«Математика прокачивает мозги» — интервью с преподавателем Анной Эккерман
Анна Эккерман может на пальцах объяснить сложную тему и даже рассказать о высшей математике на немецком языке. Это учитель, который катается на вейкборде и считает, что любой школьник может добиться всего, чего захочет. Мы побеседовали с Анной Андреевной и выяснили, как бороться с психологическим страхом математики, в чём заключаются трудности ОГЭ и ЕГЭ и почему не всегда нужно слушать окружающих.
- 1.10.2021
- Время чтения:4 минуты
Как вы стали педагогом?
Начала преподавать ещё в школе, помогала одноклассникам, а потом однокурсникам. Получила образование не по педагогической специальности, но после университета поняла, что хочу полностью уйти в преподавание. Здесь больше свободы и творчества.
О полученном высшем совсем не жалею. Вуз расширяет кругозор и вырабатывает системность мышления вне зависимости от факультета. Ты тренируешься работать с колоссальным объёмом информации — находить её, обрабатывать, усваивать. Это однозначно крутой опыт.
Преподавала в традиционных учебных заведениях, но там часто ограничивают программу, заставляют пользоваться только определёнными материалами. В «Фоксфорде» у педагогов гораздо больше свободы.
Что для вас главное в работе учителя?
Помогать детям. Часто приходят ребята, которые в растерянности. Каждое занятие по математике для них было стрессом. А я показываю, как бывает наоборот, и ребята удивляются: «Неужели это так просто?». Это дорогого стоит. Поэтому я хочу нести знания. Хочется показать детям, что они сами могут додуматься и всё решить.
Многие ребята даже не подозревают, насколько светлые у них головы!
Ещё мне нравится видеть результат своей работы. Я не сторонний наблюдатель, а активный участник процесса. Могу лавировать, менять тактику, подстраиваться и помогать разными способами.
Как вы удерживаете внимание детей во время онлайн-занятия?
Постоянно задаю вопросы. Начиная от 2+2 и заканчивая более сложными.
Кроме того, у нас изначальная договорённость — не флудить в чате и не отвлекаться. Нужно с самого начала выстраивать уважительное отношение друг к другу. На занятиях общаемся исключительно по теме.
<<Форма демодоступа>>
Особенность современного поколения — дети не привыкли к длинным параграфам текста. Им нужно что-то яркое, краткое, интерактивное.
Как мотивировать ребёнка изучать математику?
Многие вообще не понимают, зачем им нужна математика, если нет планов идти на техническую специальность. Ответ прост — прокачивает мозги. Быстрее соображаешь в жизненных ситуациях.
Если не планируете связывать жизнь с математическим профилем, относитесь к школьной программе как к необходимому минимуму. Математику придётся сдать в качестве базового предмета на ОГЭ и ЕГЭ, поэтому игнорировать не получится.
Я стремлюсь показать, что математика бывает интересной. Много забавных задач с красивыми решениями. Иногда при обсуждении выясняется, что задачу можно решить не за 10 действий, а за два шага — и это будет правильно.
Что делать, если математика никак не даётся?
Часто это проблема психологического характера. Детям вбивают в голову, что математика — это сложно. К длинным нудным параграфам в учебнике сложно подступиться. Учитель ставит на ребёнке клеймо «троечника» или «двоечника».
Если не внушать детям, что они глупые и у них ничего не получится, у них получится ровно всё.
Школьникам, которых математика повергает в стресс, я советую перестать воспринимать уроки как экзамен на выживание. Ведь всё можно найти, прочитать, усвоить в комфортном формате. Используйте дополнительные источники, где темы объясняют на пальцах.
Даже экзаменов бояться не стоит. Представьте, что это очередная контрольная. Это помогает — дети возвращаются с экзамена и говорят: «Да, действительно, это мы с вами проходили, и тут тоже знакомое всё было, и это сто раз делали».
Не слушайте окружающих, если те твердят, что вы глупый. Докажите обратное! Иногда даже спортивный интерес просыпается — и преодолеваешь свои страхи.
Какие плюсы и минусы у онлайн-обучения?
Онлайн-образование позволяет вещать из любой точки земного шара, в любое время, на любую аудиторию. Ребята в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» очень активны в чате — общаются со мной во время занятия, задают вопросы, реагируют на задания.
Но кто-то предпочитает почаще отмалчиваться, и это тоже нормально. Детям-интровертам онлайн-формат, как правило, больше подходит — они могут спокойно сидеть, решать задачки, и никто лишний раз не дёргает.
Большой плюс — возможность пересмотреть занятие в записи. Если что-то не до конца усвоил, хочешь вернуться — просто включаешь ещё раз.
Ещё преимущество — интерактивные домашние задания, которые выполняются прямо на сайте. Это удобно и детям, и педагогам.
Трудно ли сдавать ОГЭ и ЕГЭ по математике?
Что касается ОГЭ, то там практически не бывает сюрпризов. Вполне адекватная тестовая часть. Вторая часть (задания с развёрнутым ответом) тоже в рамках понимания. Зная школьную программу, решить ОГЭ на пятёрку — не проблема. Особого внимания заслуживает только геометрия — в этом разделе иногда мелькают задачки посложнее.
То же самое с базовым ЕГЭ (Единый государственный экзамен по математике делится на базовый и профильный уровни — прим. ред.). Всё, что нужно, — показать знания по основному минимуму школьной программы.
А профильная версия уже сложнее. Вероятность того, что встретится задачка с подводными камнями, куда выше. Например, задание с параметром — страшная головная боль. В школах редко проходят это в необходимом количестве.
Ещё многих пугает финансовая задачка, которую ввели несколько лет назад, хотя там нужно просто вдуматься в процесс происходящего и представить его себе.
19 задание в заключительной части — полуолимпиадное. Проверяются понимание и смекалка. Часто задача основывается на теоремах, которые не проходят в школе.
Главная трудность профильного ЕГЭ по математике заключается в том, что часть теории, которая потребуется, либо не разбирается в школе вообще, либо преподаётся поверхностно.
Но составителей экзаменов можно понять — ведь профильный ЕГЭ, как правило, требуется на соответствующие технические специальности, и будущим абитуриентам серьёзных вузов полезно уже в 11 классе ориентироваться на уровень первого курса.
Что важно при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ?
Начать готовиться как можно раньше, если у вас слабая база. В идеале нужно около двух лет, если стремитесь к высоким баллам. А ребятам с хорошей базой обычно достаточно года.
Важно не полагаться только на курсы или репетиторов. Часто думают — я записался на занятия, всё будет супер. Но огромную роль играет самостоятельная работа. Если вы не делаете домашки и не занимаетесь в перерыве между уроками, эффекта будет мало.
Один из моих учеников, когда только пришёл, написал профиль на 27 баллов. За год активной самостоятельной работы и наших занятий он вышел на прекрасный результат — 76 баллов за ЕГЭ. Дело в желании — ученик сильно хотел поступить в конкретный вуз.
Ещё важно уметь внимательно читать задания. Распространённая ошибка — пробегать глазами между строк и кидаться решать.
Что нужно, чтобы успешно освоить ваш курс в «Фоксфорде»?
Вот несколько рекомендаций:
- Будьте внимательны на занятиях. Это половина успеха — усваивать материал сразу из первоисточника.
- Не стесняйтесь задавать вопросы. Быть в диалоге с преподавателем — круто. Погружаясь в контекст, вы поймёте и запомните гораздо больше.
- Учите теорию. Даже если вы хорошо умеете решать то или иное задание, не зазубривая теорию, однажды столкнётесь с тем, что другое решить не можете просто потому, что не хватит теоретической базы.
Чем вы увлекаетесь?
Уже три года занимаюсь вейкбордингом — это вид спорта, при котором катаешься на доске за катером или лебёдкой. В Санкт-Петербурге, где я живу, много станций для вейкбординга. Я предпочитаю кататься за лебёдкой — не такая большая скорость.
Недавно начала развивать канал на YouTube, где рассказываю сложные математические темы кратко и простым языком. Это некий вызов — попробуй объясни тему за две минуты так, чтобы было понятно даже ребёнку.
Смотрю другие научно-популярные и образовательные каналы — например, Яна Топлеса. Это разгружает голову и даёт информацию об окружающем мире.
Владею немецким — уровень между С1 и С2. Даже вела занятия по высшей математике на немецком — помогала девушке из Германии. Пришлось разбираться в терминах и некоторых формулировках, но всё прошло отлично.
Красота математики в её универсальности. Неважно, на каком языке ты говоришь и в какой стране живёшь. Математика везде одна.
Английский тоже прокачиваю — часто смотрю фильмы в оригинале. Слушаю самую разнообразную музыку — не дай бог кому-нибудь увидеть мой плейлист. Там всё — и рок, и танцевальная. Из писателей люблю Оскара Уайльда и Стивена Кинга.
Что пожелаете ученикам домашней онлайн-школы «Фоксфорда»?
Не бойтесь трудностей! Сложно — это круто. Вы прокачиваете свои мозги.
Всё будет хорошо!
Или напишем на почту, если не получится дозвониться