Ребёнок и плохая компания в школе: советы психолога родителям
Вместе с психологом разобрались, по каким признакам можно понять, что ребёнок попал в плохую компанию, как помочь ему и куда обращаться родителям.
- 24.10.2024
- Время чтения:10 минут
Ксения Костина,
психолог в Фоксфорде, практикующий психолог, ACT-терапевт
Круг общения сильно влияет на формирование взглядов, ценностей и поведения ребёнка. Особенно в подростковом возрасте мнение сверстников приобретает сверхценность и может затмевать даже авторитет родителей. Если вовремя не заметить изменения, то можно упустить момент отдаления, когда влияние на развитие ребёнка чужих людей становится критическим и приобретает деструктивную форму. Укрепившиеся взгляды и модели поведения корректируются сложнее, чем только начинающие формироваться.
Как понять, что ребёнок попал под влияние плохой компании
Вместе с психологом собрали самые частые «звоночки»:
- резко меняется в поведении — становится более грубым, закрытым, употребляет новые странные выражения, которые в семье не используются;
- не желает рассказывать о своих друзьях, не приглашает их в гости и вообще старается не показывать их родителям;
- высказывает убеждения, которые ранее ему были несвойственны;
- прогуливает уроки или скатывается по учёбе;
- врёт без видимой причины;
- одобряет поступки людей, которые совершают преступления или аморальные действия;
- резко меняет круг интересов и общения;
- приобретает вредные привычки;
- поздно возвращается домой без предупреждения, уходит из дома на ночёвки или длительные прогулки без разрешения и информирования родителей.
<<Форма демодоступа>>
Как помочь ребёнку выйти из плохой компании
Запрет на общение с нехорошими друзьями не поможет, а скорее отдалит от вас подростка. Поэтому постарайтесь следовать нашим советам.
Сохраняйте доверительные отношения с ребёнком. Подросток должен знать, что при возникновении любых трудностей он всегда может обратиться за помощью к родителям и они не ранят его ещё сильнее. Например, ребёнок не столкнётся с осуждением, пренебрежением или чрезмерно эмоциональной реакцией.
Не давите и не ругайте. Давление и кажущиеся необоснованными претензии могут только убедить ребёнка в том, что близкие его не понимают, что где-то за пределами дома он найдёт больше принятия. Обсуждая трудности и ошибки, старайтесь не давать эмоциональную оценку самому ребёнку — только его поступкам. Если своими словами транслировать мысль «ты плохой», он в неё поверит. Вместо этого можно попробовать показать принятие ребёнка и любовь к нему, но осудить его конкретные действия: «Ты хороший, но ты поступил плохо».
Обсуждайте новые взгляды и высказывания, которые стали сигналом, что с ребёнком что-то происходит. Делитесь своим мнением, поощряйте подростка рассуждать и развивать свои мысли. В этот момент важно не превратить разговор в лекцию, когда ребёнок пассивно слушает о том, как он не прав. Здорово дать возможность ему высказаться. Так вы не только сможете в дискуссии показать альтернативную точку зрения, но и сами поймёте логику суждений подростка.
Предлагайте альтернативу. Например, места, где есть возможность встретить новых людей или просто узнать, что бывает иначе. Альтернативой может стать новое сообщество, связанное с увлечениями ребёнка, — секции, клубы, спортивные и творческие кружки.
Выясните причины. Иногда это может быть желание найти хоть каких-то друзей, занять место среди сверстников. В некоторых случаях через компанию дети получают то, чего не хватило дома: понимание, принятие, сочувствие, интерес к личности и переживаниям, возможность самоутвердиться и почувствовать свою значимость, успешность. Подумайте о том, чего может не хватать ребёнку, чего он когда-то хотел и не смог получить. Поговорите с подростком, обсудите с ним, что для него самое важное в общении с компанией. Доверительные отношения и интерес к жизни ребёнка за пределами школьных успехов дают родителям возможность вовремя заметить множество зарождающихся изменений, помочь сыну или дочери осознать свои настоящие потребности и вместе придумать способ их безопасной и эффективной реализации.
Помогите развить критическое мышление. Обладая критическим мышлением, ребёнок может вовремя задавать вопросы себе и окружающим, проводить внутреннюю оценку реальности и сопоставлять её результаты с собственными представлениями о мире и своих желаниях.
Когда нужна помощь специалиста
Помощь специалиста нужна, когда вы понимаете, что самостоятельно справиться с негативными изменениями в жизни подростка у вас не получается. Обращаться за помощью — нормально, так поступают ответственные взрослые, которым небезразлична судьба ребёнка.
Есть несколько причин, по которым вы можете обратиться за помощью:
- качество жизни семьи изменилось, все постоянно ругаются, не могут услышать друг друга и найти правильные слова;
- ребёнок регулярно попадает в опасные для жизни и здоровья ситуации, часто необоснованно рискует;
- он отстраняется, уходит из дома, бойкотирует обучение и семейные правила;
- проявляет неконтролируемые, разрушительные эмоции, суицидальные мысли или попытки, остро переживает из-за представлений о себе.
<<Форма семейного образования>>
Где можно найти психологов, работающих с подростками
- Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы. Тут можно получить психолого-педагогическую помощь бесплатно, есть более 30 территориальных отделений в Москве. В 14 отделениях работает подростковый психологический клуб.
- В городах-миллионниках существуют собственные центры, где можно получить психологическую помощь бесплатно. Чтобы проверить, есть ли такой центр в вашем городе, напишите в поисковике «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» и добавьте название вашего города или областного центра.
- Психолога можно найти в интернете, используя различные площадки.
Выбирая специалиста, обязательно попросите диплом о профильном высшем образовании. У добросовестного психолога эти данные должны быть в открытом доступе. Обычно специалисты указывают возрастной диапазон, с которым они готовы проводить сессии, и проблемы, на которых специализируются. Здорово, если у психолога есть метод, с помощью которого он работает.
Обращаясь к подростковому психологу, важно понимать, что родитель — самый важный человек в жизни ребёнка, он должен быть вовлечён в процесс. Просто отвести подростка к психологу недостаточно. Всё то, что отрабатывается и отыгрывается в кабинете специалиста, для лучшего закрепления и более заметного прогресса должно поддерживаться дома. Ведь если ребёнок учится новым стратегиям поведения, а потом попадает в привычную среду, где нет помощи и поддержки, он скорее возвращается в привычное русло, а проведённая работа становится неэффективной, впустую тратит средства семьи, время ребёнка и специалиста.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться