Школа с индивидуальным подходом: миф или реальность

Разбираемся, почему школам невыгодно подбирать форматы и методы персонально под каждого ребёнка и что делать, если школьник хочет учиться в своём темпе.

В чём смысл индивидуального подхода к ребёнку в школе

Основы индивидуального подхода в педагогике заложил К. Д. Ушинский. Он считал, что даже в группе важно учитывать особенности каждого ребёнка, а не воспринимать класс как целое.

Суть индивидуального подхода заключается в том, что ребёнок может освоить любой предмет по подходящей ему методике. Кому-то легче усваивать информацию в видеолекциях, кому-то — в игровой форме, а кому-то — читая параграфы. Обучение станет эффективнее, если организовать его с учётом сильных сторон ребёнка.

Индивидуальный подход не равен индивидуальному обучению. Он возможен и в группе, а индивидуальное обучение — это самостоятельные занятия или работа с педагогом один на один. 

<<Форма демодоступа>>

Почему индивидуального подхода нет в обычной школе

По нескольким причинам индивидуальный подход редко встречается в традиционных школах.

Переполненность классов. Порой в одном коллективе учатся до 30 ребят, а урок длится всего 45 минут. У загруженного педагога не остаётся времени отдельно поработать с каждым и уделить всем внимание. На внедрение новых форматов сил и ресурсов тоже не остаётся.

Заточенность под шаблоны. Традиционное образование не подразумевает вольностей: даже творческие сочинения пишутся по определённой структуре. Прогресс детей оценивается по критериям ФГОС, которые в основном направлены на объединение разрозненных программ и приведение их в систему. Хотя ФГОС часто обновляются, на практике внедрять новые форматы и отходить от привычной методики достаточно трудно. 

Отсутствие финансирования. Индивидуальный подход часто предполагает тьюторское сопровождение — закрепление за ребёнком персонального наставника, который мотивирует и помогает во время учёбы. У учителей, как правило, нет возможности брать на себя дополнительную нагрузку, а нанимать отдельных сотрудников школа не хочет.

Этическая сторона вопроса. Многие придерживаются мнения, что в школе и не нужен индивидуальный подход. Как правило, традиционные учебные заведения стараются искоренять различия между учениками — от школьной формы и до одинаковых требований к детям независимо от их способностей. Считается, что школа задаёт общепринятые нормы, которым нужно соответствовать. А «выделение» детей разовьёт чувство зависти и соперничества. 

Где применяют индивидуальный подход

Если вы чувствуете, что ребёнку не подходит стандартное обучение в большом коллективе, рассмотрите альтернативное образование. Вот несколько вариантов.

Частные школы с индивидуальным подходом. Классы в частных учебных заведениях гораздо меньше, что позволяет учителю уделять внимание каждому ребёнку. У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам даётся больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. В некоторых школах даже нет классов и уроков в привычном понимании.

Вальдорфские школы. Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны под мягким руководством учителя.

Монтессори-школы. Эти учебные заведения идеальны для детей с разными стилями обучения: аудиалов, которые воспринимают информацию на слух, визуалов, которые лучше воспринимают с помощью зрения, и кинестетиков, которые познают мир через тактильные ощущения. 

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира: каждый учащийся изучает то, что его интересует в текущее время. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.

Онлайн-школы. Здесь обучение часто персонализировано: например, в Домашней школе Фоксфорда дети могут учиться по индивидуальному маршруту — самостоятельно выбирать методики, темп и профильные дисциплины. Ученика сопровождает наставник, который курирует его на протяжении учёбы. Ещё есть тьюторы — специалисты с педагогическим и психологическим образованием, которые помогают выстроить траекторию обучения с упором на сильные стороны школьника.

<<Форма семейного образования>>  

Как применяют индивидуальный подход

Вот как педагоги добиваются персонализации обучения в группе.  

Задействуют разные методы. В Домашней школе Фоксфорда каждый учитель подключает множество форматов: видео, документальные фильмы, подвижные интерактивные игры и даже мемы. Преподаватель физики Александр Улитин убеждён: если найти правильный подход, предмет освоит любой. 

«Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни. Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин». Александр Улитин, преподаватель физики в Домашней школе Фоксфорда

Педагоги готовят для детей тексты с выделенными ключевыми словами, иллюстрациями, подсказками. Приносят подходящие к теме урока вещи и предметы, которые можно рассмотреть. Придумывают задания разного уровня сложности. Разнообразие материалов и вариантов объяснения — залог того, что тему поймут все ученики в классе вне зависимости от уровня подготовки.

Устанавливают контакт с каждым ребёнком. В индивидуальном подходе важно изучить особенности и потребности конкретного школьника. Это делается с помощью личной беседы, опросов, диагностик и тестирований.

Например, в Домашней школе Фоксфорда проходят консультации для будущих учеников, где можно определиться с образовательным маршрутом и понять, что ребёнку нужно от обучения. Кто-то хочет поступать в зарубежный вуз и делать упор на иностранный язык, кто-то мечтает о профильном лицее после девятого класса и хочет фокусироваться на нужных дисциплинах, а кому-то достаточно базового образования, чтобы получить аттестат.

Помогают ребёнку ставить цели и анализировать свой прогресс. В Домашней школе Фоксфорда есть наставники — они проводят с ребёнком регулярные встречи один на один, направленные на развитие навыков тайм-менеджмента, коммуникации и креативного мышления, следят за нагрузкой ребёнка, помогают ему распределять время, консультируют семью по вопросам о процессе учёбы и успеваемости, мотивируют и подбадривают. А ещё есть тьюторы — они проводят диагностику сильных сторон и помогают выбрать профиль обучения, сформулировать цели и расставить приоритеты. Все тьюторы имеют высшее психолого-педагогическое образование.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован