Воображение — это способность сознания создавать и преображать образы и манипулировать ими. Одна из высших психических функций наравне с памятью, вниманием, мышлением, восприятием и речью.
В народе говорят, что без воображения нет соображения. В этой присказке заложено значение функции воображения: оно необходимо не только для творчества, но и для понимания абстракций, развития логического мышления, памяти, внимания, фантазии, проектирования и поиска решения ситуаций. Физик Альберт Эйнштейн говорил, что без воображения не сделать открытия, а учёный в области космонавтики Константин Циолковский считал, что воображение предшествует математическому расчёту.
Зарождение и развитие воображения происходит в дошкольном детстве:
- около полутора-двух лет ребёнок начинает узнавать знакомые предметы;
- в три-четыре года малыш активно подражает взрослым и включает режим «Я сам»;
- около пяти лет он активно вносит разнообразие в игру, додумывает героев, сюжет, представляет себя через несколько лет;
- на шесть-семь лет приходится пик активности воображения;
- с переходом в школу воображение тоже переходит на новый этап — поддержку оптимального уровня с небольшими скачками активного роста.
Можно выделить несколько признаков богатого и скудного воображения.
Признаки скудного воображения:
- растерян, если нужно мыслить нестандартно;
- теряется, когда ищет выход из ситуации;
- чётко следует инструкциям, не отступает ни на шаг;
- безынициативен и замкнут;
- не понимает, как нужно представить предмет или явление;
- отвечает кратко на вопросы;
- всё делает по схемам, планам и алгоритмам.
Признаки богатого воображения:
- легко и с деталями пересказывает сказки, стихи, жизненные ситуации;
- часто общается со сверстниками, умеет задавать вопросы и отвечать;
- предлагает новые правила игры или героев;
- придумывает альтернативные названия или концовку сказки.
Важно помнить, что точную диагностику и построение траектории развития воображения стоит доверить дефектологам и нейропсихологам или хотя бы посоветоваться со школьным учителем и психологом.
Занятия на развитие воображения
Специально организовывать деятельность ребёнка по принципу «сейчас садимся и занимаемся развитием воображения» не стоит. Все задания можно включить в игру или другие виды деятельности.
<<Форма демодоступа>>
Для детей помладше
Творческие занятия
Рисование, лепка, аппликация, музыка, ритмика, конструирование. Нужно включать работу с нестандартными материалами, например поделку из меха и скорлупок орехов.
Сказки
Можно прочитать часть сказки и предложить додумать концовку или включить нового героя.
Ассоциации
Предложить придумать ассоциацию. Например, в виде животного к себе. И объяснить, почему ребёнок сделал такой выбор.
Наблюдение
За явлениями, людьми, событиями. Это поможет ребёнку приобрести новые знания и опыт, которые он включит в фантазийные игры.
Игры
Например, «Несуществующие животные», «Дорисуй недостающую часть», «На что похоже?», «История из несочетающихся существительных», «Новая жизнь старых предметов».
Конструктор
Можно использовать разный — напольный, лего, мягкий, блочный. Позволяет научиться представлять конечный результат, когда есть только детали.
Театрализация
Можно ставить спектакли даже дома. Для этого совершенно не обязательно собирать всех родственников. Можно использовать куклы, например.
Для детей постарше
Книги
Те, которые по возрасту и с нотками фантастики. Например, Жюль Верн, Артур Конан Дойл, братья Стругацкие.
Настольные игры
Например, «Имаджинариум», где каждый кон один из игроков выбирает карточку и загадывает на неё ассоциацию. Другие игроки подбирают из своих картинок подходящую под этот образ. Карточки перемешивают, открывают и голосуют, какая была изначальной.
Беседы
Чаще задавать вопросы, которые помогут вообразить то, чего сейчас нет. Например, «Что ты будешь делать, если у тебя вырастут крылья?» или «Как бы ты старался выжить на необитаемом острове?»
Сочинения
Не как в школе, а на интересные темы. Например, предложить написать собственную сказку или составить рассказ от имени какого-то предмета. А ещё можно поиграть со свойствами — уменьшить стул или увеличить девочку.