С 2021 года дистанционное образование перестало быть экзотикой. Всё больше родителей стали воспринимать его как полноценную альтернативу традиционной школе. Но главный вопрос остался прежним: как удержать внимание ребёнка, если учитель не рядом, а одноклассники где-то там — за экраном?
Кто такой наставник
Наставник — это специалист, который передаёт свои знания и опыт другому человеку. При этом возраст не имеет значения: наставником может быть и ровесник, если он лучше разбирается в нужной сфере. Главное в наставничестве — развитие и мотивация подопечного.
Сейчас наставничество очень востребовано, особенно в онлайн-образовании. В Домашней школе Фоксфорда наставники занимаются персональным сопровождением учеников.
Преимущества обучения с наставником в онлайн-школе
Онлайн-школа — это новый формат, который требует новых подходов к обучению. Здесь рядом с ребёнком появляется сопровождающий специалист — наставник. Он как старший товарищ, который знает маршрут и помогает не сбиться с дороги.
Когда ребёнок впервые заходит на обучающую платформу, он видит сложные интерфейсы, десятки кнопок, уведомлений, курсов, дедлайнов и задач. Быстро освоиться без поддержки трудно, поэтому наставник помогает разобраться, объясняет, показывает, где что находится, и помогает выстроить первые шаги. Он не даёт ученику утонуть в новой информации.
Но дальше — интереснее. После адаптации приходит рутина. Ребёнок что-то не понял, забыл, отвлёкся. Учёба начинает раздражать. А потом появляется мысль: «Может, всё это не моё?» В этот момент у многих наступает спад. Если рядом никого нет, мотивация может исчезнуть совсем. А если есть наставник — она возвращается.
Сопровождающий помогает найти сбитый ритм, напоминает про цели, подкидывает идеи, делится опытом. Он не учит вместо учителя, он рядом — чтобы не свернуть с маршрута. Это особенно важно в долгом марафоне учебного года.
Дети, у которых есть наставник, чаще доходят до финиша. У них выше посещаемость и результаты. И дело не в контроле — дело в поддержке. В осознанности. В понимании, зачем учиться.
По данным исследовательской организации Endeavor, у трети выдающихся предпринимателей был наставник. Без него они не факт что стали бы теми, кем стали. А в российской высшей школе наставничество помогает выпускать не просто дипломников, а специалистов, которых действительно ждут в науке и индустрии. Это подтвердили и в МГТУ им. Баумана.
В первую очередь наставник помогает с планированием, при необходимости с сопоставлением программ, развивает софт-скилы ученика, учит искать решение в трудных ситуациях и, конечно, морально поддерживает.
Анастасия Воронова, руководитель персонального сопровождения 5–9-х классов
Чем отличается тьютор от наставника
Тьютор и персональный наставник в онлайн-школе имеют много общего, но есть и различия. Тьютор — это специалист, который помогает ребятам осваивать материал, а также организует учебный процесс. В Домашней школе Фоксфорда тьютор занимается также профориентацией ученика, помогает составить стратегию и индивидуальный образовательный маршрут, создаёт условия для самоопределения и самостоятельных инициативных действий, работает с самоорганизацией ребёнка.
Функции наставника
Роль наставника в Домашней школе Фоксфорда многогранна — выделим несколько основных направлений работы.
Адаптация в онлайн-школе
Наставники помогают новичкам привыкнуть к дистанционному формату обучения. Некоторым детям сложно перестроиться: раньше они ежедневно собирались, шли в школу, где слушали по шесть-семь уроков и писали контрольные, а теперь никуда идти не нужно и в расписании всего два-три занятия в день.
Наставник:
- объясняет, как освоиться в личном кабинете: куда заходить и что нажимать;
- учит заниматься на онлайн-платформе школы: решать домашку, смотреть уроки.
Развитие навыков будущего
Наставники ежедневно на связи с учениками. Они работают по программе персонального сопровождения, в которой каждая встреча направлена на развитие какого-либо навыка. Чтобы встреча была продуктивной, общение исходит из целей и интересов ребёнка.
Программа начальной и средней школы посвящена развитию гибких навыков, которые помогают успешно учиться и эффективно общаться с людьми: это критическое мышление, сетевая грамотность, мотивация, дисциплина.
В программе сопровождения старшей школы акцент сделан на профориентацию, поступление в выбранный вуз и достижение целей.
Наставник не выполняет функцию репетитора, не делает с ребёнком уроки. Его роль в развитии дополнительных навыков. Совместно с родителями он воспитывает в ученике самостоятельность и ответственность.
После каждого занятия наставник оставляет рекомендации для родителей: на что следует обратить внимание, как можно продолжить работу над развитием навыка.
Дети разные, со своими интересами и увлечениями. Каждая встреча наполнена теплом. После некоторого времени мы с ребятами уже очень близки. Они рассказывают про свои мечты, планы. И мне очень приятно осознавать, что часть этих изменений происходит у меня на глазах
Татьяна Макашова, ассистент руководителя команды начальной школы Фоксфорда
Информирование учеников и родителей
Встречи с наставником проходят в виртуальном классе на платформе Фоксфорда. В течение всего учебного года наставники отвечают на вопросы родителей и детей в мессенджерах и социальных сетях. Наставники информируют об аттестациях, олимпиадах, внеурочных мероприятиях, а также направляют запросы семьи в различные отделы школы.
Наставнику можно написать в любой момент, как только возникнет вопрос. По почте наставник отвечает в течение суток, а в мессенджере и соцсетях — в течение пары часов.
Встреча с наставником длится около 50 минут. Но тут всё очень индивидуально. Есть общительные ученики, которым даже часа мало, а есть интроверты, которым и 30 минут много. Наставники обязательно подстраиваются под особенности характера ребят.
Мотивация
Наставник как старший помощник работает над учебной мотивацией ребёнка — прежде всего показывая личный пример. Многие наставники сами не так давно сдавали ОГЭ и ЕГЭ и знают, что такое предэкзаменационный стресс, многие участвовали в олимпиадах. У всех есть навыки правильного составления конспектов, поиска и сортировки информации, запоминания. Все эти знания они с удовольствием передают ребятам.
Наставники делятся опытом и эффективными приёмами обучения, а в старших классах ещё и рассказывают о вузах и профессиях. Наставник всегда готов дать ученику адекватную обратную связь, помочь понять его сильные стороны и подсказать пути развития.
Домашняя школа Фоксфорда объединяет много интересных людей с разными взглядами и стилем общения. Кто-то не пускает в своё личное пространство и обсуждает только официальные темы — домашку, аттестации, учителей. Но большинство ребят общительные — рассказывают, как у них дела, делятся впечатлениями. К каждому ученику стараешься найти свой подход.
Татьяна Иванова, руководитель команды наставников 9-х классов
Социализация
Общение с наставником помогает развивать социальные навыки. Когда между учеником и наставником проложен мостик доверия, они могут обсуждать увлечения, любимые фильмы, книги и прочие общепринятые темы. Наставники подстраиваются под характер и предпочтения детей, ведь в понятии «персональное сопровождение» ключевое слово — «персональное».
Кроме того, наставники вместе с детьми участвуют в мероприятиях Домашней школы Фоксфорда. Наставники помогают ученикам почувствовать себя частью дружного сообщества.
Некоторые наставники ведут онлайн-клубы для учеников Фоксфорда — по актёрскому мастерству, истории, уходу за собой, скетчингу, анимации, кинематографу, digital-рисованию, стереотипам, DIY-культуре и многому другому.
Задача клубов — создать пространство, где каждый ученик может найти себе друзей по интересам. Это закрытое сообщество наших учеников и экспертов, где участники обмениваются опытом, перенимают опыт у нашего эксперта, получают ответы на личные вопросы и вместе движутся к общим целям, изучают новые навыки и многое другое.
Екатерина Фатина, комьюнити-менеджер Домашней школы Фоксфорда
Контроль успеваемости
Семейное обучение подразумевает, что ответственность за учебные результаты ложится на плечи родителей. Поэтому мамам и папам важно самим отслеживать успеваемость школьника. Необязательно посвящать этому уйму времени — просто будьте в курсе, всё ли у ребёнка нормально и не отстаёт ли он.
В Фоксфорде легко проверить, сколько уроков посмотрел ребёнок и сделал ли нужные объёмы домашки. Прогресс ученика фиксируется в личном кабинете. Ребёнок может поделиться с родителями ссылкой на отчёт по успеваемости.
Наставники тоже проводят мониторинг успеваемости учеников. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник старается выяснить причину и даёт советы, как можно исправить ситуацию. При необходимости наставник созванивается с родителями. Таким образом, наставники помогают сохранить баланс между интересами ученика и требованиями, обусловленными графиком аттестаций.
Какими навыками должен обладать наставник
Персональный наставник в онлайн-школе должен обладать следующими навыками:
- Коммуникабельность. Наставник должен уметь находить общий язык с учениками, понимать их потребности и интересы.
- Эмпатия. Важно уметь сопереживать ученикам, понимать их эмоции и чувства.
- Организованность. Наставник должен уметь планировать своё время, чтобы успевать выполнять все задачи в срок.
- Умение работать в команде. Наставник должен быть готов к сотрудничеству с другими преподавателями и работниками школы.
- Креативность. Наставник должен уметь генерировать новые идеи и подходы к обучению.
- Техническая грамотность. Наставник должен быть знаком с современными технологиями и инструментами для онлайн-обучения.
Как отбирают наставников
Нашими наставниками становятся студенты или выпускники ведущих вузов России, у которых есть опыт работы с детьми. Это может быть, например, преподавательская деятельность или работа вожатым в детских лагерях.
Как и все в нашей команде, наставники должны быть заинтересованы в развитии образования, понимать происходящие в нём процессы, ведь предстоит провести с ребёнком целый академический год, а то и не один.
Наставник Домашней школы Фоксфорда должен стремиться узнавать новое, развивать себя, быстро реагировать на изменения и стараться всегда достигать максимального результата.
Екатерина Мамонтова, руководитель персонального сопровождения
Может ли родитель стать наставником для своего ребёнка
Может. Но получится ли? Быть наставником для собственного ребёнка — это не просто. Во-первых, нужно время. А у работающих родителей его впритык. Во-вторых, нужна нейтральная позиция. А она даётся с трудом. Либо родитель включается как строгий учитель, либо начинает подсказывать так, что ребёнок перестаёт думать сам.
Наставник не должен «решать за» — он помогает понять, как решать. Это тонкая работа, которой не научишься за вечер. Родителю лучше быть партнёром наставника. Следить за общей картиной, поддерживать правила, не рушить установленный ритм.
Если наставник говорит: «Сначала уроки, потом отдых», а родитель врывается с криком «Садись за математику прямо сейчас» — никакая система не выдержит. Тут важна связка. Командная игра. Тогда всё работает.
Резюме
Наставники Домашней школы Фоксфорда используют проверенную методологию работы со школьниками. Они обмениваются опытом друг с другом, регулярно получают консультации от руководителей персонального сопровождения, учебно-методического отдела и психолога.
Большинство детей в Домашней школе Фоксфорда довольны своими наставниками, а родители считают такого помощника незаменимым и порой не хотят расставаться с ним даже на летних каникулах.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни