Что такое итоговое сочинение
Итоговое сочинение — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Её оценивают по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение — обязательное условие допуска к единому государственному экзамену.
Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса.
В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы.
Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом проверка умения мыслить.
Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику:
- допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку,
- до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).
Требования к итоговому сочинению
К проверке по критериям оценивания допускаются только те итоговые сочинения, которые соответствуют двум установленным требования:
- Объем итогового сочинения. Минимальный объём — 250 слов, а рекомендуемый — 350 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
- Самостоятельность написания итогового сочинения. При написании сочинения запрещается копировать части из каких-либо источников или воспроизводить по памяти чужие тексты. Разрешается прямое или косвенное цитирование при обязательном указании источника (в свободной форме). Объём цитированного не должен превышать объём собственного текста ученика.
За невыполнение любого из требований выставляется «незачет», а сочинение не проверяется по критериям оценивания.
Критерии оценки итогового сочинения
| Критерий | Требование для «зачета» |
| Соответствие теме | Сочинение соответствует теме, в нём есть ответ на вопрос, поставленный в теме |
|
Аргументация. Привлечение литературного материала |
Сочинение ссылается на произведения устного народного творчества, художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу, дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы. Достаточного опоры на один литературный материал |
|
Композиция и логика рассуждения |
Сочинение не содержит грубых логических нарушений, которые бы мешали пониманию смысла сказанного. Должна присутствовать тезисно-доказательная часть |
|
Качество письменной речи |
При написании использована разнообразная лексика, грамматические конструкции и терминология |
|
Грамотность |
На 100 слов в среднем приходится не более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных |
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Из чего состоит итоговое сочинение
Структура работы предполагает вступление, основную часть и заключение. Вступление и заключение должны занимать примерно треть всего текста.
План итогового сочинения
Вступление. Нужно написать главную идею и тезис будущей работы. Как правило, варианты вступлений — универсальные и не зависят от направлений текущего года. Это может быть согласие или несогласие с цитатой либо собственное мнение по теме. Вступление должно составлять не более 15% от всего сочинения. Вот несколько типичных клише для начала работы:
- «Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать своё определение этим понятиям».
- «Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу».
Основной текст. Дальше в подкрепление тезиса приводятся аргументы с опорой на источники литературы. Нужно привести минимум два довода. Для плавного перехода к основной части можно использовать шаблонные фразы:
- «Хотелось бы вспомнить произведения художественной литературы, где раскрывается тема...»
- «В доказательство рассуждений обращусь к художественной литературе...»
Переход ко второму аргументу может звучать так:
- «Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения...»
Заключение. В конце необходимо подвести итоги и обобщить вышенаписанное. Возможные клише:
- «Обобщая сказанное, хочу сказать, что...»
- «Таким образом, можно сделать вывод...»

Как проходит итоговое сочинение
Как правило, итоговое сочинение пишут в стенах родной школы. Время написания итогового сочинения — 3 часа 55 минут (235 минут). При проведении нельзя пользоваться какими-либо литературными источниками — нужно брать всё из головы.
В продолжительность проведения сочинения не включается время на инструктаж, заполнение регистрационных полей бланков и другие подготовительные мероприятия.
Как выбрать тему итогового сочинения, примеры тем
Темы для итоговых сочинений выбираются из специального закрытого банка, в котором собрано свыше двух тысяч вариантов.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно публикует перечень тематических разделов, на основе которых формируются задания экзамена. В учебном году 2025–2026 структура разделов состоит из трёх разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов.
| Раздел | Подразделы | Описание |
| Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека | Внутренний мир человека и его личностные качества | Темы раздела поднимают вопросы, которые побуждают человека задумываться о моральных ценностях, свободе, ответственности, добре и зле, смысле жизни и мотивах поступков, включая свои и других людей. Они помогают анализировать жизненный путь, цели, отношения и опыт, способствуя самопознанию и осмыслению поступков окружающих или литературных персонажей. |
| Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом | ||
| Познание человеком самого себя | ||
| Свобода человека и ее ограничения | ||
| Семья, общество, Отечество в жизни человека | Семья, род; семейные ценности и традиции | Темы раздела ориентированы на размышления о человеке в контексте семьи, общества и истории, затрагивая ценности, традиции, воспитание, межпоколенческие отношения и роль личности в развитии общества. |
| Человек и общество | ||
| Родина, государство, гражданская позиция человека | ||
| Природа и культура в жизни человека | Природа и человек | Темы раздела побуждают размышлять о влиянии искусства, науки и культуры на человека, общество и природу, а также о значении таланта, ответственности и сохранении ценностей. |
| Наука и человек | ||
| Искусство и человек | ||
| Язык и языковая личность |
В один комплект включено 6 тем — по две темы из каждого раздела банка.
Пример комплекта от ФИПИ:
| Номер | Тема |
| 128 | Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир» в том, что для счастья человеку необходимы любовь и взаимопонимание близких? |
| 230 | Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других? |
| 323 | Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах? |
| 425 | Событие отечественной истории, запечатлённое в искусстве. |
| 504 | В чём заключается нравственная ответственность учёного за результаты своей деятельности? |
| 605 | Жизненный опыт кого из литературных героев может быть иллюстрацией к мысли А.С. Пушкина: «Бегут, меняясь, наши лета, меняя всё, меняя нас»? |
Частые ошибки на итоговом сочинении
Поверхностное раскрытие темы
Самая распространённая проблема, когда ученик пишет много, но не по сути.
Текст превращается в пересказ произведения или размышления, не связанные с темой.
Отсутствие убедительной аргументации
Ученики либо забывают про литературный аргумент, либо приводят пример, который лишь формально связан с темой. Сюда же относится упоминание произведения без анализа, когда герой назван, но его поступки не объяснены.
Непонимание произведения
Один из самых обидных промахов — логические искажения. Например, перепутанные мотивы героя или неверная трактовка конфликта.
Нарушение композиции
Структура должна быть чёткой: вступление — тезис — аргументы — вывод.
Если части перепутаны или одна из них отсутствует, сочинение выглядит сырым и недоработанным.
Слабый или отсутствующий вывод
Многие выпускники заканчивают текст одним предложением или общими фразами.
Вывод должен подтверждать мысль и показывать осознанность рассуждения.
Грамматические и речевые ошибки
Типичные проблемы:
- неправильное согласование слов;
- лишние местоимения;
- чрезмерно длинные предложения.
Недостаточный объём
Если в сочинении менее 250 слов, то это автоматический «незачёт» по первому требованию.
Неправильное цитирование
Не стоит использовать длинные цитаты без объяснений или же вставлять её ради объёма или факта.
Как готовиться к итоговому сочинению
Изучите сайт ФИПИ
На странице Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) можно найти руководство, как написать итоговое сочинение, и разбор типичных ошибок. Покажите сайт ребёнку и разберите вместе описанные там правила.
Чтение литературы
Для успешной сдачи итогового сочинения важно не только читать книги, но и размышлять о прочитанном. Предложите ребёнку устроить семейный литературный кружок: регулярно читайте книги, а затем обсуждайте их друг с другом.
Рекомендуем наметить чёткий план: например, читать по одной книге в неделю и устраивать обсуждение на выходных. Такая практика учит дискутировать и прививает любовь к чтению.
Тренироваться
Чтобы писать сочинения было проще, рекомендуем использовать план, который мы дали выше в статье — так одиннадцатиклассник точно не упустит важные вещи. Один из секретов, как написать хорошее итоговое сочинение, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования. Это умение приходит с практикой.
В интернете можно найти достаточно образцов сочинений. Если у ребёнка не получается подступиться к теме, посоветуйте сначала прочитать несколько хороших сочинений и вдохновиться чужим примером. В этом нет ничего плохого — если подросток не списывает и не копирует чужие тексты, всё в порядке.

Выводы
- Итоговое сочинение — допуск к ЕГЭ. Работа длится 3 часа 55 минут. Подростку нужно обозначить проблему в выбранной теме, раскрыть её с помощью аргументов и опоры на литературные источники, а затем сделать выводы.
- Чтобы помочь ребёнку подготовиться к сочинению, вместе изучите сайт ФИПИ, разберите план написания и образцы, обсудите прочитанные книги и попробуйте вести переписку в бумажных письмах. Так одиннадцатиклассник научится выражать мысли в письменном виде и привыкнет к шаблону.
Часто задаваемые вопросы
Как отправить итоговое сочинение в ВУЗ?
При поступлении в вуз может учитываться итоговое сочинение выпускника в качестве индивидуального достижения. Абитуриенту начисляется до 10 баллов к сумме баллов ЕГЭ, однако каждый вуз самостоятельно определяет, как учитываются личные достижения. Рекомендуем проверять информацию на сайте образовательного учреждения.
Для предоставления итогового сочинения в приемную комиссию вуза нужно получить копию работы в школе. В некоторых учебных заведениях работу могут проверить повторно и только после этого начилсляют баллы.
Какие есть клише для итогового сочинения?
Клише — шаблонные части фраз, которые помогают формулировать тезисы и переходить от одной мысли к другой, делают текст связным и сохраняют определённый стиль письма.
Клише для вступления:
- Данная тема с давних времен волнует людей...
- У большинства людей есть определенные представления о том, как...
Клише для основной части:
1. Формулировка тезиса:
- Я считаю/полагаю, что...
- Моё мнение заключается в том, что
- На мой взгляд...
2. Аргументация:
- Например, в произведении...
- Похожая ситуация описана в...
- Подобная мысль описана в...
3. Анализ произведения:
- Автор показывает, что
- Об этом пишет и...
- Сюжет данного произведения подтверждает мысль, что...
4. Выводы:
- Этот пример помагает понять, что...
- Из сказанного следует, что...
- Автор убеждает нас в том, что...
Для заключения:
- В заключение хочется сказать, что...
- Подводя итог, хочется сказать...
Какие темы сочинений будут на ЕГЭ 2026?
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) ежегодно публикует перечень тематических разделов, на основе которых формируются задания экзамена. В учебном году 2025–2026 структура разделов состоит из трёх разделов, каждый из которых включает в себя несколько подразделов.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни