«Если интересно, дети учатся сами» — интервью с семьёй Дидык
В «Домашней школе Фоксфорда» учатся целыми семьями. Семиклассник Иван и пятиклассница Ирина из подмосковных Мытищ с первого класса на семейном обучении. Они сменили несколько онлайн-школ, но остановились на «Фоксфорде». Ведь только здесь этим талантливым ребятам проложили индивидуальный образовательный маршрут. Мы побеседовали с ребятами и их родителями, чтобы узнать, почему они выбрали такой способ обучения и как устроен их учебный процесс.
- 1.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Почему вы выбрали форму семейного образования?
Папа Сергей: Для нас с супругой главным критерием является качество обучения. У нас самих хорошее образование, хочется, чтобы и у детей был прочный интеллектуальный фундамент. Ближайшая к дому школа не могла похвастаться сильными педагогами, а возить куда-то детей возможности и желания не было.
Мы приняли решение обучать сына, а потом и дочь, дома. Семь лет назад это было непопулярным решением. Помощников у «семейников» почти не было. Но нам удалось найти удалённую школу.
Иван: Занятия в той школе проходили по Скайпу. Мне всё нравилось, у меня была хорошая учительница, но через год та школа закрылась. Пришлось перейти в другую онлайн-школу.
Ирина: Когда мне исполнилось шесть, я тоже пошла в эту школу. Мне было учиться довольно легко. Я окончила два класса и третий прошла экстерном. А Ваня прошлым летом смотрел олимпиадные курсы «Фоксфорда», мне они тоже понравились. И в сентябре мы вместе перешли в вашу домашнюю школу — брат в 7-й класс, а я сразу в 5-й.
Каковы плюсы и минусы обучения дома?
Ирина: В «Фоксфорде» сложнее — это плюс! Можно участвовать в олимпиадах. Моя мечта — выиграть там планшет. Здесь интересные домашние задания, на уроках проводятся опросы. Особенно интересно бывает на уроках Кирилла Сергеевича (преподаватель географии — прим. редакции).
Иван: Из преподавателей ещё выделю Надежду Викторовну Левину по биологии (для меня она наравне с географом) и Анну Николаевну Выборнову по русскому языку и словесности. Также мне очень нравится преподаватель олимпиадного курса по физике — Михаил Юрьевич Замятин.
Папа Сергей: С нашей точки зрения, главный плюс домашнего обучения заключается в возможности обеспечить более высокое качество образования. Онлайн проще выбрать школу и преподавателей, наиболее подходящих именно нашим детям. Не зря мы остановились сейчас на «Фоксфорде».
Можно подстраивать учебный процесс под способности, возможности, интересы ребёнка и даже текущую ситуацию в семье. Можно регулировать глубину и скорость освоения предмета: что ребёнку наиболее интересно, то изучается подробно, что не понял, всегда можно переслушать, а что малоинтересно, можно пройти лишь в той мере, чтобы сдать проверочные работы.
<<Форма демодоступа>>
На домашнем обучении нет напрасной потери времени: на дорогу до школы, на опрос других учеников на уроке, даже если ребёнок приболел, он может продолжать заниматься. Всё это повышает качество обучения и сохраняет интерес к самому процессу.
Постепенно мы с супругой тоже перешли на удалённую форму работы. Это позволяет контролировать качество обучения. Мы знаем, что и в каком виде преподаётся нашим детям, видим, когда им интересно, а когда не очень. Для нас это важно.
Минусом, а точнее оборотной стороной, этого является низкий уровень социализации. С одной стороны, ребята не подвержены какому-либо дурному влиянию, а с другой — порой им всё же не хватает общения. Пока что решаем это секцией по айкидо.
Выбор домашней формы обучения должен быть обдуманным, родители должны понимать степень своей ответственности и быть готовыми уделять обучению детей, контролю процесса довольно много времени. Но, поверьте, результат того стоит.
Как обычно строится ваш день?
Ирина: Просыпаемся, завтракаем и прибираемся. У нас есть аквариум, муравьиная ферма и много растений в доме. Потом мы занимаемся в «Фоксфорде». После этого изучаем ещё одну математику и смотрим мультфильмы на английском языке. Вечером я читаю книги или готовлю Ване какао, чтобы он поиграл со мной в настольную игру.
Мама Екатерина : «Ещё одна математика» — это занятия по системе Петерсон. Мы практикуем её с первого класса Ивана и очень довольны результатами. По английскому языку у нас тоже своя система: ребята изучают в оригинале несколько предметов американской школьной программы. Это позволяет не только знакомиться с лексикой и грамматикой, но и получать несколько иной взгляд на науки.
Большую часть времени с детьми занимаюсь я, и могу с уверенностью сказать, что если ребёнок не желает чего-то проходить, то дело не в предмете, а в его подаче. У нас, конечно, есть учебники, но детям с ними скучно. Зато они сами спрашивают: «Мама, когда мы будем заниматься английским?». Потому что английский с мамой — это фильмы и мультфильмы, которые им интересны. Так же и с другими предметами.
Иван: Четыре раза в неделю мы ходим на айкидо. У меня оранжевый пояс, а у Ирины жёлтый. Философия этого боевого искусства не допускает соревнований, но иногда выезжаем на показательные выступления.
Какой образовательный маршрут вы выбрали?
Иван: Поскольку я увлекаюсь программированием, робототехникой, 3D-проектированием и дизайном, занимаюсь дополнительно в Московской школе программистов, у меня в основном курсы связаны с этим. В мой маршрут, кроме базовых, входит подготовка к олимпиадам по программированию на С++, олимпиадная физика и математика на класс выше, то есть за 8 класс.
Ирина: Брат «заразил» меня, и теперь я тоже программирую на Python, а также занимаюсь на курсе по Scratch. Я люблю животных и растения, поэтому у меня легко получается география и биология. В моём маршруте есть ещё химия — тоже очень интересная наука.
Мама Екатерина: Возможность построения индивидуального маршрута обучения стала для нас одним из решающих факторов при переходе в «Фоксфорд». У Вани пока что превалирует область IT, математика, физика, есть интерес к биологии и некоторые эстетические склонности. Например, он когда программирует, часто слушает классическую музыку, а ещё он «рисует» пиксель арты и 3D.
Ира тяготеет к общению, её увлечения пока что мимолётны. Часто она следует за братом, но не погружается так глубоко, как он. Зато она быстро мыслит и формулирует мысли. Ира даже уроки смотрит на ускоренном воспроизведении. Ещё она отлично готовит, и не только какао. :)
Папа Сергей: Нам бы хотелось, чтобы дети поступили в МФТИ, МГУ или другой ведущий вуз. Даже понемногу начинаем говорить об этом. Но ни в коем случае не озвучиваем свои видения будущего, дабы не повлиять на их выбор. Он должен быть самостоятельным и осознанным. Быть может, через год их образовательный маршрут кардинально поменяется, а нам останется только их поддержать.
Ваши рекомендации новичкам в онлайн-школе?
Ирина: Не откладывать на потом. Накопятся уроки, и разбирай их потом!
Иван: Если становится лень, нужно просто сделать паузу. Выпить чай или заняться чем-то другим, а потом вернуться к урокам.
Папа Сергей: Дети устроены так, что не могут не впитывать информацию. Если отсечь всё лишнее (игры «убиватели времени», тупые мультики и прочее) и обеспечить доступ к развивающему контенту, ребёнок будет учиться сам по себе.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться