google ответит ребёнку на вопросы гораздо быстрее, чем я.

Роль педагога сегодня — показать, что вообще существует и что может быть интересно. Ведь если нет вопроса, нет и поиска. Если ты не знаешь, что искать, не поможет даже сотня поисковых систем. 

Иногда ребята спрашивают: «А зачем учить русский, если в каждом телефоне есть автокоррекция?» Миссия педагога — ещё и мотивировать на изучение предмета.

Я объясняю, что язык — это ты. Как ты говоришь — это и есть твоя личность. Мы узнаём человека в тот момент, когда он открывает рот, и начинаем делать какие-то выводы: какие слова использует, что и как именно выражает при помощи речи. Слушать человека — это единственный способ узнать его по-настоящему.

Владение русским языком — это и уровень будущей работы, и способность пройти собеседование, и многое другое. Поэтому надеяться на одну лишь автокоррекцию в телефоне не стоит. 

Миссия преподавателя — показывать многообразие существующего, вдохновлять на поиск знаний и мотивировать. 

Каковы минусы дистанционного обучения? 

Иногда дети теряют концентрацию. Поэтому я использую принцип смены деятельности. Считается, что оптимально менять её каждые десять минут.

Десять минут я объясняю теорию, а потом говорю: «Давайте посмотрим, как это работает на практике». Ещё через десять минут предлагаю решить интерактивную задачу. Потом рассказываю какую-нибудь историю.

Основной способ, как не дать детям заскучать, — переключение.

Евгения Алексеевна во время онлайн-занятий

Другой минус — недостаток невербальных сигналов. Чтобы установить контакт с человеком, мы считываем жесты и мимику. Это сложно передать дистанционно.

Чтобы компенсировать этот минус, психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко посоветовала в начале каждого урока давать ребятам почувствовать, что педагог — живой человек. Спросить, как дела, пошутить, пообщаться. Психолог утверждает, что детям может не хватать человеческого общения на дистанционке — поэтому я всячески демонстрирую, что я настоящая. 

Что делать, если ребёнку тяжело даётся русский язык?

  • Понять, что в языке есть логика. Я часто даю правила в виде алгоритмов, формул, таблиц. Ученики даже говорят, что мозг начинает работать, как при изучении математики.

На самом деле лингвистика не про заучивание правил, а про понимание. Когда ты думаешь, что тебе написать, ты решаешь такой же пример, как на алгебре. Занимаясь русским языком, мы тренируем свой мозг — и это приятное чувство.

  • Найти педагога, на чьих уроках комфортно. Я стремлюсь дать школьникам почувствовать, что они успешны. Тогда рождается желание разбираться в чём-то дальше.
Главный комплимент для меня — сообщение от ученика, которому тяжело давалась какая-то тема: «Я понял!». В этот момент моя миссия выполнена.
  • Читать больше книг. При чтении качественной литературы мы в своей речи копируем правильные обороты и синтаксические конструкции. А при помощи зрительной памяти запоминаем, как пишутся слова. 

Чем вы занимаетесь в свободное время? 

Провожу время с двухлетним сыном. Мы катаемся с горок, кормим уток, прыгаем на батутах и бегаем в лабиринтах. 

Евгения Алексеевна на прогулке с сыном

В планах защитить диссертацию — уже почти закончила работу над ней — и получить степень кандидата педагогических наук.

Если выдаётся минутка, стараюсь читать. Из последнего понравившегося — «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Про родительскую любовь и про то, как быть понимающим взрослым. Многое почерпнула и для преподавательской деятельности — мне важно, чтобы ученикам было приятно и интересно на занятиях. 

Что пожелаете ученикам «Фоксфорда» и их родителям?

Ребятам — задавать больше вопросов и всегда интересоваться. Никогда не смотрите на мир, как на что-то обычное. Удивляйтесь и ничего не воспринимайте как должное!

Взрослым — почаще брать пример с детей. Вдохновляйтесь их природной любознательностью! Например, маленький ребёнок может рассматривать какую-то палочку на улице на протяжении получаса, изучая её, и не заскучать — это потрясающее умение.

Приглашаем в домашнюю школу и экстернат «Фоксфорда»!

В нашей онлайн-школе работают преподаватели из МГУ, ВШЭ и других вузов, члены жюри олимпиад, эксперты ОГЭ и ЕГЭ. Оставьте свои контакты и получите бесплатную консультацию по обучению
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Приглашаем в домашнюю школу и экстернат «Фоксфорда»!

В нашей онлайн-школе работают преподаватели из МГУ, ВШЭ и других вузов, члены жюри олимпиад, эксперты ОГЭ и ЕГЭ. Оставьте свои контакты и получите бесплатную консультацию по обучению
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.
Бесплатный доступ к занятиям в домашней школе на 7 дней

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Получить демодоступ

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать