Как совмещать бизнес и онлайн-школу: истории хоумскулеров
Вместе с психологом и методисткой разобрались, как понять, что ребёнок готов зарабатывать на чём-то своём, стоит ли родителям помогать и что делать с выручкой. А ещё узнали истории хоумскулеров «Фоксфорда», у которых уже есть такой опыт.
- 13.2.2022
- Время чтения:5 минут
Если ребёнок сам инициировал бизнес, значит он целеустремлённый и предприимчивый. У него наверняка есть интересные идеи, и ему может быть важна помощь в их реализации.
Почему дети хотят начать свой бизнес
Можно выделить несколько наиболее распространённых причин, среди которых желание:
- быть независимым и самостоятельным;
- оплачивать «хотелки»;
- помочь семье финансово;
- делать что-то своё;
- монетизировать хобби;
- стать «хорошим» ребёнком для своих родителей;
- доказать, что у него получится;
- не отставать от сверстников;
- выделиться из толпы.
Если первые пять пунктов можно назвать приемлемыми для разработки задумки, то последние четыре стоит отнести к психологическим проблемам у ребёнка. Скорее всего, ему не хватает внимания взрослых или друзей.
Как понять, что ребёнок готов стать предпринимателем
Есть несколько критериев:
- готовы идея и чёткий план по её реализации;
- просчитаны бюджет, спрос, риски;
- проанализированы конкуренты и целевая аудитория продукта;
- выделено уникальное торговое предложение (УТП);
- понятно, что уделять бизнесу нужно свободное время, не забрасывая учёбу;
- выявлены конечная цель и способы её измерения.
Из личностных особенностей можно выделить:
- проактивную позицию;
- ответственность и исполнение договорённостей;
- доведение дел до конца;
- целеустремлённость;
- коммуникативные качества.
Ещё понадобятся умения:
- обосновать свою точку зрения;
- критически и креативно мыслить;
- работать в команде;
- говорить грамотно;
- презентовать себя и свой продукт;
- адекватно оценивать реальность, адаптироваться к обстоятельствам;
- ошибаться и выносить из этого позитивный опыт.
Примеры хоумскулеров
Шестиклассница Элеонора Гоманович занимается веб- и графическим дизайном
Я создаю фирменный стиль и делаю логотипы, листовки, презентации, создаю интерфейсы интернет-магазинов, сайтов, UX/UI-дизайн интерфейсов. Я очень люблю рисовать, и сначала мне было интересно освоить Photoshop, Illustrator и другие графические программы. Потом я заинтересовалась веб-дизайном и решила, что хочу быть самостоятельной и независимой. Сейчас я только начинаю свой бизнес, делаю рассылки в социальных сетях. Недавно получила несколько первых заказов и из них создала портфолио.
Считаю, что детям полезно начинать свой бизнес, так как в процессе человек становится более самостоятельным и организованным. Создать что-то своё и зарабатывать на этом может каждый: у всех есть любимое занятие или хобби — почему бы не начать их монетизировать.
В самом начале родители подарили курсы, которые я начала проходить в прошлом году, но потом забросила. Недавно решила вновь разобраться в сфере дизайна и выбирала между двумя направлениями: веб-дизайном и графическим. Была вероятность, что если я одновременно буду изучать сразу две сферы, то не преуспею ни в одной. Выбрала веб-дизайн, смотрела видеоуроки, а потом увидела рекламу двух онлайн-школ, в которых скоро начинались какие-то бесплатные мини-курсы, интенсивы. С помощью одного курса освоила некоторые возможности Figma и создала первые работы. У меня в планах в ближайшие дни оформить портфолио, продолжить совершенствовать навыки и работать над заказами. У родителей часто спрашиваю совета, они меня всегда поддерживают.
