«В поисках настоящей икры» — история хоумскулинга семьи Доманиных
Интервью с двенадцатилетней Настей, у которой детский церебральный паралич, и её мамой Еленой, отстоявшей для дочери право учиться наравне со всеми.
- 4.10.2021
- Время чтения:5 минут
Крылья надежды
То, что Настя умный и талантливый ребёнок, было понятно сразу. В шесть месяцев дочка начала рисовать пальчиковыми красками, и я видела, что с каждым днём она настойчиво изучала разные сочетания красок и форм. Останавливалась в момент завершения работы. Меня это удивляло. Ей не было и года!
Когда ей было 10 месяцев, я провела эксперимент. Поставила перед ней плюшевого мишку и попросила нарисовать его. Руки плохо слушались, но Настенька справилась. По очертаниям фигуры было сразу понятно, что это именно медведь. А больше всего меня поразило, насколько точно она подобрала цвета!
Успехи в рисовании и горящие глаза дочери подстёгивали меня всё больше и больше развивать её. Было трудно: целыми днями совмещали познание мира через игру и реабилитационные процедуры, а по ночам — чтение специальной литературы, подготовка к экзаменам в университете. Я видела, как она стремительно, жадно впитывает любую информацию. Всякий раз её прогресс вдохновлял меня. За спиной росли крылья.
В полтора года Настя уже умела читать, считать (мы занимались по методике Глена Домана), а в три самостоятельно по книгам освоила таблицу умножения. К Насте приходили педагоги музыки, йоги, рисования. Были и занятия дзюдо в группе с детьми из спортивной школы олимпийского резерва «Спартак», а вечерам — бассейн, баня с берёзовыми вениками.
<<Форма демодоступа>>
За одной партой
Несмотря на наши успехи, в родном Братске (Иркутская область — прим. редакции) Настю не хотели брать в обычную школу. «Девочка не разговаривает, как она будет учиться?» — разводили руками чиновники.
Отстаивать право на обучение по общеобразовательной программе пришлось на психолого-медико-педагогической комиссии в Санкт-Петербурге. Испытание покруче ЕГЭ, скажу я вам! Настя отвечала на вопросы при помощи специальной указки. Она доказала, что бегло читает, великолепно считает, а главное — очень хочет учиться.
Следующим шагом был поиск школы, в которой бы разрешили мне, взрослому человеку, присутствовать на уроках с первоклашками, чтобы помогать дочери. К счастью, нашлась она быстро.
Директор и учителя тридцать пятой братской школы отнеслись к нам с пониманием, любовью и поддержкой. Дети и родители тоже были доброжелательны. Так что мы с Настенькой три года проучились «за одной партой». :)
Новый формат
В 4 классе Насте стало трудно ходить в школу, а я не могла носить её на руках. Нагрузка возросла, и мы перешли на надомное обучение. Однако появились трудности. Материал, которые дети изучали целый день, нужно было усвоить на занятиях с учителем, приходившем из школы, за полтора–два часа. Иногда Настя плохо себя чувствовала и приходилось отменять уроки.
Я вместе с Настей разбиралась, вникали в материал и учились. Она удивлялась, как я могу делать ошибки при устном счёте. Учила меня, подбирала примеры в соответствии с моим уровнем. :)
Ей нравилось углубляться в предметы. Приходилось покупать много книг. От обилия информации мы могли так углубиться в одну тему, что упускали время, которое необходимо было для другой.
Самостоятельных поисков истины было явно недостаточно. Необходим был грамотный наставник, который сможет без потери времени и бесцельной траты сил углубить и расширить знания Насти. И конечно, в памяти свежо было противостояние системы. Насте нужно на 100% быть в теме, чтобы в будущем сдать экзамены и поступить в высшее учебное заведение. Как совместить состояние здоровья и учёбу?
Недолгий поиск в интернете привёл нас в «Домашнюю школу Фоксфорда». Нам бесплатно открыли курсы, чтобы мы опробовали вебинарный формат и поняли, подходит ли он нам.
Мы с дочкой сразу влюбились в «Домашнюю школу Фоксфорда». Было очевидно, что даже её базовая программа даёт более глубокие знания, чем мы получали раньше. Бросилась в глаза связь школы и науки. Все термины научные, сложные, но в этом раскрывается суть и понимание предмета. Здесь не решишь задачку с ходу — нужно хорошенько подумать и применить сразу несколько правил. А Насте нравится глубоко погружаться в предмет и во всём доходить до самой сути.
За шесть месяцев обучения мы выявили и другие плюсы.
- Можно учиться в своём ритме. В обычной школе учителя не поставишь на паузу или перемотку. В «Домашней школе Фоксфорда» Настя изучает тему столько, сколько считает нужным. Один материал даётся легко и она быстро переходит к следующему уроку, с другим приходится ещё раз пересматривать отдельные участки видео и читать дополнительную литературу.
- Можно совмещать учёбу с реабилитацией. Для дочки жизненно важна физическая активность. В обычной школе с её десятиминутными переменами было трудно придерживаться режима, а в периоды лечения, мы вообще выпадали из учебного процесса. Благодаря гибкому графику «Домашней школы Фоксфорда» Настя регулярно делает зарядку, нормально питается и спит.
- Можно видеть разных учителей. От обычной школы на дом к детям с инвалидностью, как правило, ходят два-три предметника, которые преподают сразу несколько дисциплин. В «Домашней школе Фоксфорда» Настя наблюдает совершенно разных учителей по манере преподавания. У каждого свой подход к детям, свои требования — это очень интересно. Объединяет их только — высокий профессионализм и любовь к науке, которая передаётся и нам! Спасибо огромное им за это!
- Можно подготовиться к олимпиадам и экзаменам. В обычной школе профориентация и углубление в нужные предметы начинаются только в старшей школе. В «Домашней школе Фоксфорда» Настя уже сейчас, в 5 классе, имеет возможность скрупулёзно изучать тот материал, который ей особенно интересен. Её любимые уроки — биология, история, география и информатика. В детстве она мечтала стать «космическим хирургом», а сейчас у неё глаза разбегаются от открывающихся возможностей. Летом она изучала поведенческую психологию на примере дрессировки собак. Думаю, в будущем курсы индивидуальной программы помогут ей подготовить к государственным итоговым аттестациям. Настя не упускает шанс попробовать свои силы в международных онлайн-конкурсах «Фоксфорда». По русскому языку заняла III место, а по биологии II.
Единственный минус, который мы обнаружили в новом формате обучения, заключается в отсутствии возможности задать преподавателю вопрос в чате, так как мы в основном просматриваем записи занятий. Но и здесь Настя нашла выход — её вопросы за неё на уроках озвучивают одноклассники. Дочка переписывается с ними в социальных сетях.
В поисках настоящей икры
На мой взгляд, миссия любого родителя — помочь ребёнку найти своё место в мире. Дать как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем ему было легче жить.
Ребёнок с инвалидностью — не исключение. Только такому малышу нужно ещё больше знаний. При физических ограничениях обеспечить себе достойную жизнь можно лишь умственным трудом.
Когда Настя родилась врачи говорили, что она никогда не сможет считать, логопеды утверждали, что она не заговорит. Считает и говорит! Я никого не слушала, потому что видела в её глазах понимание и готовность трудиться. Мы просто продолжали и продолжаем заниматься ежедневно и ежеминутно, помня от чего мы идём и зная куда идём!
Повторюсь, это трудный путь. Ребёнок — не робот, иногда капризничает, да и сама порой устаёшь. Спасибо бабушке, дедушке и всем добрым людям, которые нам помогают. Но результаты подстёгивают на новые достижения!
Расскажу простой пример. Благодаря знаниям, полученным в «Домашней школе Фоксфорда», Настя недавно смогла решить вполне реальную житейскую задачу.
Мы купили икру и никак не могли понять, настоящая она или искусственная. Тогда Настя вспомнила, как Надежда Викторовна Левина на уроке биологии рассказывала, что всё живое состоит из белка, а значит должно свариться. Мы сварили эту икру и увидели, что она искусственная. Это результат принёс бурю радостных эмоций и уверенность в собственных силах. Будем искать настоящую! :)
Или напишем на почту, если не получится дозвониться