Кто такой наставник
Наставник — это человек, который передаёт свои знания и опыт другому человеку. При этом возраст не имеет значения — наставником может быть и ровесник, если он лучше разбирается в какой-то сфере. Главное в наставничестве — развитие подопечного и мотивация.
Сейчас наставничество очень востребовано, особенно в онлайн-образовании. В нашей онлайн-школе наставники занимаются персональным сопровождением учеников и выполняют ряд важных функций.
В первую очередь наставник помогает с планированием, при необходимости с сопоставлением программ, развивает soft skills ученика, учит искать решение в трудных ситуациях и, конечно, оказывает моральную поддержку.
Анастасия Воронова, руководитель персонального
сопровождения 5–9 классов
Функции наставника
Роль наставника в нашей онлайн-школе многогранна, выделим несколько основных направлений работы.
Адаптация в онлайн-школе
Наставники помогают новичкам привыкнуть к дистанционному формату обучения. Некоторым детям сложно перестроиться, ведь раньше они ежедневно собирались, шли в школу, сидели там по 6-7 уроков за партой, а теперь никуда идти не нужно и в расписании всего 2-3 занятия в день.
Наставник:
- объясняет, как освоиться в личном кабинете ученика — куда заходить и что нажимать;
- учит заниматься на онлайн-платформе школы — решать домашку, смотреть уроки.
<<Форма демодоступа>>
Развитие навыков будущего
Наставники ежедневно на связи с учениками. Они работают по программе персонального сопровождения, в которой каждая встреча направлена на развитие какого-либо навыка. А чтобы каждая встреча была продуктивной, общение исходит из целей и интересов ребёнка.
Программа начальной и средней школы посвящена развитию soft skills — «мягких навыков», которые отвечают за успех в учёбе, освоении материала, общении с людьми. Это может быть критическое мышление, сетевая грамотность, мотивация, дисциплина и другое.
В программе сопровождения старшей школы акцент сделан на профориентацию, поступление в выбранный вуз и достижение целей.
Наставник не выполняет функцию репетитора, не делает с ребёнком уроки. Его роль — именно в развитии дополнительных навыков. Совместно с родителями он воспитывает в ученике самостоятельность и ответственность.
После каждого занятия наставник оставляет свои рекомендации для родителей: на что следует обратить внимание, как можно продолжить работу над развитием того или иного навыка.
«Дети — разные, со своими интересами, со своими хобби, увлечениями. Каждая встреча наполнена теплом. После некоторого времени мы с ребятами уже очень близки. Они рассказывают про свои мечты, планы. И мне очень приятно осознавать, что часть этих изменений происходит у меня на глазах».
Татьяна Макашова, ассистент тимлида начальной школы «Фоксфорда»
Информирование учеников и родителей
Встречи с наставником проходят в виртуальном классе на платформе «Фоксфорда» — с ребёнком один раз в неделю, с родителями — один раз в месяц.
В течение всего учебного года наставники отвечают на вопросы родителей и детей в мессенджерах и социальных сетях. Наставники информируют об аттестациях, олимпиадах, внеурочных мероприятиях онлайн-школы, а также направляют запросы семьи в различные отделы школы.
Наставнику можно написать в любой момент, как только возникнет вопрос. По почте наставник отвечает в течение суток, а в мессенджере и соцсетях — в течение пары часов.
Встреча с наставником длится около 50 минут. Но тут всё очень индивидуально. Есть общительные ученики, которым даже часа мало, и есть интроверты, которым и 30 минут много. Наставники обязательно подстраиваются под особенности ребят.
Раз в месяц организуется групповая встреча с родителями. Наставник подводит итоги месяца, сообщает новости (к примеру, что скоро будет аттестация за триместр), отвечает на вопросы. Если родитель не успевает подключиться к встрече, можно посмотреть запись.
Мотивация
Наставник как старший помощник работает над учебной мотивацией ребёнка. Прежде всего, показывая пример. Многие наставники сами не так давно сдавали ОГЭ и ЕГЭ и знают, что такое предэкзаменационный мандраж, многие участвовали в олимпиадах. У всех есть навыки правильного составления конспектов, поиска и сортировки информации, запоминания. Все эти знания они с удовольствием передают ребятам.
Наставники делятся опытом и эффективными приёмами обучения, а в старших классах ещё и рассказывают о вузах и профессиях. Наставник всегда готов дать ученику адекватную обратную связь, помочь понять его сильные стороны и подсказать пути развития.
«“Экстернат и домашняя школа Фоксфорда” объединяет много интересных людей с разными взглядами и стилем общения. Кто-то не пускает в своё личное пространство и обсуждает только официальные темы — домашку, аттестации, учителей. Но большинство ребят общительные — рассказывают, как у них дела, делятся впечатлениями. К каждому ученику стараешься найти свой подход».
Татьяна Иванова, тимлид наставников 9 классов
Социализация
Общение с наставником помогает развивать и социальные навыки. Когда между учеником и наставником проложен мостик доверия, могут обсуждаться увлечения, любимые фильмы, книги и прочие общепринятые темы. Наставники подстраиваются под характер и предпочтения детей, ведь в понятии «персональное сопровождение» ключевое слово — «персональное».
Кроме того, наставники вместе с детьми участвуют в мероприятиях «Домашней школы Фоксфорда».

Наставники помогают ученикам почувствовать себя частью дружного сообщества «Фоксфорда»
Некоторые наставники ведут онлайн-клубы для учеников «Фоксфорда» — по актёрскому мастерству, истории, уходу за собой, скетчингу, анимации, кинематографу, digital-рисованию, стереотипам, DIY-культуре и многому другому.
«Задача клубов — создать пространство, где каждый ученик может найти себе друзей по интересам. Это закрытое сообщество наших учеников и экспертов, где участники обмениваются опытом, перенимают опыт у нашего эксперта, получают ответы на личные вопросы и вместе движутся к общим целям, изучают новые навыки и многое другое».
Екатерина Фатина, комьюнити-менеджер
домашней школы «Фоксфорда»
Контроль успеваемости
Семейное обучение подразумевает, что ответственность за учебные результаты ложится на плечи родителей. Поэтому мама и папам важно самим отслеживать успеваемость школьника. Необязательно посвящать этому уйму времени — просто будьте в курсе, всё ли у ребёнка нормально и не отстаёт ли он.
В «Фоксфорде» легко проверить, сколько уроков посмотрел ребёнок и сделал ли нужные объёмы домашки. Прогресс ученика фиксируется в личном кабинете ученика. Ребёнок может поделиться с родителями ссылкой на отчёт по своей успеваемости.

Наставники тоже проводят мониторинг успеваемости учеников. Если успеваемость ребёнка проседает, наставник старается выяснить причину и даёт ученику советы, как можно исправить ситуацию. При необходимости наставник созванивается с родителями. Таким образом наставники помогают сохранить баланс между интересами ученика и требованиями, обусловленными графиком аттестаций.
Как отбирают наставников
Нашими наставниками становятся студенты или выпускники ведущих вузов России, у которых есть опыт работы с детьми. Это может быть, к примеру, преподавательская деятельность или вожатство в детских лагерях.
Как и все в нашей команде, наставники должны быть заинтересованы в развитии образования, понимать происходящие в нём процессы, ведь предстоит провести с ребёнком целый академический год, а то и не один.
«Наставник “Домашней школы Фоксфорда” должен стремиться узнавать новое, развивать себя, быстро реагировать на изменения и стараться всегда достигать максимального результата».
Екатерина Мамонтова, руководитель персонального сопровождения
Сейчас в «Фоксфорде» работает более 250 наставников. Каждый из них прошёл строгий отбор — сначала два тестовых задания, одно из которых — педагогические кейсы из практики; затем устное собеседование и прохождение специального обучающего курса от «Фоксфорда»; наконец, финальное тестирование по усвоенным материалам.
<<Форма семейного образования>>
Наставники продолжают развиваться, работая в «Фоксфорде». Со знакомством с платформой и адаптацией к команде им помогают тимлиды.
Резюме
Наставники «Экстерната и домашней школы Фоксфорда» используют проверенную методологию работы со школьниками. Они обмениваются опытом друг с другом, регулярно получают консультации от руководителей персонального сопровождения, учебно-методического отдела и психолога.
.jpg)
Большинство детей, обучающихся в «Домашней школе Фоксфорда», довольны своими наставниками. А родители считают такого помощника незаменимым и порой не хотят расставаться с ним даже на летних каникулах.