<<Форма демодоступа>>
Восьмиклассница Полина Багина делает подставки из глины для благовоний
На день рождения сестры я слепила причудливо-странное лицо из белой глины. Подарок очень понравился не только ей, но и тем, кто его видел. Потом я сделала несколько для себя. Так у меня родилась идея: могу делать в этом стиле, но при этом учитывать индивидуальные особенности одариваемого.
Этим я решила обеспечивать свои «хотелки». Бизнес только начинаю — всё оказалось сложнее, чем я думала. Есть творчество, а есть ещё организационная и материальная составляющие. Сейчас у меня готов поэтапный план создания и привлечения клиентов, что помогает не отказываться от цели. С родителями планами не делюсь. Как всё получится, так и расскажу им. Считаю, что бизнес развивает самостоятельность, ответственность, целеустремлённость и даже самооценку. Думаю, что это подходит многим, главное понять, чего хочешь именно ты.
Десятиклассник Алексей Моргачёв преподаёт английский подросткам
Бизнесом я интересовался с ноября 2020 года. Была амбициозная цель — поступить в МГИМО и стать дипломатом. Эта профессия, казалось бы, давала мне всё, что я хотел: путешествия, деньги, связи, влияние на политической арене. Но в один момент понял, что моя ключевая ценность — это свобода. И вот я увидел рекламу курса с провоцирующим сообщением по типу «Я свой миллиард заработал, пришло время и тебе». Там мне рекомендовали сделать фокус на тех навыках, которыми я уже обладаю. И это английский язык. В первую очередь я определился, кто я, кому и что продаю. Это фундамент. Затем откуда я беру трафик, как и что продаю. Это система.
Я решил заняться бизнесом, потому что он:
- в перспективе удовлетворяет все мои ценности и желания;
- позволяет использовать инструменты, которые я изучил, на практике;
- составляет меньший риск, чем поступление в вуз.
Считаю, что свой бизнес полезен, если в качестве фундамента выступают определённые ценности. Например, человек понимает, для чего ему делать то, что он хочет. Подобная осознанность и приводит человека к высоким результатам, неважно в какой области. А ещё это ведёт к пониманию собственной ответственности. Не подходит это безответственным, незрелым, мало мотивированным, инфантильным всезнайкам и консерваторам.
Родители инвестировали в меня, моё будущее. Они поддерживают меня, и это способствует моему росту.
Чем могут помочь родители
Методистка Елена Шалатонова предлагает пошаговый план.
Шаг 1. Выслушайте ребёнка
Не перебивая и не критикуя, даже если идея кажется провальной. Задавайте вопросы, проявите интерес. Спросите, чем можете помочь и как ребёнок представляет себе развитие дела.
Шаг 2. Помогите составить бизнес-идею и бизнес-план
Вместе определите цель, пользу обществу, финансовую составляющую, временные затраты.
Шаг 3. Проведите анализ рынка
Уточните, есть ли потребность, сколько готов платить потенциальный клиент за продукт, услугу или товар.
Шаг 4. Подумайте, что необходимо предпринимателю и есть ли это у ребёнка
Например, умение ставить цель, определять сроки выполнения, способы достижения, рефлексировать, знать финансовую грамотность, уметь распоряжаться карманными деньгами, экономить, откладывать.
Шаг 5. Познакомьтесь с историями успешных предпринимателей
Пример конкретного человека лучше абстрактных рассуждений. Особенно интересно, как успешные люди относятся к ошибкам и провалам. Немало информации и о детях-предпринимателях: уделите внимание их историям.
Шаг 6. Разбираемся в юридических нюансах
Например, можно вместе прочитать нашу статью, чтобы понять, чем может заниматься ребёнок и какие есть особенности.
Все это должны делать сами дети, а родитель поддерживает начинания и помогает осуществить задуманное. Один из важнейших навыков предпринимателя — умение брать ответственность за свою жизнь и поступки. Стоит дать детям возможность проявить самостоятельность и свободу, но в разумных пределах.
У ребёнка уже есть «работа» — учиться, пробовать, узнавать; остальная деятельность не должна мешать получению образования. Работать можно в свободное от учёбы время. Задача родителя — предлагать, помогать, поддерживать, а не решать за ребёнка, заставлять, критиковать за ошибки, давить.
Психолог Анастасия Митрофанова считает, что сначала стоит спросить самого ребёнка: «Как я могу тебе помочь?» Ребёнку просить помощи у родителей и других родственников может быть необходимо, особенно на ранних этапах. Маме и папе можно делегировать часть обязанностей, если они согласны и могут помочь, чтобы продолжать полноценно уделять время учёбе и будущему поступлению.
Если у родителя есть свой бизнес и ребёнок интересуется этой темой, можно погружать его в отдельные аспекты. Это уникальный опыт решения практических задач и личной ответственности за вверенную часть общего дела. При грамотно организованном процессе такой опыт улучшает коммуникативные компетенции и прокачивает навыки тайм-менеджмента.
Как стоит делить прибыль
В идеале всё, что заработал ребёнок, должно принадлежать ему. Родитель и чадо находятся в семейной иерархии на разных уровнях, поэтому финансово последний не обязан ничего первому. Родитель может обсудить с ребёнком его планы на эти деньги и рекомендовать конструктивные варианты затрат: дальнейшие инвестиции в бизнес, поступление в вуз на платной основе, варианты образовательных курсов по интересному направлению, покупку дорогостоящего велосипеда или приставки. Однако если ребёнок хочет финансово помогать родителю и вносить свой вклад в семейный бюджет, стоит похвалить его за такое стремление.
Советы психолога
Родители могут рекомендовать своему ребёнку:
- Соблюдать режим и work-life balance
Уделять бизнесу столько времени, чтобы хватало и на другие важные сферы: друзей, учёбу, хобби. Не стоит вкладывать все душевные силы.
- Воспринимать бизнес как одну из ступенек к будущему успеху, а не как конечную точку
Извлекать опыт из неудач, анализировать вместе с родителями или наставниками.
- Помнить, что такой опыт редкий и ценный
Делается много, планируя успех проекта, интегрируя опыт и знания. Относиться стоит с уважением к ошибкам, неудачам и победам.
- Если попробовал себя в бизнесе и потерпел неудачу, это не означает, что обязан пробовать снова и снова, пока не получится
Только если хочется самому. Если понял, что стоит пока оставить это и заниматься другими вещами, важно не заставлять себя. Важно понимать, что образование, знания и другие навыки, в том числе опыт в бизнесе — это и есть основной капитал, который никогда никто не сможет отнять и который будет базой для успешного построения своей жизни.
- Учиться бизнесу
Общаться вживую или смотреть интервью со взрослыми бизнесменами, изучать книги и материалы по теме.
Полезные курсы в «Фоксфорде»
Стартап-Цех
Годовой курс для 8–11-х классов, который ведёт Павел Якименко, основатель бизнес-школы для тинейджеров detiMBA (высшее экономическое образование, MBA). Здесь учатся создавать и запускать свои проекты.
На пути познания себя и других
Годовой курс для тех, кто хочет понимать себя и окружающих, а разобраться в этом помогут сотрудник Института проблем экологии и эволюции РАН, врач, преподаватель и психологи.
Как эффективно учить и учиться в XXI веке
Годовой курс, в котором наставники знают всё о продуктивности и тайм-менеджменте.
Финансовая грамотность. Базовый курс
Экспресс-курс, где расскажут, как «подружиться» с деньгами, сохранить их и приумножить.
Курс по SMM-менеджменту
Записанный курс для 9–11-х классов от экспертов «Нетологии», которые поделятся, как развивать и продвигать свою страницу.
Навыки публичных выступлений
Экспресс-курс для 5–8-х классов, на котором учат говорить так, чтобы увлечь аудиторию и остаться в памяти.
Иллюстрация: Neda Ivanova
Или напишем на почту, если не получится дозвониться