Школа с индивидуальным подходом: миф или реальность

Разбираемся, почему школам невыгодно подбирать форматы и методы персонально под каждого ребёнка, и что делать, если школьник хочет учиться в своём темпе.

  • 16
    .
    09
    .
    2021
  • Время чтения:

    3 минуты

В чём смысл индивидуального подхода к ребёнку в школе

Основы индивидуального подхода в педагогике заложил К.Д. Ушинский. Он считал, что даже в группе важно учитывать особенности каждого ребёнка, а не воспринимать класс как целое.

Суть индивидуального подхода заключается в том, что ребёнок может освоить любой предмет по подходящей ему методике. Кому-то легче усваивать информацию в видеолекциях, кому-то — в игровой форме, а кому-то — читая параграфы. Обучение станет эффективным, если строить его через сильные стороны ребёнка.

Индивидуальный подход — не равно индивидуальное обучение. Он возможен и в группе, а индивидуальное обучение — это самостоятельные занятия или работа с педагогом один на один. 

Почему индивидуального подхода нет в обычной школе

По нескольким причинам индивидуальный подход редко встречается в традиционных школах.

Переполненность классов. Порой в одном коллективе учится до 30 ребят, а урок длится всего 45 минут. У загруженного педагога не остаётся времени отдельно поработать с каждым и уделить внимание. На внедрение новых форматов сил и ресурсов тоже не остаётся.

Заточенность под шаблоны. Традиционное образование не подразумевает вольностей: даже творческие сочинения пишутся по определённой структуре. Прогресс детей оценивается по критериям ФГОС, которые в основном направлены на объединение разрозненных программ и приведение их в систему. Хотя ФГОС часто обновляются, по факту внедрять новые форматы и отходить от привычной методики трудно. 

Отсутствие финансирования. Индивидуальный подход часто предполагает тьюторское сопровождение — закрепление за ребёнком персонального наставника, который мотивирует и помогает во время учебы. У учителей, как правило, нет возможности брать на себя дополнительную нагрузку, а нанимать отдельных сотрудников школа не хочет.

Этическая сторона вопроса. Многие придерживаются мнения, что в школе и не нужен индивидуальный подход. Как правило, традиционные учебные заведения стараются искоренять различия между учениками — от школьной формы и до одинаковых требований к детям независимо от их способностей. Считается, что школа задаёт общепринятые нормы, которым нужно соответствовать. А «выделение» детей разовьёт чувство зависти и соперничества. 

Где применяют индивидуальный подход

Если вы чувствуете, что ребёнку не подходит стандартное обучение в большом коллективе, рассмотрите альтернативное образование. Вот несколько вариантов.

Частные школы с индивидуальным подходом. Классы в частных учебных заведениях гораздо меньше, что позволяет учителю уделять внимание каждому ребёнку. У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам даётся больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а воспитании личности. В некоторых школах даже нет классов и уроков в привычном понимании.

Вальдорфские школы. Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны под мягким руководством учителя.

Школы Монтессори. Эти учебные заведения идеальны для детей с разными стилями обучения: аудиалов, которые воспринимают информацию на слух, визуалов, которые лучше воспринимают с помощью зрения, и кинестетиков, которые познают мир через тактильные ощущения. 

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся учит то, что его сейчас привлекает. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

Онлайн-школы. Здесь обучение часто персонализировано: например, в «Домашней школе и Экстернате Фоксфорда» дети могут учиться по индивидуальному маршруту — самостоятельно выбирать методики, темп и профильные дисциплины. К каждому школьнику может прикрепиться наставник, который курирует его на протяжении учёбы. Ещё есть тьюторы — специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые помогают выстроить траекторию обучения с упором на сильные стороны школьника.  

Как применяют индивидуальный подход

Вот как педагоги добиваются персонализации обучения в группе.  

Задействуют разные методы. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» каждый учитель подключает множество форматов: видео, документальные фильмы, подвижные интерактивные игры и даже мемы. Преподаватель физики Александр Улитин убеждён: если найти правильный подход, предмет освоит любой. 

Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин. 

Педагоги готовят для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, подсказками. Приносят подходящие к теме урока вещи и предметы, которые можно рассмотреть. Придумывают задания разного уровня сложности.

Разнообразие материалов и вариантов объяснения — залог того, что тему поймут все ученики в классе вне зависимости от уровня подготовки.

Устанавливают контакт с каждым ребёнком. В индивидуальном подходе важно изучить особенности и потребности конкретного школьника. Это делается с помощью личной беседы, опросов, диагностик и тестирований.

Например, в онлайн-школе «Фоксфорда» проходят консультации для будущих учеников, где можно определиться с образовательным маршрутом и понять, что ребёнку нужно от обучения. Кто-то хочет поступать в зарубежный вуз и делать упор на иностранный язык, кто-то мечтает о профильном лицее после девятого класса и хочет фокусироваться на нужных дисциплинах, а кому-то достаточно базового образования, чтобы получить аттестат.

Помогают ребёнку ставить цели и анализировать свой прогресс. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть тьюторы — они проводят диагностику сильных сторон и помогают выбрать профиль обучения, сформулировать цели и расставить приоритеты. Все тьюторы имеют высшее психолого-педагогическое образование.

Ещё есть наставники — они проводят с ребёнком регулярные встречи один на один, направленные на развитие soft skills (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления), следят за нагрузкой ребёнка, помогают ему распределять время, консультируют семью о процессе учёбы и успеваемости, мотивируют и подбадривают.

Постройте индивидуальный образовательный маршрут!

Помогаем развивать таланты и углублённо изучать любимые предметы. Оставьте свои данные, чтобы получить подробную консультацию.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать