Почему поколение Z пишет с ошибками и что с этим делать

Рассказываем, почему подростки перестали стыдиться ошибок и стоит ли из-за этого переживать.

Ценность написанного

Раньше основным средством непринуждённого общения была устная речь, а письменная использовалась для более вдумчивых коммуникаций. Она требовала подготовки: нужно было сесть за стол, взять бумагу, ручку и собраться с мыслями. Мы продумывали план, размышляли над формулировками и перечитывали письмо перед отправкой.    

C появлением интернета всё стало наоборот: теперь мы звоним, только если нужно обсудить что-то важное, а для повседневной болтовни существуют мессенджеры. Мы набираем сообщения походя, не слишком рефлексируя над написанным, а нехватку жестов и интонаций восполняем смайликами. Люди больше не относятся серьёзно к качеству написанного ими текста, как раньше не задумывались о качестве своей устной речи.   

Письменная речь перестала быть культурной ценностью — она превратилась в функцию, обслуживающую общение. И для современных подростков так было всегда.

Ещё десять лет назад показать себя безграмотным в Сети значило стать мишенью для унизительных комментариев. Теперь считается неприличным указывать другим на ошибки — в некоторых сообществах за такое даже могут забанить. Такая «толерантность» порождает цепную реакцию: читая безграмотные тексты, пользователи усваивают ошибочное написание и распространяют ошибку далее. 

Так что теперь представители старшего поколения порой испытывают культурный шок, читая переписку подростков в соцсетях, где смысл написанного ускользает от непосвящённого, теряясь за целыми строчками эмодзи и орфографической неразберихой. 

Но неправильная письменная речь подростков — не показатель их глупости, не бунт и не нигилизм: в школе многие из них получают хорошие оценки по русскому и успешно сдают экзамены. Просто им непонятно, зачем проверять текст на наличие ошибок и опечаток, ведь мы не проговариваем фразы про себя, прежде чем произнести их. Умение писать без ошибок не является для поколения Z безусловной ценностью, в отличие от других навыков общения — о них и пойдёт речь далее.

<<Форма демодоступа>>

Новая грамотность

Этот термин впервые использовал английский академик социальных наук Дэвид Бекингем (David Buckingham) в 1993 году. Некоторые учёные подразумевают под ним компетентность в сфере информационных технологий, умение свободно ориентироваться в интернете, пользоваться современной техникой и ПО. Но есть и более широкая трактовка. 

Профессор Коннектикутского университета Дональд Леу (Donald Leu) считает, что новая грамотность — это необходимое для современного человека умение постоянно подстраиваться под стремительные социокультурные изменения, связанные с техническим прогрессом. 

Что может быть важным в преподавании чтения и грамотности, так это не учить студентов какому-нибудь своду новых правил, а скорее учить их тому, как постоянно учиться новым навыкам, необходимость в которых будет расти с течением жизни.
                                                                                                профессор Дональд Леу

Такое определение созвучно понятию функциональной грамотности, о которой мы рассказывали ранее.

<<Перелинковка>>

Грамотность нового времени — это не знание орфографии и пунктуации и даже не владение синтаксисом поисковых запросов и HTML, как было ещё несколько лет назад. Сейчас это умение быстро находить нужную информацию среди гиперссылок и контекстной рекламы, критически оценивать и систематизировать данные, полученные из текстов, подкастов и видео, чтобы создать на их основе контент для собственной аудитории. Для поколения «цифровых аборигенов» эти навыки естественны, и в современном мире они оказались важнее, чем правила чередования гласных в корне слова. 

Однако не стоит думать, что грамотная письменная речь скоро исчезнет как пережиток прошлого. Она была и остаётся важным маркером для людей, которые много читают и занимаются литературным творчеством. А таких в новом поколении куда больше, чем может показаться со стороны. 

Доказательство тому — сверхпопулярная культура фанфикшена. Подростки пишут истории по мотивам любимых книг, фильмов, комиксов, видеоигр или всего этого сразу. Здесь действуют законы серьёзной литературы: каким бы интересным ни был сюжет фанфика, если он написан безграмотно — его не воспримут всерьёз. Поэтому фикрайтеры, претендующие на успех и признание, следят за чистотой языка. Хорошим тоном в их среде считается пользоваться услугами бета-ридеров — читателей из ближайшего окружения автора, которые проверяют текст перед публикацией, выполняя функции корректора и редактора.

Но как объяснить подросткам, что грамотность — это не фишка, а необходимость?

<<Форма аттестации>>

Что делать

Современные подростки способны самостоятельно находить и быстро усваивать огромные массивы информации — это характерная особенность поколения, родившегося в эпоху интернета. Но чтобы они были готовы тратить силы на изучение чего-либо, им должно быть интересно. А ещё подростки должны быть уверены, что данные навыки будут им полезны: у них нет времени на то, чтобы учиться чему-то «на всякий случай».   

Роль педагога сегодня — показать, что вообще существует и что может быть интересно. Ведь если нет вопроса, нет и поиска. Если ты не знаешь, что искать, не поможет даже сотня поисковых систем.
Иногда ребята спрашивают: «А зачем учить русский, если в каждом телефоне есть автокоррекция?» Я объясняю, что язык — это и есть твоя личность. Владение русским языком — это и уровень будущей работы, и способность пройти собеседование, и многое другое. Поэтому надеяться на одну лишь автокоррекцию в телефоне не стоит. 
                                                                                                                  Евгения Овтина,
                                          учитель русского языка в «Домашней школе Фоксфорда»

<<Перелинковка2>>

Впрочем, дело совсем не в том, помогает ли знание правил русского языка добиться успеха в жизни. Просто грамотность — это такой же признак цивилизованного человека, как привычка регулярно принимать душ. Ведь мы моемся не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, а потому что не хотим ходить грязными. Постарайтесь донести эту мысль до своего ребёнка. 

И конечно, больше читайте: при ребёнке и вместе с ним. Делитесь любимыми книгами и открывайте новые. Люди, которые много читают, учатся грамотно писать автоматически. 

Иллюстрация: Jordan Kay / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован