Школа с индивидуальным подходом: миф или реальность
Разбираемся, почему школам невыгодно подбирать форматы и методы персонально под каждого ребёнка и что делать, если школьник хочет учиться в своём темпе.
- 19.9.2024
- Время чтения:5 минут
В чём смысл индивидуального подхода к ребёнку в школе
Основы индивидуального подхода в педагогике заложил К. Д. Ушинский. Он считал, что даже в группе важно учитывать особенности каждого ребёнка, а не воспринимать класс как целое.
Суть индивидуального подхода заключается в том, что ребёнок может освоить любой предмет по подходящей ему методике. Кому-то легче усваивать информацию в видеолекциях, кому-то — в игровой форме, а кому-то — читая параграфы. Обучение станет эффективнее, если организовать его с учётом сильных сторон ребёнка.
Индивидуальный подход не равен индивидуальному обучению. Он возможен и в группе, а индивидуальное обучение — это самостоятельные занятия или работа с педагогом один на один.
<<Форма демодоступа>>
Почему индивидуального подхода нет в обычной школе
По нескольким причинам индивидуальный подход редко встречается в традиционных школах.
Переполненность классов. Порой в одном коллективе учатся до 30 ребят, а урок длится всего 45 минут. У загруженного педагога не остаётся времени отдельно поработать с каждым и уделить всем внимание. На внедрение новых форматов сил и ресурсов тоже не остаётся.
Заточенность под шаблоны. Традиционное образование не подразумевает вольностей: даже творческие сочинения пишутся по определённой структуре. Прогресс детей оценивается по критериям ФГОС, которые в основном направлены на объединение разрозненных программ и приведение их в систему. Хотя ФГОС часто обновляются, на практике внедрять новые форматы и отходить от привычной методики достаточно трудно.
Отсутствие финансирования. Индивидуальный подход часто предполагает тьюторское сопровождение — закрепление за ребёнком персонального наставника, который мотивирует и помогает во время учёбы. У учителей, как правило, нет возможности брать на себя дополнительную нагрузку, а нанимать отдельных сотрудников школа не хочет.
Этическая сторона вопроса. Многие придерживаются мнения, что в школе и не нужен индивидуальный подход. Как правило, традиционные учебные заведения стараются искоренять различия между учениками — от школьной формы и до одинаковых требований к детям независимо от их способностей. Считается, что школа задаёт общепринятые нормы, которым нужно соответствовать. А «выделение» детей разовьёт чувство зависти и соперничества.
Где применяют индивидуальный подход
Если вы чувствуете, что ребёнку не подходит стандартное обучение в большом коллективе, рассмотрите альтернативное образование. Вот несколько вариантов.
Частные школы с индивидуальным подходом. Классы в частных учебных заведениях гораздо меньше, что позволяет учителю уделять внимание каждому ребёнку. У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам даётся больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. В некоторых школах даже нет классов и уроков в привычном понимании.
Вальдорфские школы. Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны под мягким руководством учителя.
Монтессори-школы. Эти учебные заведения идеальны для детей с разными стилями обучения: аудиалов, которые воспринимают информацию на слух, визуалов, которые лучше воспринимают с помощью зрения, и кинестетиков, которые познают мир через тактильные ощущения.
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира: каждый учащийся изучает то, что его интересует в текущее время. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.
Онлайн-школы. Здесь обучение часто персонализировано: например, в Домашней школе Фоксфорда дети могут учиться по индивидуальному маршруту — самостоятельно выбирать методики, темп и профильные дисциплины. Ученика сопровождает наставник, который курирует его на протяжении учёбы. Ещё есть тьюторы — специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые помогают выстроить траекторию обучения с упором на сильные стороны школьника.
<<Форма семейного образования>>
Как применяют индивидуальный подход
Вот как педагоги добиваются персонализации обучения в группе.
Задействуют разные методы. В Домашней школе Фоксфорда каждый учитель подключает множество форматов: видео, документальные фильмы, подвижные интерактивные игры и даже мемы. Преподаватель физики Александр Улитин убеждён: если найти правильный подход, предмет освоит любой.
«Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин». Александр Улитин, преподаватель физики в Домашней школе Фоксфорда
Педагоги готовят для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, подсказками. Приносят подходящие к теме урока вещи и предметы, которые можно рассмотреть. Придумывают задания разного уровня сложности. Разнообразие материалов и вариантов объяснения — залог того, что тему поймут все ученики в классе вне зависимости от уровня подготовки.
Устанавливают контакт с каждым ребёнком. В индивидуальном подходе важно изучить особенности и потребности конкретного школьника. Это делается с помощью личной беседы, опросов, диагностик и тестирований.
Например, в Домашней школе Фоксфорда проходят консультации для будущих учеников, где можно определиться с образовательным маршрутом и понять, что ребёнку нужно от обучения. Кто-то хочет поступать в зарубежный вуз и делать упор на иностранный язык, кто-то мечтает о профильном лицее после девятого класса и хочет фокусироваться на нужных дисциплинах, а кому-то достаточно базового образования, чтобы получить аттестат.
Помогают ребёнку ставить цели и анализировать свой прогресс. В Домашней школе Фоксфорда есть наставники — они проводят с ребёнком регулярные встречи один на один, направленные на развитие навыков тайм-менеджмента, коммуникации и креативного мышления, следят за нагрузкой ребёнка, помогают ему распределять время, консультируют семью по вопросам о процессе учёбы и успеваемости, мотивируют и подбадривают. А ещё есть тьюторы — они проводят диагностику сильных сторон и помогают выбрать профиль обучения, сформулировать цели и расставить приоритеты. Все тьюторы имеют высшее психолого-педагогическое образование.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться