Наставник в онлайн-школе: какие функции он выполняет
В Домашней школе Фоксфорда наставники поддерживают детей на протяжении всего учебного года, мотивируют и учат правильно учиться. В статье подробно рассказываем о функциях наставников и по каким критериям их отбирают.
- 13.9.2024
- Время чтения:5 минут
Кто такой наставник
Наставник — это специалист, который передаёт свои знания и опыт другому человеку. При этом возраст не имеет значения: наставником может быть и ровесник, если он лучше разбирается в какой-то сфере. Главное в наставничестве — развитие и мотивация подопечного.
Сейчас наставничество очень востребовано, особенно в онлайн-образовании. В Домашней школе Фоксфорда наставники занимаются персональным сопровождением учеников.
«В первую очередь наставник помогает с планированием, при необходимости с сопоставлением программ, развивает софт-скилы ученика, учит искать решение в трудных ситуациях и, конечно, морально поддерживает».
Анастасия Воронова, руководитель персонального сопровождения 5–9-х классов
<<Форма демодоступа>>
Чем отличается тьютор от наставника
Тьютор и персональный наставник в онлайн-школе имеют много общего, но есть и различия. Тьютор — это специалист, который помогает учащимся осваивать материал, а также организует учебный процесс. В Домашней школе Фоксфорда тьютор занимается также профориентацией ученика, помогает составить индивидуальную образовательную стратегию и маршрут, создаёт условия для самоопределения и самостоятельных инициативных действий, работает с самоорганизацией ребёнка.
Функции наставника
Роль наставника в Домашней школе Фоксфорда многогранна — выделим несколько основных направлений работы.
Адаптация в онлайн-школе
Наставники помогают новичкам привыкнуть к дистанционному формату обучения. Некоторым детям сложно перестроиться: раньше они ежедневно собирались, шли в школу, где слушали по 6–7 уроков и писали контрольные, а теперь никуда идти не нужно — и в расписании всего два-три занятия в день.
Наставник:
- объясняет, как освоиться в личном кабинете ученика: куда заходить и что нажимать;
- учит заниматься на онлайн-платформе школы: решать домашку, смотреть уроки.
<<Форма демодоступа>>
Развитие навыков будущего
Наставники ежедневно на связи с учениками. Они работают по программе персонального сопровождения, в которой каждая встреча направлена на развитие какого-либо навыка. Чтобы каждая встреча была продуктивной, общение исходит из целей и интересов ребёнка.
Программа начальной и средней школы посвящена развитию гибких навыков, которые помогают успешно учиться и эффективно общаться с людьми: это критическое мышление, сетевая грамотность, мотивация, дисциплина.
В программе сопровождения старшей школы акцент сделан на профориентацию, поступление в выбранный вуз и достижение целей.
Наставник не выполняет функцию репетитора, не делает с ребёнком уроки. Его роль — в развитии дополнительных навыков. Совместно с родителями он воспитывает в ученике самостоятельность и ответственность.
После каждого занятия наставник оставляет свои рекомендации для родителей: на что следует обратить внимание, как можно продолжить работу над развитием навыка.
«Дети — разные, со своими интересами и увлечениями. Каждая встреча наполнена теплом. После некоторого времени мы с ребятами уже очень близки. Они рассказывают про свои мечты, планы. И мне очень приятно осознавать, что часть этих изменений происходит у меня на глазах».
Татьяна Макашова, ассистент тимлида начальной школы «Фоксфорда»
Информирование учеников и родителей
Встречи с наставником проходят в виртуальном классе на платформе «Фоксфорда». В течение всего учебного года наставники отвечают на вопросы родителей и детей в мессенджерах и социальных сетях. Наставники информируют об аттестациях, олимпиадах, внеурочных мероприятиях онлайн-школы, а также направляют запросы семьи в различные отделы школы.
Наставнику можно написать в любой момент, как только возникнет вопрос. По почте наставник отвечает в течение суток, а в мессенджере и соцсетях — в течение пары часов.
Встреча с наставником длится около 50 минут. Но тут всё очень индивидуально. Есть общительные ученики, которым даже часа мало, а есть интроверты, которым и 30 минут много. Наставники обязательно подстраиваются под особенности характера ребят.
Мотивация
Наставник как старший помощник работает над учебной мотивацией ребёнка — прежде всего показывая личный пример. Многие наставники сами не так давно сдавали ОГЭ и ЕГЭ и знают, что такое предэкзаменационный мандраж, многие участвовали в олимпиадах. У всех есть навыки правильного составления конспектов, поиска и сортировки информации, запоминания. Все эти знания они с удовольствием передают ребятам.
Наставники делятся опытом и эффективными приёмами обучения, а в старших классах ещё и рассказывают о вузах и профессиях. Наставник всегда готов дать ученику адекватную обратную связь, помочь понять его сильные стороны и подсказать пути развития.
«Домашняя школа Фоксфорда объединяет много интересных людей с разными взглядами и стилем общения. Кто-то не пускает в своё личное пространство и обсуждает только официальные темы — домашку, аттестации, учителей. Но большинство ребят общительные — рассказывают, как у них дела, делятся впечатлениями. К каждому ученику стараешься найти свой подход».
Татьяна Иванова, тимлид наставников 9-х классов
Социализация
Общение с наставником помогает развивать и социальные навыки. Когда между учеником и наставником проложен мостик доверия, они могут обсуждать увлечения, любимые фильмы, книги и прочие общепринятые темы. Наставники подстраиваются под характер и предпочтения детей, ведь в понятии «персональное сопровождение» ключевое слово — «персональное».
Кроме того, наставники вместе с детьми участвуют в мероприятиях Домашней школы Фоксфорда. Наставники помогают ученикам почувствовать себя частью дружного сообщества.
Некоторые наставники ведут онлайн-клубы для учеников «Фоксфорда» — по актёрскому мастерству, истории, уходу за собой, скетчингу, анимации, кинематографу, digital-рисованию, стереотипам, DIY-культуре и многому другому.
«Задача клубов — создать пространство, где каждый ученик может найти себе друзей по интересам. Это закрытое сообщество наших учеников и экспертов, где участники обмениваются опытом, перенимают опыт у нашего эксперта, получают ответы на личные вопросы и вместе движутся к общим целям, изучают новые навыки и многое другое».
Екатерина Фатина, комьюнити-менеджер Домашней школы Фоксфорда
Контроль успеваемости
Семейное обучение подразумевает, что ответственность за учебные результаты ложится на плечи родителей. Поэтому мамам и папам важно самим отслеживать успеваемость школьника. Необязательно посвящать этому уйму времени — просто будьте в курсе, всё ли у ребёнка нормально и не отстаёт ли он.
В «Фоксфорде» легко проверить, сколько уроков посмотрел ребёнок и сделал ли нужные объёмы домашки. Прогресс ученика фиксируется в личном кабинете ученика. Ребёнок может поделиться с родителями ссылкой на отчёт по своей успеваемости.
Наставники тоже проводят мониторинг успеваемости учеников. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник старается выяснить причину и даёт ученику советы, как можно исправить ситуацию. При необходимости наставник созванивается с родителями. Таким образом наставники помогают сохранить баланс между интересами ученика и требованиями, обусловленными графиком аттестаций.
<<Форма семейного образования>>
Какими навыками должен обладать наставник
Персональный наставник в онлайн-школе должен обладать следующими навыками:
1. Коммуникабельность. Наставник должен уметь находить общий язык с учениками, понимать их потребности и интересы.
2. Эмпатия. Важно уметь сопереживать ученикам, понимать их эмоции и чувства.
3. Организованность. Наставник должен уметь планировать своё время, чтобы успевать выполнять все задачи в срок.
4. Умение работать в команде. Наставник должен быть готов к сотрудничеству с другими преподавателями и сотрудниками школы.
5. Креативность. Наставник должен уметь генерировать новые идеи и подходы к обучению.
6. Техническая грамотность. Наставник должен быть знаком с современными технологиями и инструментами для онлайн-обучения.
Как отбирают наставников
Нашими наставниками становятся студенты или выпускники ведущих вузов России, у которых есть опыт работы с детьми. Это может быть, например, преподавательская деятельность или опыт работы вожатым в детских лагерях.
Как и все в нашей команде, наставники должны быть заинтересованы в развитии образования, понимать происходящие в нём процессы, ведь предстоит провести с ребёнком целый академический год, а то и не один.
«Наставник Домашней школы Фоксфорда должен стремиться узнавать новое, развивать себя, быстро реагировать на изменения и стараться всегда достигать максимального результата».
Екатерина Мамонтова, руководитель персонального сопровождения
Резюме
Наставники Домашней школы Фоксфорда используют проверенную методологию работы со школьниками. Они обмениваются опытом друг с другом, регулярно получают консультации от руководителей персонального сопровождения, учебно-методического отдела и психолога.
Большинство детей, обучающихся в Домашней школе Фоксфорда, довольны своими наставниками, а родители считают такого помощника незаменимым и порой не хотят расставаться с ним даже на летних каникулах.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться